Чтобы получить право ездить на скутере, придется потратить около двух тысяч гривен и три месяца времени
Вольная жизнь для водителей скутеров (мопедов с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров) закончилась еще 1 января. С этого момента все они были обязаны иметь права (категория А1), а также техпаспорт на своего двухколесного друга. Однако механизм регистрации скутеров смог заработать лишь недавно. Представители Департамента ГАИ заявили, что в автошколах наконец-то готовы принимать первых желающих получить права, а в МРЭО уже поступили соответствующие номерные знаки.
В милиции, как могли, постарались удешевить процесс легализации скутеристов, но тем не менее стоимость всей процедуры получения прав и техпаспорта будет сравнима с ценой самого мопеда. Обучение в автошколе (а в Киеве таких уже десять) обойдется минимум в тысячу гривен и займет приблизительно три месяца. Пластиковое удостоверение (400 гривен), услуги эксперта (150 гривен), а также затраты на регистрацию (144 гривни) дают в сумме еще около 700 гривен. Добавьте к этому оформление медицинской справки, страховки — и получите сумму почти в две тысячи гривен. А ведь скутер наравне с автомобилями должен каждые два года проходить обязательный техосмотр — тоже удовольствие не из дешевых!
Любопытная ситуация складывается и с документами на скутер: известно, что при первой постановке транспортного средства на учет в ГАИ у его владельца требуют договор купли-продажи, копию сертификата соответствия и другие документы, подтверждающие происхождение машины. А откуда их брать хозяину мопеда, купившего его на базаре? Если человек и взял у продавца товарный чек, то мог его потерять!
В Департаменте говорят, что ставить скутеры на учет будут на основании заключения местного управления ГАИ. Дескать, владелец пишет заявление, поясняя, где и когда приобрел скутер и чем может это подтвердить, а в ГАИ решают, верить этому или нет (в каких случаях заявления не будут приниматься, в департаменте четко не разъяснили, что, на наш взгляд, может дать чиновникам почву для злоупотреблений). Правда, такой порядок будет действовать лишь временно. В дальнейшем придется покупать скутеры лишь в салонах, имеющих соответствующую лицензию и предоставляющих на свой товар необходимые документы.
Те, кто уже имеет права на управление мотоциклом или легковым автомобилем (категории А и В), могут переоформить документы и открыть категорию А1 без посещения автошколы. Чтобы ездить еще и на скутере, придется предоставить в ГАИ паспорт, права, карточку водителя (ее каждому из нас когда-то выдали в автошколе), а также любой документ, подтверждающий наличие водительского стажа в течение последнего года (техпаспорт на машину, доверенность на право управления и т. д. ). Экзамен по теории сдавать не надо, только практику.
Скутеристов без документов и прав обещают не штрафовать до 1 сентября. Дальше к «нелегалам» на двух колесах будут применять такие же санкции, как и к автомобилистам. Так, за езду на незарегистрированном транспортном средстве штрафуют на 170-255 гривен (повторно — на 255-510 гривен). Кроме того, закон позволяет инспектору изъять скутер. За отсутствие прав придется заплатить 510-595 гривен. Так что прежнее наказание за езду без шлема (51-85 гривен) может показаться владельцам скутеров просто мелочью.
Впрочем, у скутеристов и мотоциклистов, в отличие от автомобилистов, есть одно большое преимущество. Служебная инструкция не позволяет инспекторам ГАИ преследовать нарушителя, управляющего двухколесным транспортным средством, если он едет без шлема, так как это создает угрозу для жизни водителя. Следовательно, скутерист без документов может просто проехать мимо гаишников, сделав вид, что взмах полосатой палочки его не касается.
512Читайте нас в Facebook