«Да я понятия не имел, что взрывное устройство такое опасное! Мне говорили, это как петарда »
О том, кто мог пытаться ее убить, киевлянка Маргарита Алчевская даже не догадывалась. После того как прямо во дворе частного дома подорвали принадлежавший ей джип «Порш Кайен», женщина не спала несколько месяцев. Первым делом, разумеется, подумала на конкурентов. Маргарита Александровна — гендиректор крупной фирмы по продаже электроприборов. Но кому и зачем это понадобилось? Никаких угроз в ее адрес не поступало, «просьб» продать территорию или уступить долю в бизнесе — тоже. Вдруг подрывники вышли на супруга Виктора. «Сразу видно, что у них серьезные намерения, — обеспокоенно сообщил Виктор. — Бандиты требуют, чтобы мы выполнили их условия и ни в коем случае не обращались в милицию. Поверь, лучше сделать так, как они скажут».
«Преступники вышли на мужа и требуют миллион долларов», — сообщила правоохранителям женщина»
ЧП произошло ранним воскресным утром. Собираясь в город по делам, Маргарита Алчевская попрощалась с домочадцами и вышла во двор, где ее уже ждал личный водитель. Когда женщина подошла к машине, автомобиль… взорвался.
— Маргарита Александровна чудом не пострадала, — рассказывает «ФАКТАМ» следователь следственного отдела Киевской областной милиции Александр Иванченко. — Женщину спасло только то, что она не успела сесть в машину и взрывная волна пошла не на нее, а в сторону заднего сиденья автомобиля. Но еще больше повезло ее водителю, который в момент взрыва находился в машине. Он отделался контузией глаза и ожогами. Мужчина явно родился в рубашке. При взрыве такой мощности он точно должен был погибнуть.
— Я даже не успела сообразить, что произошло, — рассказывала потом Маргарита Алчевская. — Раз — и оглушительный взрыв! Машина загорелась, из нее пошел дым. В следующую секунду из салона выскочил водитель.
Мужчина тоже не понимал, что случилось. Обхватив голову руками, метался из стороны в сторону и кричал. Выбежавшие на оглушительный звук дети и муж Маргариты тут же вызвали «скорую» и МЧС. Спасатели, в свою очередь, позвонили по «102».
— Осмотрев автомобиль, мы поняли, что это не поломка и не замыкание. Машину подорвали, — продолжает Александр. — Позже это подтвердила экспертиза. Взрывчатка была очень мощной. Если бы в автомобиле не были открыты окна, от него бы вообще ничего не осталось. А будь взрывчатка установлена несколько иначе, по словам экспертов, не спасли бы даже открытые окна. Очевидно, устройство устанавливал не профессионал.
Успокаивая Маргариту, ее супруг Виктор кипел от негодования: «Кто мог такое сделать? Мы обязательно найдем этих негодяев, не сомневайся!» Водителя госпитализировали. Сотрудники милиции возбудили уголовное дело и начали расследование. Вот только найти какие-либо зацепки было сложно.
— У Маргариты Александровны не возникало ни малейших догадок, — рассказывает следователь. — Разумеется, первое, что приходит в голову, — конкуренты. «Но у меня ни с кем не было конфликтов, — уверяла предпринимательница. — Никаких тендеров я за последнее время не выигрывала, никого ни в чем не опережала. Ума не приложу, кому все это могло понадобиться». «Вспомни, может, ты кому-то отказала в сотрудничестве? — не унимался Виктор, который всем своим видом показывал, что напуган не меньше супруги. — А они решили отомстить». Кстати, экспертиза показала, что взрывчатка была радиоуправляемой. В момент взрыва преступник находился совсем рядом и нажал кнопку на пульте именно в тот момент, когда Маргарита собиралась садиться в машину. Ее особняк огорожен забором выше человеческого роста. То есть преступник мог находиться где-то во дворе.
— Но его наверняка заметила бы охрана…
— Тогда охраны у Маргариты Александровны не было. Охранником служил водитель, который сам едва не погиб. К сожалению, камер видеонаблюдения ни в доме, ни во дворе тоже не было. А через несколько дней нам позвонила Марго: «Преступники вышли на мужа. Они требуют деньги. В противном случае, говорят, все может повториться».
— Что значит вышли? Прислали письмо с требованиями?
— Как рассказал нам Виктор, ему позвонил какой-то мужчина и назначил встречу. «Он пригрозил, что, если я обращусь в милицию, будет хуже, — объяснял нам супруг Маргариты Александровны. — Поэтому я поехал к ним сам. Преступники требуют миллион долларов». Женщина была готова на все. Масла в огонь подливал супруг. «Это серьезные люди с серьезными намерениями, — то и дело повторял Виктор. — Думаю, мы должны выполнить их требования». По нашей просьбе он описал преступников, правда, сложно придумать более банальные приметы. «Двое невзрачных мужчин: одному около тридцати, другой — чуть помладше, — рассказал Виктор. — Первый плотного телосложения, темные волосы, круглое лицо. Второй — среднего роста, русые волосы…» Таких миллионы. Еще сказал, что они приезжали на сером БМВ. Только номеров он… не запомнил. «Они сказали, что позвонят через пару дней, — взволнованно добавил Виктор. — Давайте подождем».
«Виктор обманывал следователей во всем, даже по мелочам»
— Маргарита Александровна вроде бы и хотела сотрудничать со следствием, но супруг убеждал ее, что это большой риск, — продолжает Александр Иванченко. — Через несколько дней сообщил ей: «Марго, они опять звонили… Угрожали детям. Они знают, что мы обратились в милицию. Говорят, если еще раз позвоним следователю, твоему сыну будет очень плохо. Поверь, все, что я делаю, ради тебя. Я жизнь готов отдать, лишь бы ты была в безопасности. Поэтому лучше я буду сам разговаривать с ними, без милиции».
— А разве у них нет общих детей?
— Нет. У Маргариты Александровны сын от первого брака. Но вырастил его Виктор — они прожили вместе 19 лет. Своими рассказами об угрозах в адрес сына он доводил Марго до истерики. Бил по самому больному месту. Потом Виктор сказал, что еще раз ездил на встречу к вымогателям. На вопрос, почему не поставил в известность милицию, резко ответил: «Извините, но я не могу рисковать здоровьем жены и детей».
Марго совсем запуталась. С одной стороны, хотела, чтобы преступников поймали. С другой — боялась за детей. В итоге она решила на время уехать из города. Взяв с собой сына и невестку, отправилась к родным на Западную Украину, руководить фирмой попросила мужа и сестру. Тем временем мы начали отрабатывать всевозможные варианты. Проверяли всех, в том числе родных Маргариты. И тут выяснилось, что единственный, кто нас обманывает, это супруг Виктор. Причем, как потом выяснилось, во всем. Сначала по мелочам. Например, говорил, что находился в другом городе, а в это время был в Киеве. Впоследствии наши оперативники выяснили, что его рассказы о встречах с преступниками — тоже неправда. Все подозрения сходились на нем.
Маргариту Александровну эта новость повергла в шок. Она человек очень вспыльчивый и эмоциональный. Когда мы предоставили ей неопровержимые доказательства, она не выдержала и позвонила супругу: «Неужели это ты? Признайся: ты хотел меня убить?!» «Что ты, Маргарита! — мгновенно сориентировался Виктор. — Как ты можешь даже озвучивать такой бред?» Из-за ее вспыльчивости чуть ли не сорвалась наша операция по задержанию. Вернее, сорвалась. Потому что Виктор после этого разговора собрал вещи и уехал в Литву.
— Почему именно в Литву?
— Он оттуда родом, поехал к родным. Пришлось ждать, пока все немного уляжется. Тем временем Маргарита пыталась узнать, зачем мужу потребовались деньги. Ведь недостатка в них не было. «Витя имел доступ к деньгам, у него была своя машина, — недоумевала она. — Значит, он задолжал кому-то большую сумму. Может, в казино проиграл?» У Виктора была тяга к азартным играм, но что и кому он должен, супруга так и не выяснила. Только на суде она начала понимать, чем он руководствовался, идя на такой поступок. Однако для того чтобы этот суд состоялся, нам необходимо было его задержать.
«Несостоявшийся убийца благодарил Бога за то, что его… посадили»
— Вскоре нам удалось это сделать, — продолжает Александр Иванченко. — Поступила информация, что Виктор вернулся в Украину и остановился в гостинице «Хайятт» — как раз напротив здания киевского главка МВД. Там мы его и взяли.
— Он признал свою вину?
— Когда мы привезли его в здание УБОП и спросили, знает ли он, зачем мы это сделали, Виктор вздохнул: «Догадываюсь». И, написав явку с повинной, добавил: «Но я не собирался ее убивать! Хотел только припугнуть, чтобы получить деньги». Говорит, что взрывное устройство купил в Ужгороде на рынке. «Да я понятия не имел, что оно такое опасное! — оправдывался Виктор. — Мне говорили, что это как петарда…» 70 граммов тротила — как петарда?! Слабо верилось, что он говорил правду. Кстати, в момент взрыва супруг находился дома. С пультом в руках наблюдал за женой из окна. И, увидев, что Марго подошла к машине, нажал на кнопку. При этом на вопрос, зачем ему понадобилось шантажировать супругу, мужчина так и не ответил.
Причина выяснилась уже в суде. Во время судебных дебатов Виктор начал упрекать Марго в том, что он «имел такое же право на имущество, как и она». Но, дескать, семейным бюджетом распоряжалась Маргарита Александровна, хотя зарабатывали они вместе. «Ты думаешь, я не заслужил этих денег?! — кричал Виктор. — Да если бы не я, у тебя вообще не было бы никакого бизнеса!»
— В этой истории сложно понять что к чему, — говорит следователь. — По словам Виктора, когда 19 лет назад они познакомились, Марго еще жила в общежитии без гроша за душой. Они начали заниматься торговлей, со временем создали достаточно прибыльный бизнес. Регистрировали все на Маргариту — дескать, потому что она украинка, а он — гражданин Литвы. «В итоге получилось, что всем владеет супруга, — говорил Виктор. — А я — так, бесплатное приложение к обеспеченной жене. Она все взяла под контроль, сама распоряжалась финансами. А мне ни родным позвонить, ни уехать без ее разрешения. Какому мужчине это понравится?!» Хотя у Виктора был свой бизнес. Втайне от супруги он открыл на Западной Украине небольшое предприятие, с которого тоже имел доход. Потом грянул кризис, дела пошли на спад. Не исключено, что деньги ему понадобились для того, чтобы поднять свое предприятие. Но прежде всего он сделал это из-за амбиций. Видимо, хотел доказать Марго, что сам может что-то создать и заработать большие деньги.
— А как реагировала на такие заявления Марго?
— Очень импульсивно. Дескать, он столько лет жил за ее счет, и тут такое. «Но ты совсем перекрыла мне кислород! — оправдывался Виктор. — Никакой нормальный мужчина не выдержал бы этого». И только на последнем заседании сказал: «Марго, прости меня. Я люблю тебя, несмотря ни на что».
Киевский областной апелляционный суд, где слушалось дело, приговорил Виктора к десяти годам лишения свободы. Верховный суд оставил приговор в силе. К сожалению, попытка корреспондента «ФАКТОВ» поговорить с самой Маргаритой успехом не увенчалась. Открывшая двери роскошного трехэтажного особняка горничная сказала:
— Хозяйки сейчас нет дома. Дать ее телефон я вам не могу. Вы лучше оставьте свой: если она захочет, сама вам перезвонит.
Но ни сразу, ни через неделю нам никто не перезвонил.
— Маргариту Александровну можно понять, — говорит Александр Иванченко. — Она человек достаточно влиятельный и известный. Вряд ли захочет общаться с прессой по такому неприятному поводу. Виктор сейчас в тюрьме. Пообщавшись с ним, понимаешь, что он неглупый мужчина. Эрудированный, начитанный, с ним есть о чем поговорить. Не исключено, что бизнес Марго действительно создавал он. Сейчас он читает философскую литературу, говорит, что начал по-другому смотреть на жизнь. Недавно даже благодарил Бога за то, что… его посадили. «В это сложно поверить, но я изменился, — говорит. — Понял, что смысл жизни не только в бизнесе и деньгах. Когда выйду на свободу, начну новую жизнь. Хватит с меня бизнеса, особняков и дорогой жизни».
P.S. Имена героев истории изменены по этическим соображениям.
643Читайте нас в Facebook