Марк Захаров: «Шура Ширвиндт ночью залез через окно к новобрачным — Голубкиной и Миронову — и укусил невесту за пятку»
![Захаров](http://fakty.ua/photos/article/13/65/136515w540zc0.jpg?v=224210)
Марк Захаров по праву считается одним из самых талантливых режиссеров на постсоветском пространстве. На протяжении многих лет он возглавляет театр «Ленком», на его сцене поставил первую советскую рок-оперу «Юнона и Авось». Захаров снял целый ряд фильмов, которые стали явлением в нашей культуре: «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона», «Формула любви».
«Какой-то дурной романтизм, он же оптимизм, помог мне выскользнуть из-под тяжелого пресса цензурного аппарата»
— Марк Анатольевич, это правда, что вас в театре часто называют Мрак Анатольевич? Это потому что вы тиран?
— Нет. Потому что я часто придумываю смешные вещи с мрачной физиономией. Но на самом деле я постоянно живу надеждами на лучшее будущее.
— Скажите, как вам удается столько времени остро чувствовать перемены, говорить о них силами искусства и при этом не выглядеть смешным и глупым?
— Знаете, новое чаще всего пугает только стариков. А старость наступает тогда, когда человек так много говорит и не может при этом остановиться, и в итоге забывает, с чего начал свою речь. Это уже признак некоторого увядания. Поэтому я очень слежу за собой, особенно когда общаюсь с артистами — стараюсь недолго, по-деловому и четко.
— А как вам в 1988 году удалось в фильме «Убить дракона» с такой точностью предсказать, что произойдет с нашей страной ровно через три года?
— Заслуга, скорее, не моя. Мне помог гений Евгения Шварца. Изначально это его пьеса. Вот в ком поражает дар предвидения. Не забывайте, это было написано в 1942 году!
— Но вы же сняли фильм, имея в виду нашу страну образца 1980-х, а не сталинской эпохи.
— Иногда сочинители, а я себя к таковым причисляю, что-то угадывают. Это очень ответственно и опасно. Я тоже чего-то угадывал.
— Тогда, может, сейчас угадаете, что будет с нами через 20 лет?
— Хотите, чтобы я спрогнозировал вам, что будет в стране в 2025 году? Сейчас, кажется, все прогнозы делаются до этой даты. Вот Владимир Ильич Ленин, не мною будь помянут, когда-то сказал Герберту Уэллсу: «А вы приезжайте к нам, батенька, через 10 лет!» Я считаю, когда возникают какие-то затруднения, нужно так и говорить: а вы подождите 10 лет, тогда и посмотрим! И увидим, как мы расцветем и решим все проблемы, которых, как я думаю, не уменьшится, а напротив, увеличится. И по линии новых микроорганизмов, и цунами, и других катаклизмов.
Но все равно во мне сидит какой-то дурной романтизм, он же оптимизм. Кстати, именно он помог мне выскользнуть из-под очень тяжелого пресса цензурного аппарата. Меня несколько раз снимали с работы, но все само собой утрясалось, потому что в стране в эти моменты был какой-то большой непорядок. То в Белом доме, то в министерстве или главке. Иногда, правда, я еще умел ссорить между собой начальство. Его всегда в Москве было много. И все занимались идеологией, культурой.
— Критики только и говорят сейчас о вашей новой постановке — «Пер Гюнт».
— Это одна из вершин мировой литературы. Генрик Ибсен в своем произведении подталкивает нас к тому, чтобы задуматься над очень неприятными вопросами. А неприятны они потому, что мы не можем на них ответить. Кто мы, зачем мы здесь? И мне было интересно и важно взяться именно за такое произведение. Ведь «Ленком» остался без своих ведущих актеров. Абдулов, Янковский, которых уже нет с нами. Караченцов, который не может играть по состоянию здоровья. А еще раньше ушли Евгений Павлович Леонов, Татьяна Пельтцер. И я уповал на то, что русский репертуарный театр — это очаг для воспроизводства талантов.
«Саше Абдулову можно было простить все»
— И все же, Марк Анатольевич, вы сами только что назвали имена, которые говорят сами за себя. Этих актеров нет нужды представлять и напоминать, кто в чем играл. Целая плеяда! А нынешние? Хоть пять имен назовите!
— Есть очень талантливые ребята. А то, что вы сейчас сказали, это же обычное ворчание: «Вот раньше было
— Подождите, видимо, одной техники и способностей все же мало. У Абдулова, Янковского было что-то еще, что-то очень важное.
— Это были феномены. Взять Абдулова. В школе почти не учился — он же жил в Фергане. Школьников заставляли: сдашь несколько килограммов хлопка, засчитаем физику. И он потом восполнил недостаток своего образования следующим удивительным образом. Саша раньше всех купил себе хорошую аппаратуру и посмотрел все знаковые фильмы со всего мира. У меня порой появлялось ощущение, что он видел вообще все фильмы. И если у меня возникал какой-нибудь вопрос, когда я снимал, я обращался к Саше — как к энциклопедии.
— А вам не кажется, что репертуарный театр устарел? Сейчас зритель охотнее идет на антрепризу, поскольку жаждет развлечений, а не раздумий?
— Нет, я так не думаю. Безусловно, театр стал многообразнее. Но посмотрите, в антрепризу идут актеры, ставшие мастерами в репертуарном театре! Скажу честно, у меня к антрепризе холодное отношение. Куда лучше отношусь к кино. Я понимаю, что именно там актеры могут заработать, и иду им навстречу. Отпускаю с репетиций, иногда даже перекраиваю репертуар. И не только теперь — так было и со старой гвардией.
Конечно, и в этом вопросе Абдулову не было равных. Он умел так преподнести необходимость своего отсутствия, что мысль о деньгах даже не возникала. Иногда опаздывал. Приходил ко мне в кабинет с заплаканными глазами: «Марк Анатольевич, простите, но я не мог. Всю ночь сидел у постели умирающей девушки! А утром потерял сознание». Кончилось тем, что мы оба плакали, обнимались, целовались. И только когда через три дня Саша попытался повторить этот же рассказ, я понял: он цитирует «Капитанскую дочку»!
Но Саше можно было простить все. Когда Михаил Глузский потерял ногу, из всей актерской братии только Абдулов действительно дневал и ночевал у его постели. Абдулов относился к тем людям, у которых где-то в подкорке сидит мощный импульс, толкающий их на помощь другому человеку. Леонид Ярмольник такой же. Ему только нужно сказать, что ты попал в трудную ситуацию, — и он обязательно найдет способ помочь.
— Ведь у ваших актеров это от вас, Марк Анатольевич! От ваших фильмов. Взять то же «Обыкновенное чудо». Даже песенка «А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк », если вслушаться
— А знаете, что она осталась в картине только благодаря личному обаянию Андрюши Миронова? Мне из-за этого «бяк-бяк» такое дело шили на «Мосфильме»! У меня же во время работы над фильмом было два руководства — телевидение и «Мосфильм». На телевидении к песенке отнеслись спокойно. Что с бабочки взять, она же дура! А воробышек молодец — прыг-прыг-прыг. Но начальство на «Мосфильме» вдруг сказало: «Марк Анатольевич, вы своим воробушком призываете нас к сексуальной революции!»
Я всячески старался обелить воробушка, говорил, что у него гастрономический интерес к бабочке, не больше. Но они не соглашались. И лишь блестящее исполнение Миронова спасло и меня, и песню. Вообще, порой мне кажется, что есть актеры, чье влияние гораздо сильнее влияния режиссера.
Такое влияние было у Евгения Леонова, но он им никогда не пользовался. Между прочим, я еле уговорил Евгения Павловича сниматься в «Обыкновенном чуде». «Маркуша, это же сказка про волшебника, так?» — спросил он меня. А я ему начал рассказывать, что это притча о муках творчества.
— Слушайте, а правда, что Леонов отказался сниматься в «Мюнхгаузене», и роль бургомистра досталась Леониду Броневому, который блестяще ее сыграл?
— Не совсем так. Евгений Павлович не отказывался. Проблема заключалась в том, что я хотел снимать в фильмах своих актеров из «Ленкома», но одновременно нельзя было совсем оголять театр. Кто-то же должен в лавке остаться! Вот я и пригласил Броневого. Кстати, я тогда уже уговорил его перейти ко мне из Театра на Малой Бронной.
«Помню соблазн, перед которым устоял — не взял на работу в театр мою жену»
— Скажите, а кто придумывал все эти невероятно смешные и точные штрихи, которые столь характерны для ваших фильмов — вы или Григорий Горин?
— Очень многое мы придумывали вместе. В «Мюнхгаузене», например, Янковский стрелял вишневой косточкой в оленя, а у того вырастали рога. И мы решили, что в конце у него должно все же вырасти вишневое дерево. Поехали в охотничье хозяйство и подписали договор с егерем. Заплатили ему аванс. Но второй режиссер был человек ушлый. Взял потом две бутылки водки и пришел к этому егерю. Они выпили, и мой помощник спрашивает: «Как же мы будем оленю на лоб вишню привязывать?» А егерь, который, повторяю, уже взял аванс, отвечает: «Какую вишню! Да олень нас близко к себе не подпустит!» Аванс пришлось списать на непредусмотренные расходы.
— А почему вы больше не работаете в кино?
— Время меняется. У меня было множество предложений: «Обыкновенное чудо-2», «Обыкновенное чудо-3», «Тот самый Мюнхгаузен-4». Хорошо еще, что не предлагали «12 стульев-13»! А если серьезно, была возможность снять «Золотой теленок», но я отказался. К этому времени я прочитал много книг, документов о том, что на самом деле творили большевики. И уже не мог смеяться над тем временем.
Есть и еще одна причина — боюсь. Знаете, очень многие известные, отличные режиссеры в последние годы отвечали на мой вопрос «Чем сейчас занимаешься?» страшной для меня фразой: «Я в простое». Она означает, что у продюсеров закончились деньги на съемки, и проект завис. Для меня это предынфарктное состояние. Или инфаркт. Начать работу над фильмом, жить им, и вдруг — стоп! Нужно ждать год или два, пока снова появятся деньги.
— Марк Анатольевич, не сочтите за грубость, но все же Выражение вашего лица никогда не меняется? Неужели вы с таким же унылым лицом в молодости хулиганили в центре Москвы с тем же Ширвиндтом или Мироновым?
— Хулиганили. Но только по отношению к нашим общим друзьям.
— Говорят, вы волками выли под окнами Ларисы Голубкиной?
— Выли. Причем в ее первую брачную ночь с Мироновым. Мы с Ширвиндтом решили следовать традициям американских индейцев, которые почему-то считали крайне важным мешать новобрачным. И мы выли волками, изображали из себя привидения, но это не производило на невесту никакого впечатления до тех пор, пока Ширвиндт не совершил свой самый героический поступок в жизни. Он залез через окно к новобрачным и укусил Ларочку за пятку
— Ужас какой!
— Нет, ужас был в том, что ей это не понравилось! Считается, что лучшее остроумие я проявил именно в компании и в то время.
— А как люди реагировали на ваши розыгрыши?
— Восторженно! Правда, не все. Особенно недовольны были жены друзей. Так, Миронову мы подложили в чемодан два кирпича и огромный портрет Ленина. А он с Голубкиной как раз ехал в Питер. Это у них было свадебное путешествие. Новобрачная все удивлялась, почему чемодан такой тяжелый? Когда они его наконец открыли в купе, Ларочка сказала Андрею: «С этими друзьями надо кончать!» Чего ей сделать не удалось.
— Скажите, а вы себя сами каким представляете? Этаким рыцарем печального образа?
— Нет, что вы! Я представляю себя человеком веселым, легкомысленным и склонным к дурацким поступкам. Правда, сейчас я уже не позволяю себе ничего подобного. Самодисциплина во мне срабатывает.
— Вы помните соблазн, перед которым не смогли устоять?
— Нет, скорее, помню соблазн, перед которым устоял. Я не взял на работу в театр мою жену.
— Слушайте, вы единственный режиссер, про которого неизвестен ни один театральный роман.
— Потому что существует огромный недостаток информации вокруг меня. Мне несколько раз говорили, что я, видимо, сменил сексуальную ориентацию.
— Сколько лет вы с женой уже вместе живете?
— Это провокационный вопрос, потому что у нас могут быть с ней разночтения. А можно не отвечать? Нет? Ладно, сначала был гражданский брак, причем с давнишних пор. А государство мы поставили в известность в 1956 году.
— У вас такой богатый опыт. Что, по-вашему, самое главное в браке?
— Умение прощать. Умение сдавать немножко назад. А еще понимать: для женщины покупка новой кофточки в магазине, которая с твоей точки зрения ей абсолютно не нужна, потому что в шкафу висит похожая, — очень радостное событие! Именно акт покупки, а не дальнейшее употребление купленной вещи по назначению.
Подготовила Наталия ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»
1429Читайте нас в Facebook