На некоторых заправках под видом бензина А-92 продают европейский бензин А-95
Уже второй месяц на отечественном топливном рынке не происходит никаких существенных ценовых потрясений. Тем не менее стоимость горючего постепенно увеличивается. В частности, в среднем по стране за последние две недели цена литра бензина А-80 выросла на 6 копеек, до 9 гривен 48 копеек, бензина А-92 — на 12 копеек, до 10 гривен 1 копейки, а бензина А-95 — всего на 1 копейку, до 10 гривен 34 копеек. При этом дизельное топливо подешевело на 4 копейки, до 9 гривен 75 копеек.
«Ввиду катастрофической ситуации с качеством нефтепродуктов могу порекомендовать водителям быть особо бдительными и отдавать предпочтение проверенным сетям автозаправок»
Водители, использующие для заправки своих автомобилей бензин А-92, стали замечать, что на некоторых заправках этой марки горючего нет. Рассказать о ситуации на топливном рынке «ФАКТЫ» попросили директора консалтинговой компании «А-95» Сергея Куюна.
— С чем связано возникновение дефицита бензина А-92?
— Во-первых, в последнее время заметно выросли объемы потребления этой марки горючего. После существенного подорожания бензина А-95 водители ради экономии стали массово переходить с «пятого» на «второй». Во-вторых, на фоне растущего спроса в июне сократились поставки бензина А-92 из Белоруссии, так как Мозырский завод ушел на плановый ремонт в начале мая. При этом отечественные заводы, которые преимущественно наполняют рынок этим продуктом, производство не увеличили, хотя уже полгода рассказывают о том, что готовы полностью обеспечить страну топливом. Однако первый же экзамен наши НПЗ успешно провалили.
В результате на некоторых заправках возникли перебои с бензином А-92. Нами обнаружены случаи продажи бензина А-95 из Европы под видом А-92, так как взять «второй» неоткуда. Да и по цене евробензин оказался дешевле украинского А-92.
Хочу отметить, что дефицит А-92 не критичен, хотя и придал толчок росту цен на эту марку. Думаю, в ближайшее время проблема будет решена, на днях ожидается прибытие танкера с бензином А-92 из Румынии, а ближе к концу месяца белорусские поставщики обещают постепенное увеличение объемов импорта.
— С 1 июля вступят в силу прежние, повышенные ставки акцизного сбора, которые были временно снижены правительством в апреле. Это повлияет на розничную стоимость горючего?
— Размер повышения налогов существенный, акциз на бензин вырастет на 50 евро на тонне. Это эквивалентно 50 копейкам на литре. Но я полагаю, что в нынешней ситуации такого роста ожидать не следует. Во-первых, подъем будет плавным и, скорее всего, во второй половине июля. Во-вторых, стоимость нефтепродуктов на АЗС и так достаточно высока, в связи с чем владельцы колонок опасаются поднимать цены, чтобы не потерять объемы продаж. Если мировой рынок нефти не преподнесет очередной сюрприз, возможное подорожание составит 20-25 копеек на литре бензина. А вот дизтопливо вряд ли станет дороже, хотя акциз на него тоже вырастет на 20-30 евро на тонне.
К слову, Министерство финансов уже анонсировало намерение с 2012 года увеличить акцизный сбор на топливо на 8-9 процентов. Безусловно, это также приведет к некоторому росту цен. С другой стороны, налоги на нефтепродукты в Украине остаются ниже не только, чем в Европе, но и чем, например, в соседней Белоруссии. Везде это существенный источник бюджетных поступлений. Другое дело, что в Европе и Белоруссии люди покупают дорогой бензин без опасений за его качество. У нас же пока в этом плане движение одностороннее — налоги, а с ними и цены, повышаются, но на контроль качества государство как ничего не давало, так и не дает. Без преувеличения могу сказать, что ситуация с качеством сегодня катастрофическая. В этой связи стоит порекомендовать водителям быть особо бдительными и отдавать предпочтение проверенным сетям автозаправок.
«Введение предлагаемого размера пошлин поднимет цену на бензин А-95 выше 12 гривен за литр, а дизтоплива — почти до 11 гривен за литр»
— Насколько эффективны попытки правительства повлиять на ситуацию рыночными методами с помощью товарных интервенций?
— С этими интервенциями сложилась анекдотическая ситуация. Еще в апреле НАК «Нефтегаз Украины» закупил нефть для переработки на Лисичанском НПЗ и до сих не может продать полученные нефтепродукты. Проведено четыре безрезультатных аукциона, не продано ни тонны топлива. Причина проста: «дешевое» государственное топливо оказалось на 6-17 процентов(!) дороже, чем у частных компаний. Например, оптовая цена А-95 составила почти 10 гривен 50 копеек за литр, тогда как правительство требует от владельцев бензоколонок торговать по 10 гривен за литр. «Нефтегаз» предлагал дизтопливо дороже, чем оно стоит на АЗС. Но худа без добра не бывает, чиновники смогли на деле убедиться, что ценообразование на украинском рынке складывается объективно и ни о каких спекуляциях речь не идет.
— В начале года Министерство энергетики активно лоббировало введение пошлин на ввоз горючего из-за рубежа. Стоит ли ожидать в ближайшее время этого дополнительного налога для водителей?
— В результате весьма бурных дебатов участникам рынка и экспертам удалось донести до высшего руководства страны ошибочность и опасность этого чисто лоббистского проекта владельцев украинских НПЗ. Премьер-министр Николай Азаров и министр энергетики Юрий Бойко публично заявили о нецелесообразности введения пошлин на топливо. В то же время есть информация, что НПЗ продолжают лоббировать этот вопрос. Лично мне вышеупомянутый дефицит А-92 напоминает элементарный саботаж с целью обвинить Мозырский НПЗ в срыве поставок и снова поднять вопрос пошлин. Не вдаваясь в детали, скажу, что с учетом планируемого повышения акциза с 1 июля введение предлагаемого размера пошлин поднимет цену на бензин А-95 выше 12 гривен за литр, а дизтоплива — почти до 11 гривен за литр. Не думаю, что автомобилисты будут этому рады.
785Читайте нас в Facebook