Громовица Бердник: «Мольфар Нечай никому не передал свой дар. Он сам сказал это в последний день своей земной жизни»
Жестокое убийство карпатского мольфара Михаила Нечая вызвало в сознании знавших его людей целый вихрь разнообразных версий и спекуляций, скрывающих за собой главное — трагедия в селе Верхний Ясенив забрала жизнь светлого человека, последнего шамана и целителя, хранившего древнюю магическую традицию карпатского края, человека, к которому ехали за помощью и советом не только из окрестных гуцульских сел, но и со всей Украины. «ФАКТЫ» встретились с теми, кто провел вместе с Михаилом Михайловичем последние дни его жизни.
По гуцульским поверьям, похороны в солнечный день указывают на проводы чистой и светлой души
Погребение мольфара проходило по старому гуцульскому обряду. Во дворе его дома собрались односельчане и друзья, приехали бывшие пациенты, рядом с православными хоругвями застыли в почтении язычники в длинных, словно рясы, вышиванках. При жизни Михаил Нечай, загадочно улыбаясь, утверждал, что он и язычник, и христианин. Теперь его отпел православный священник (старик постоянно ходил в церковь и исповедовался). Долгий ритуал прерывался жалостным стоном трех трембит.
После того как гроб с телом мага перенесли по качающемуся над бурлящим потоком Черного Черемоша подвесному мосту, траурная процессия медленно проследовала в направлении кладбища. У Дома культуры Верхнего Ясенива процессия остановилась. Заиграли дрымбы — коллеги Михаила Михайловича из организованного Нечаем ансамбля «Струны Черемоша» прощались с ним волшебными звуками любимого инструмента. Длинный прощальный звонок раздался также из местной школы, несколько поколений выпускников которой были воспитаны на легендах и сказках деда Нечая. Отпевание продолжилось в церкви и у могилы.
Последний раз коснулись лица мольфара солнечные лучи. Здесь, в горах, верят: если человека хоронят в яркий солнечный день — значит, душа у него чистая и светлая...
Михаил Нечай предчувствовал свою смерть. Возможно, он не знал точно, как и когда это произойдет. Во время празднования своего
*Несмотря на то что при жизни мольфар утверждал, что он и язычник, и христианин, отпевал его православный священник
После убийства милиция и прокуратура очень скупо делятся со СМИ информацией о ходе следствия. О самом убийстве известно только то, что произошло оно в пятницу, 15 июля, между шестью и семью часами утра. Под домом Нечая тогда собралось семь женщин и один мужчина ( «турист», который остановился в палатке у Черного Черемоша, перед усадьбой Михаила Нечая в среду 13 июля). Мольфар позвал на прием первым мужчину — такова традиция в Карпатах. По некоторым данным, жена Нечая Анна хозяйствовала в тот момент на кухне и спустя какое-то время услышала за дверьми тихий вскрик. Подумала, что это кричит пациент мольфара. Вскоре мужчина вышел из комнаты Нечая и прошел во двор. На вопрос пришедших к Михаилу Михайловичу людей, можно ли заходить к нему, сказал, что мольфар просит подождать еще
Жене мольфара сразу показалось странным, что ее муж не вышел из комнаты. Известно, что каждого своего «подопечного» он обычно провожал до порога дома. Через 15 минут посетители зашли к магу. Михаил Нечай был мертв. Он лежал лицом вниз в луже крови, из шеи торчал большой кухонный нож с широким лезвием. Сразу была вызвана милиция. Информацию о том, кому принадлежал этот нож и чьи отпечатки были на нем обнаружены, в правоохранительных органах пока не сообщают. Подозреваемого искали с собаками и нашли в горах выше села Буковец, недалеко от «места силы» — Писаного камня, куда часто при жизни поднимался мольфар. Когда убийцу задерживали, он не сопротивлялся. Жители села Верхний Ясенив уже знают, что убийцу зовут Павел Семенов, ему 33 года. Якобы он из города Стрий Львовской области, но за убийство женщины отбывал десять лет в психиатрическом спецзаведении на Днепропетровщине. Односельчане Нечая утверждают, что Семенов сбежал из этого заведения и находился какое-то время в бегах (однако правоохранительные органы эту информацию не комментируют). В первых показаниях убийца сообщил, что расправился с мольфаром, поскольку не разделял его взгляды на религию. Будто накануне убийства он целую ночь молился, и высшие силы сказали ему, что «деда надо наказать». При этом накануне убийства его видели в одном из кафе села Криворивня Верховинского района с бутылкой водки в руках. По неподтвержденным данным, на следственном эксперименте Семенов утверждал, что ударил мольфара ножом в грудь...
Российский режиссер Олеся Бондарева, автор документального цикла «Люди пути» о хранителях тайных знаний и традиций, рассказала «ФАКТАМ» следующее:
— Вместе с писательницей Громовицей Бердник мы намеревались снимать фильм о Михаиле Нечае на протяжении целого года. Хотели показать весь цикл славянских праздников годового круга, рассказать о мольфарской традиции. Съемки начались на Купальские праздники. Мы снимали у Купальского костра, поднимались с Михаилом Михайловичем в горы, где он собирал травы и говорил с ними. Мы сняли, как он принимает у себя людей. Я и сама задавала ему волнующие меня вопросы и почувствовала, как точно и деликатно он может успокоить, поставить все на места, сказать о самом главном, словно читает мысли человека. В последний день съемок мы ходили к тому месту, где родился Михайло Михайлович, а на праздник Петра и Павла записали выступления коллектива дрымбарей, который он организовал. Я увидела, какую громадную работу проделал и продолжал до последней минуты своей жизни делать этот человек — по сохранению традиций Карпат, по поддержанию духа и веры людей. Он много лет собирал легенды и заговоры, собрал их сотни, знал каждую травку, понимал и принимал каждого, кто к нему приходил, никогда не уставая и не раздражаясь...
Вечером в среду, 13 июля, к группе туристов, которые прибыли на встречу с мольфаром, присоединился человек с рюкзаком. После общей беседы, которую мы снимали, я решила спросить его, получил ли он свои ответы. Он сказал, что Михайло Михайлович, как любой настоящий духовный учитель, не дает прямых ответов на вопросы и что теперь на природе он постарается сам найти ответ.
Его слова показались мне вполне типичной реакцией «духовного искателя», и мы даже сняли, как он ставит палатку на берегу, с мыслью через некоторое время вернуться и поговорить еще.
Перед камерой мужчина будто расцвел, было видно, что сниматься ему нравится. Но потом у нас просто не хватило на это времени. Когда же в утро убийства (наша группа уже собиралась уезжать в Киев) мы узнали, что этот человек — главный подозреваемый, то сразу обратились в милицию. Уже меньше чем через час мы увидели на всех дорогах милиционеров с фотографиями преступника, распечатанными с нашего видео.
Видео из рабочих материалов документального проекта о последнем карпатском мольфаре, предоставленное «ФАКТАМ» режиссером Олесей Бондаревой и писателем Громовицей Бердник, с записью подозреваемого в убийстве Михаила Нечая
— Сейчас нам очень важно, чтобы милиция и прокуратура смогли провести как можно более детальное следствие с целью исключить параноидальные версии, которые сейчас появились в СМИ, — продолжает Олеся Бондарева. — На похоронах к нам подходили разные люди, которые представлялись учениками и преемниками Михаила Михайловича. Мне их искренне жаль. Ведь духовную силу нельзя передать через мизинчик (бытует мнение, что силу мольфара можно перенять, если подержать его умершего за палец. — Ред.) или тайный ритуал. Духовный опыт передается только через тяжелый труд вместе со своим учителем и серьезное обучение... Михайло Михайлович учился всю жизнь, он сам нам об этом рассказывал. Кроме того, в последний вечер Нечай говорил нам, что преемника у него все еще нет, потому что он никогда не передаст свою силу небескорыстному человеку. «Мольфаром может стать только тот, кто любит людей, природу, не думает о деньгах и не боится смерти», сказал нам тогда Михайло Михайлович. Я считаю своим долгом закончить наш фильм и показать его людям, как он и хотел.
Автор книги «Знаки карпатской магии» Громовица Бердник, дочь классика украинской фантастики Олеся Бердника, добавляет:
— Михаил Нечай был моим другом и духовным наставником, я могла обратиться к нему за советом в любой момент и по любому вопросу... Он был для меня критерием отношения к людям, к природе, к миру... Нечай излучал свет, и у этого света хотелось греться.
Мольфар был хранителем духовных ценностей Карпат и проводником божественной любви в несовершенном человеческом мире. Этот факт отмечали многие из тех, кто общался с ним. Однажды он увидел на мне свою мольфу (талисман, наделенный магической силой. — Авт.), которую сделал для моего отца, и подошел поинтересоваться, откуда она у меня... Так мы понемногу начали общаться.
Когда у меня собралось немало записанного с Нечаем материала, появилась идея показать мольфарство не как гуцульскую изюминку, а как целостную традицию, некогда существовавшую в Карпатах и сохранившуюся до наших дней. Так и появилась книга «Знаки карпатской магии».
Сейчас каждый, кто хоть раз был у Нечая, может расставлять пальцы веером и говорить, что он ученик, последователь или еще кто-то... Общаясь с Михаилом Михайловичем в течение последней недели его жизни, я точно знаю одно и прошу написать это большими буквами: «НЕЧАЙ НИКОМУ НЕ ПЕРЕДАЛ СВОЙ ДАР». Он сам это сказал в последний день своей земной жизни. Его волшебный дар, как и душа, ушел в Небо, в Ирий (рай в традиции славянского язычества. — Авт.), он растворился в Карпатах, и его там может почувствовать каждый, кто чувствовать умеет...
Сейчас возникло множество версий и домыслов о его убийстве, потому что ситуация чрезвычайная. Но из сенсации не родится правда, она появится на свет в результате внимательного анализа событий. Из уважения к чувствам семьи я сейчас многое не могу комментировать. Убийцу быстро арестовали, ведется следствие, и суд должен поставить точку в этой истории. Надеюсь, так и будет.
«В ночь посвящения бабка заставила меня раздеться догола и войти в треугольник, сложенный из ритуальных костров»
Дед Нечай навсегда останется загадкой Карпат, его друзья-односельчане в один голос утверждают, что это человек, который сделал себя сам. В
— Меня всегда об этом спрашивают, и мне нелегко отвечать на этот вопрос. Звучит нескромно, но я остался один. Все карпатские мольфары, кроме меня, уже умерли, — сожалел дед Нечай, — так и не передав свои знания ученикам, не посвятив новое поколение магов. Совсем недавно в наших горах действовал мольфарский круг. Несколько раз в году определялось тайное место, где собиралось вече мольфаров, на котором обсуждались вопросы, недоступные пониманию простых смертных. Но вот уже более десяти лет, как круг распался... Наша традиция постепенно умирает. Есть, конечно, еще люди, кроме меня, которые называют себя мольфарами. Не хочу их обижать, но, в основном, это шарлатаны, поверхностно освоившие магические приемы и, что самое неприятное, зарабатывающие на магии деньги. К тому же ни один из них не прошел обряда мольфарского посвящения.
* «Мольфаром может стать только тот, кто любит людей, природу, не думает о деньгах и не боится смерти», — говорил Михаил Нечай
— Меня в мольфары посвятила моя бабка, она также была мольфаркой, слыла известной травницей на Гуцульщине. (Впрочем, наши знания необязательно передаются родственникам.) С раннего детства я путешествовал по горам, сидя в мешке за ее спиной, когда она отправлялась собирать лечебные травы. Так бабка Ганка постепенно передавала мне свои знания, рассказывала все о свойствах растений, приправляя свои «лекции» легендами и сказаниями. А когда мешок наполнялся травами, брала меня за руку и вела сонного домой. Вскоре во мне проявились необъяснимые способности. Произошло это совершенно случайно: у моего приятеля после солнечного удара из носа пошла кровь. Ее долго не могли остановить, тогда я подошел к нему, погладил по носу, и кровотечение прекратилось. Потом был случай, когда лесоруб при распилке дерева глубоко порезался, и снова я прикосновением рук остановил кровотечение. Бабка поняла, что у меня есть сила, стала учить меня и готовить к посвящению.
Перед самой инициацией я долго постился, а в ночь посвящения бабка заставила меня раздеться догола и войти в треугольник, сложенный из ритуальных костров. Перед этим она дала мне чай, заваренный на каком-то психотропном растении. Это могла быть белена, мандрагора или какие-то грибы. Я погрузился в странный сон: стал видеть духов. И тогда же ко мне пришел мой мистический наставник. Сначала появился человек в белых одеждах, а потом я узнал в нем мученика Пантелеймона — в языческой традиции он соответствует богу огня Сварогу. С тех пор Пантелеймон всегда сопровождает меня, рассказывает все о тех людях, которые могут явиться за помощью. И именно с тех пор я излечиваю от разных недугов травами и заговорами, свожу одиноких, снимаю порчу, отгоняю град от засеянной нивы.
У каждого народа существовала своя магическая культура — например, шаманизм у американских индейцев или у народов Сибири, традиция друидов в Англии. Так и в Карпатах развивалось магическое учение еще с каменного века. Некоторые мольфарские символы до наших дней сохранились на скалах и в пещерах. Тот же крест был в Карпатах еще до христианства, и сегодня языческие кресты из воска можно увидеть во многих гуцульских хатах. Мы сюда не приходили, мы тут были всегда. Со временем мольфарская традиция видоизменялась. Происходил синтез различных магических течений с Запада и Востока — у нас в горах он дал удивительные результаты. Мольфары-язычники в Карпатах сохранили то, что было уничтожено на Руси при крещении князем Владимиром, а с приходом православия в гуцульский край переняли некоторые христианские обычаи и ритуалы. В словарях пишут, что «мольфаръ», или «мольфари», — это некий злой дух, воплощение черта или дьявола, наводящий порчу на людей. Конечно же, есть черные мольфары, творящие зло, но есть и белые, противостоящие ему. Не все так однозначно, как пишут филологи. Да и слово «мольфа», от которого происходит «мольфар», означает предмет, наделенный магической силой. Этим предметом может быть и талисман, и трава, и даже приворотный сахар. А заряжен он на добро или на зло, зависит от того, к какому мольфару обращается человек.
41469Читайте нас в Facebook