Николай Азаров: «Мы должны в кратчайшие сроки модернизировать и реконструировать нашу газотранспортную систему»
После распада Советского Союза Украине досталось уникальное богатство — ее газотранспортная система. По нашим газопроводам в Европу поставляется около 80 процентов российского голубого топлива. За счет его транзита Украина лишь в нынешнем году заработает почти 3 миллиарда долларов (по мнению экспертов, если бы не ошибки прошлых правительств, эта сумма могла быть намного больше). Увы, у построенного 30 лет назад знаменитого газопровода Уренгой — Помары — Ужгород (проходящего через десять областей нашей страны) появляются молодые и весьма опасные конкуренты. Россия уже закончила прокладку «Северного потока», пролегающего по дну Балтийского моря, и собирается строить «Южный поток» в акватории Черного. Впрочем, эксперты считают, что поставки газа в Европу через украинскую «трубу» так или иначе более выгодны, поскольку требуют меньших издержек. И в будущем Украине вполне по силам значительно увеличить объемы поставок голубого топлива для стран ЕС, где потребление природного газа постоянно растет. Но прежде необходимо провести комплексное обновление газотранспортной системы страны, повысить ее надежность, КПД, а также пропускную способность. О важности такой работы говорилось многие годы, но от слов к делу перешли лишь недавно.
На этой неделе неподалеку от городка Богуслав в Киевской области состоялась торжественная церемония начала проекта по модернизации и реконструкции магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Участие в ней приняли премьер-министр Украины Николай Азаров и министр энергетики Юрий Бойко.
«Эта работа очень важна для обеспечения энергетической независимости нашей страны»
— В кратчайшие сроки мы должны провести громадную по объему работу, — заявил премьер-министр Украины Николай Азаров. — Чем вызвана ее необходимость? У нас нет другого выхода. В этом году вступает в строй ветвь обходного газопровода «Северный поток». Ведутся проектные работы по строительству обходного южного газопровода. Мы должны нашим партнерам — и в Европе, и в России — продемонстрировать все конкурентные преимущества украинской газотранспортной системы. А для этого нужна масштабная реконструкция построенного 30 лет назад газопровода, чтобы снизить затраты на прокачку газа. В этом наш шанс как транзитной державы.
Министр энергетики Юрий Бойко отметил, что развитие украинской газотранспортной системы — это еще и вопрос энергетической независимости страны.
— Мы долго шли к этому проекту, — заявил он. — И я очень рад, что начинаем важнейшую для энергетической независимости нашей страны работу — модернизацию газотранспортной системы. Уверен, что мы с заданием справимся.
Проект модернизации рассчитан на девять лет и разбит на четыре этапа. В ходе первого в обновление ГТС будет вложено более полумиллиарда долларов, из которых свыше 300 миллионов составят кредиты международных финансовых организаций (общий объем инвестиций — более 5 миллиардов долларов). По мнению премьер-министра, это хороший сигнал как для европейских, так и российских инвесторов.
— Очень приятно отметить, что в этой работе вместе с нами участвуют Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, — заметил премьер-министр. — Надеемся, что и ЕС, и Россия примут данный факт во внимание… Мы неоднократно приглашали Россию участвовать в модернизации ГТС. Однако когда делали это на словах, а сами не прилагали материальных усилий, Россия реагировала, как она реагировала. Сейчас совершенно очевидно, что мы эту работу начали. И не просто начали, а начали с участием наших европейских партнеров. Думаю, теперь позиция России будет меняться.
«Проект позволит повысить надежность и снизить потребление топливного газа»
Европа дает Украине средства на очень хороших условиях — под один процент годовых сроком на 15 лет. Однако директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Андре Куусвек подчеркнул, что финансирование модернизации украинской ГТС стало возможным лишь благодаря тем реформам, которые проводятся сейчас правительством.
— Долгое время в Украине была такая политическая обстановка, что мы не видели прогресса в проведении реформ, — заявил он.
По мнению экспертов, проект модернизации окупится достаточно быстро: вложенные средства позволят увеличить объемы прокачки, а издержки на транспортировку снизить. Экономия одного лишь топливного газа составит примерно 600 миллионов кубометров ежегодно.
— На первом этапе модернизации планируется замена 60 километров трубы в тех местах, где газопровод проходит по болотистой местности и где коррозийные процессы идут наиболее интенсивно, — рассказал директор ДК «Укртрансгаз» Сергей Винокуров. — Уменьшение толщины стенок труб на этих участках приводит к частым ремонтам и, соответственно, большим затратам. Будет проводиться и модернизация компрессорных станций, которая позволит повысить коэффициент их полезного действия и продлит срок службы. Все это увеличит надежность и уменьшит потребление топливного газа при перекачке.
— Очень дорого нам теперь обходится то легкомыслие, с которым прежние руководители страны проводили свою политику в области энергетики, — отметил в заключение Николай Азаров. — Ничего не было сделано для достижения энергетической независимости, кроме того, что мы рассорились со своими соседями. Пришло время исправлять эти ошибки и работать на будущее. Эта работа будет находиться под постоянным контролем Президента Украины Виктора Януковича и правительства страны. И Кабинет министров сделает все, чтобы модернизация украинской газотранспортной системы проводилась в срок и качественно.
485Читайте нас в Facebook