«Если хочешь, чтобы отец остался жив, подготовь мешок золота и привези его в лес »
В конце 2008 года около восьми часов вечера в дежурную часть кировоградской милиции поступило сообщение — пропал известный в Украине бизнесмен Юрий Соколов (имя и фамилия изменены), владелец одной из крупнейших сетей ювелирных магазинов. Автомобиль Соколова нашли открытым посреди дороги недалеко от нового автовокзала. Свидетелей, как назло, не было — рядом ни киосков, ни магазинов…
Вскоре стало известно, что Соколова освободили, а злоумышленников задержали. Но от каких-либо подробностей сотрудники милиции тогда воздерживались — дескать, разглашение информации может навредить следствию. На днях пятеро преступников были осуждены. Вернее, свой приговор они получили еще несколько месяцев назад. Апелляционный суд Кировоградской области оставил его в силе.
«Соколов так сопротивлялся, что разбил ногой заднее стекло машины»
— Понятно, что операцию по захвату в заложники такого влиятельного человека, преступники тщательно продумывали, — рассказал «ФАКТАМ» начальник управления по борьбе с организованной преступностью Кировоградского областного управления милиции Игорь Паниотов. — Но мы узнали об этом позже. Все началось как банальное ДТП. Юрий Иванович Соколов ехал на своем «Мерседесе», объезжал кольцо. Если в большинстве городов дорога вокруг кольца считается главной, то в Кировограде — второстепенной. С этой целью на каждом повороте установлены лежачие полицейские. Соколов, как и полагается, затормозил, как вдруг в него с размаху влетела «десятка». Выскочив из автомобиля, владелец начал осматривать вмятину. Внезапно двери «десятки» распахнулись — из нее вылетели двое в масках.
«Все произошло очень быстро, — рассказывал потом Соколов. — Один из бандитов ударил меня рукояткой пистолета по голове. Затем они оба начали меня избивать…» Бизнесмен пытался сопротивляться, но бесполезно — преступники затолкали его в злополучную «десятку» и уехали, оставив «Мерседес» открытым посреди дороги.
— Восемь часов вечера не такое уж позднее время. Неужели вокруг не было людей?
— Может, и были, но вмешиваться никто не захотел. Соколов так сопротивлялся, что разбил ногой заднее стекло машины. Бандиты отвезли его в квартиру на окраине Кировограда. Как выяснилось, неподалеку находился дом одного из преступников. Из разговоров Соколов понял, что в машине было трое человек. Ему натянули на голову шапку, на запястьях защелкнули наручники. Затащив бизнесмена в холодное помещение, бандиты бросили его на пол и, еще несколько раз ударив, приковали к батарее. «Кто вы? Что вам от меня надо?!» — кричал Соколов, все еще не понимая, что происходит. Его начали избивать еще сильнее. По словам Юрия Ивановича, он чувствовал, как у него трещат ребра. «Ты никуда от нас не уйдешь, — сказали преступники. — Попробуешь убежать — уничтожим тебя и твою семью».
Тем временем родные пропавшего бизнесмена забили тревогу. Когда к десяти часам вечера Соколов не вернулся домой, близкие начали звонить ему на мобильный, но телефон был вне зоны доступа. А найдя на дороге открытый «Мерседес», обратились в милицию.
— Бандиты не заставили себя долго ждать, — продолжает Игорь Паниотов. — В тот же вечер 26-летней дочери Соколова Юлии с телефона отца позвонили неизвестные. «Не волнуйся, твой папа у нас, — раздался мужской голос в трубке. — Если хочешь, чтобы он остался жив, подготовь восемь миллионов гривен. Обратишься в милицию — пеняй на себя». «Позовите папу к телефону!» — потребовала дочка. Бандиты дали бизнесмену трубку. «Юля, делай все, что они скажут», — слабым голосом произнес Юрий Иванович.
— Юля отдала им деньги?
— Услышав требования бандитов, Соколов сразу сказал, что передать деньги без него никто не сможет — снять их со счета может только владелец. «Врешь!» — крикнул преступник, ударив бизнесмена по лицу. На следующий день они опять позвонили дочке и услышали от нее то же самое. Тогда и родилась идея с золотом. «Раз так, передашь деньги в другом эквиваленте, — сказали бизнесмену. — Золота у тебя много. Пускай дочка подготовит 50 килограммов. А там посмотрим».
В тот момент голос разговаривающего с ним бандита показался Соколову знакомым. Но он не подал виду. Понимал, что от этого может зависеть его жизнь.
«Вернувшись домой, бизнесмен рассказал родным, что среди бандитов был друг их семьи»
— Юля согласилась передать бандитам выкуп золотом, — продолжает Игорь Паниотов. — И параллельно обратилась в милицию. Преступники не хотели долго ждать, поэтому каждый день звонили ей и угрожали. Тем временем Юрия Ивановича продолжали жестоко пытать. Почти не давали есть, раз в день могли принести хлеб с колбасой. И хотя Юля уже на следующий день была готова отдать золото, бандиты не спешили принимать выкуп. Подстраховывались, вели себя крайне осторожно. Назначат ей встречу, к примеру, возле кукольного театра, а сами не придут — издалека наблюдают, нет ли с Юлей сотрудников милиции. С отцом с тех пор девушка говорила всего один раз. За день до того, как бандиты наконец забрали золото, Соколову дали трубку, и он успел сказать: «Все нормально. Вези выкуп».
— И девушка сама повезла вымогателям 50 килограммов золота?
— С ней был супруг. Они упаковали золото в большую дорожную сумку. Встреча с бандитами состоялась поздно вечером в лесу. В назначенное время к автомобилю Юлии подбежал неизвестный в маске и камуфляжной форме, забрал из багажника сумку и в считанные секунды скрылся. В тот же день заложника отпустили. «Приедете за ним в парк, — сообщил бандит по телефону. — Он будет ждать вас через полчаса». Соколова привезли к указанному месту, высадили из автомобиля и показали, куда идти. Пройдя метров двадцать, бизнесмен увидел родных.
На этом история не заканчивалась. Восемь миллионов в виде золота бандитов не устраивали. Им нужны были деньги. А что делать с 50-килограммовой сумкой золота? Продать и переплавить небезопасно. Преступники понимали, что их будут искать.
— Поэтому еще перед тем, как отпускать Соколова, бандиты поставили условие: как только они его отпускают, предприниматель снимает со счета необходимую сумму и передает им, — продолжает Михаил Жванов. — А золото они, дескать, потом вернут. Соколов был согласен на все. Увидев Юрия Ивановича, родные с трудом узнали его — предприниматель очень сильно похудел, нос и ребра были сломаны, по всему телу — ушибы и гематомы. Он с трудом дошел до машины.
— Неужели преступники не боялись идти еще на одну сделку? Понятно, что на свободе бизнесмен точно задействовал бы милицию.
— Они думали, что достаточно его запугали. К тому же бандиты были уверены, что Юрий Иванович их не узнал. А Соколов, уже будучи дома, сказал родным: «Это был Витя Бурлаченко. Я слышал его голос. Он хотел меня убить». Соколов знал Бурлаченко давно — Виктор был другом их семьи, даже крестил внучку Соколова. Юрий Иванович узнал его в первый же день, но не подал виду. Возможно, это и спасло ему жизнь. Кстати, именно Бурлаченко предлагал его убить. «Передадут золото, и мы его завалим, — говорил. — Он ведь ментов привлечет — можете не сомневаться». «Ты с ума сошел? — пытались образумить его другие. — Зачем нам труп?» В итоге Соколова решили все же отпустить, а потом получить деньги.
Переговоры бандиты по-прежнему вели с дочкой Юрия Ивановича. Они четко обрисовали план: «Запечатайте деньги в картонную коробку. На ней напишете: «Фирма «Корона» для Вовы» — и передадите автобусом «Кировоград — Киев». Соколовы все сделали по плану. В коробке была кукла. Кстати, и золото, которое они передали за свободу Соколова, было не настоящим — мы упаковали в сумку позолоченное серебро. В Киеве на станции метро «Выдубичи», куда приезжает кировоградский автобус, в назначенное время появились двое парней, которые забрали коробку. В тот день мы задержали всю группировку.
«Эти люди обращались со мной хуже, чем с собакой»
— К тому времени трое ее участников уже были в Киеве, — говорит Игорь Паниотов. — Еще двоих мы задержали в Кировограде. Постепенно клубок начал распутываться. Соколова не подвел слух — одним из преступников действительно оказался друг его семьи Виктор Бурлаченко. Более того, он как раз был организатором похищения. Вместе с Бубликом (так называли Бурлаченко в криминальном мире) процессом руководил его приятель Руслан Шпилевой. Это у них было уже не первое общее дело. Однажды Шпилевой захотел подарить своей знакомой золотую цепочку. Бурлаченко подкинул ему идею: дескать, давай обратимся к моему знакомому, владельцу сети ювелирных магазинов. «Соколов и с деньгами поможет, — заверил Бублик. — Если нет достаточной суммы, может дать вещь в рассрочку». Бурлаченко не ошибся — Соколов действительно помог. Заведя их в цех, где стояли мешки с золотыми изделиями, бизнесмен любезно предложил: «Выбирайте». И по старой дружбе разрешил расплатиться позднее. Шпилевой с Бурлаченко гуляли по цеху, у них глаза разбегались — мешки золота, десятки, сотни мешков!
— И они разработали план…
— Привлекли к делу еще двоих приятелей: Пашковского и Николаенко. К похищению готовились тщательно: установили за бизнесменом слежку, каждый день меняли автомобили. Машины одалживали у знакомых, брали напрокат. Одновременно готовились к силовому захвату — начали принимать стероиды и ходить в спортзал. Постоянно меняли и мобильные телефоны. Даже во время слежки ни один телефон не оставляли больше, чем на день. Позвонят, скажут, где находится Соколов, и уничтожают трубку и сим-карту. Но поймать бизнесмена в темном переулке оказалось целой проблемой. Бандиты две недели за ним «катались», и все бесполезно. В темное время суток он не выходил, днем появлялся только в центре, в людных местах. Видя, что план может сорваться, преступники решили инсценировать ДТП.
— Как-то не верится, что они действительно намеревались вернуть Соколову золото. Не слишком ли рискованно?
— Возможно, но, уехав в Киев, они не взяли с собой золото. Сумка осталась на хранении у товарища. Сейчас этот парень утверждает, что понятия не имел, что там находится. Говорят, что ничего не знали, и двое парней, которые должны были забрать коробку из автобуса. Думаю, они не врут — вряд ли Шпилевой и Бурлаченко стали бы посвящать в свои дела кого-то еще. Зачем лишние свидетели?
— А откуда появился пятый преступник?
— Он присоединился к ним позже. Это некий Александр Стец. Его привлекли к делу для проведения переговоров с родными Соколова. Пашковский и Николаенко уже с ними разговаривали, а Шпилевому и Бурлаченко нельзя светиться — дочь Соколова могла узнать их по голосу. Поэтому Стец взял на себя роль посредника. В ходе расследования подтвердилось, что на счету у преступников еще пять криминальных историй. Некоторые из бандитов ранее судимы.
— Они похищали людей?
— Не только. Группировку давно считали грозой валютчиков — они выслеживали людей, которые были при деньгах, избивали их и забирали большие суммы. Несколько лет назад члены банды совершили разбойное нападение на кировоградского валютчика. У мужчины был своеобразный ритуал — каждый день, когда он выходил из дому, жена сбрасывала ему с балкона мешочек с золотом. И вот однажды во дворе на него налетели бандиты в масках. Начали бить и стрелять по ногам, забрали деньги. Чудом вырвавшись, мужчина забежал обратно в подъезд. После этого он месяц провел в больнице.
На похищение Соколова члены группировки пошли, по их признанию, из-за долгов. Дескать, задолжали предпринимателям колоссальную сумму. «А там люди серьезные. Они таких вещей не прощают, и срока давности у них нет», — нехотя объясняли преступники.
В отношении задержанных возбудили сразу несколько уголовных дел. Наибольший срок получил главный организатор похищения Руслан Шпилевой — девять с половиной лет лишения свободы. Его подельник Бурлаченко — девять лет, Пашковский и Николаенко — по восемь. Александру Стецу, который вел переговоры с семьей Соколова, дали пять с половиной лет.
— В суде Бурлаченко попросил у Соколова прощения, — говорит Игорь Паниотов. — «Прости, друг… Я готов компенсировать весь ущерб». «Я многое могу простить, — как-то в беседе признался нам Соколов, — но унижения и предательства — никогда. Эти люди обращались со мной хуже, чем с собакой». Кстати, раньше зять Соколова общался не только с Бурлаченко, но и со Шпилевым. Он-то их и познакомил. Интересно, что Бублик ушел в криминал после того, как… его самого похитили. Много лет назад у его тещи была собственная фирма, и бандиты решили, что за него можно потребовать выкуп. Потом операция сорвалась, но Бурлаченко это запомнил. И вскоре решил попробовать сам.
2360
Читайте нас в Facebook