«Дорога домой заняла около суток. Но девочки быстро освоились на новом месте — ведь климат у нас почти такой же, как в Ужгороде»
История девочек-близняшек, рожденных в Киеве суррогатной матерью для бездетной французской пары, о которой «ФАКТЫ» неоднократно писали, закончилась хеппи-эндом. После долгих мытарств Орелии и Патрису Ле Рок все-таки удалось привезти дочек во Францию. В конце октября малышкам исполнится девять месяцев, они здоровы, хорошо развиваются и даже не подозревают, через какие трудности пришлось пройти родителям, чтобы привезти их домой…
На суде даже представитель прокуратуры просил проявить к подсудимым снисхождение
Громкое задержание, произошедшее 21 марта этого года на украинско-венгерской границе, освещали практически все ведущие мировые информагентства. В семь часов утра к границе со стороны Украины подъехал кемпинг-фургон «Мерседес» с двумя гражданами Франции — 66-летним Бернаром Ле Рок и его 38-летним сыном Патрисом. С документами у иностранцев было все в порядке, однако украинские пограничники и таможенники обратили внимание на нервозное поведение водителя (старшего из французов), поэтому направили автомобиль на тщательный досмотр. Под вмонтированным в салон диванчиком они обнаружили двух мирно спящих девочек грудного возраста. Патрис Ле Рок предъявил пограничникам свидетельства о рождении, по которым девочки-близнята родились в Украине и являются его дочками. Однако никаких документов, разрешающих их выезд за границу, у него не оказалось. После этого взрослых французов задержали, а младенцев отправили в детскую больницу.
Инцидент с малышами-нелегалами на границе выглядел настолько неординарно, что сразу оброс разнообразными версиями — вплоть до предположений о торговле детьми или вывозе их с целью трансплантации органов. Ни одна из этих версий, к счастью, не нашла подтверждения. Все оказалось проще и вместе с тем драматичнее. Французская пара Патрис и Орелия Ле Рок из небольшого городка Алансон (в 175 километрах от Парижа) долгие годы не могла родить детей, поэтому решила сделать это через суррогатное материнство. Поскольку во Франции такой способ обретения отцовства запрещен законом, супруги обратили внимание на Украину, чье законодательство в этом смысле более либеральное. В прошлом году Патрис и Орелия подписали договор о вынашивании и рождении детей с киевской фирмой, которую нашли через интернет. А 23 января этого года в Киеве от суррогатной матери родились девочки-близняшки. Счастливые отец с матерью назвали их Викторией и Кимберли. Детям выдали свидетельства о рождении, в которых родителями значатся граждане Франции Патрис и Орелия Ле Рок.
Документы легализировали печатью апостиль для использования за рубежом, однако посольство Франции в Украине категорически отказалось внести девочек в паспорта родителей и выдать им проездные документы. Причина — суррогатное материнство в этой стране запрещено. Киевская фирма, гарантировавшая вылет детей во Францию за один день и заработавшая на рождении девочек 60 тысяч евро, посчитала, что выполнила свои обязанности в полном объеме, и выставила родителей за дверь. Деньги у них быстро заканчивались, выхода из ситуации не намечалось, и тогда Патрис решился на отчаянный шаг — позвонил домой отцу и попросил помочь вывезти детей из Украины на автомобиле нелегально. Орелия собиралась ехать в Венгрию отдельно, чтобы присоединиться к родным позже, однако авантюрный план провалился на украинской границе.
СБУ возбудила против Патриса и Бернара уголовное дело за незаконную переправку лиц через государственную границу. Впрочем, как только выяснилось, что дети родились в Украине полностью легально и с их документами все в порядке, подследственных освободили из-под стражи под денежный залог, а затем отдали им под присмотр детей. Иностранцы сняли в Ужгороде квартиру и изо дня в день пытались решить проблему выезда детей через свое посольство. Но никакого содействия так и не дождались. Дипломаты не отвечали (или присылали формальные отписки) на запросы адвоката, не желали общаться со своими соотечественниками по телефону, не сделали для их защиты во время расследования уголовного дела ровным счетом ничего. Единственное — вывесили на своем сайте предостережение для других граждан Франции, которые задумали родить детей в Украине с помощью суррогатного материнства, с напоминанием, что такая процедура запрещена французским законодательством.
Следствие по уголовному делу длилось меньше двух месяцев — французы сами активно содействовали ему, рассказав все без утайки. Статья, по которой они проходили, достаточно серьезная и предусматривает от трех до семи лет лишения свободы. Однако на суде даже представитель прокуратуры просил проявить к подсудимым снисхождение и назначить более мягкое, чем предусмотрено Уголовным кодексом, наказание. Украинский суд оказался более гуманным, чем институции развитой европейской демократии с их формальным отношением к делу и соблюдением буквы закона. Приговором Береговского районного суда Патриса и Бернара приговорили к уплате 29 тысяч гривен штрафа с конфискацией кемпинг-фургона «Мерседес». Осужденные подали апелляцию в части конфискации автомобиля…
Все это время супруги с детьми находились в Ужгороде, не оставляя надежды добиться выездных документов для детей через свое посольство. Основания для оптимизма у них были, ведь Европейская конвенция по правам ребенка, которую подписали и Украина, и Франция, указывает: «Заявление ребенка или его родителей на въезд или выезд из государства с целью воссоединения семьи должно рассматриваться позитивным, гуманным и оперативным способом, чтобы это не привело к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семей…»
Наши пограничники более двух часов продержали семейство Ле Рок на пропускном пункте
— Французское правительство дает право на въезд многим тысячам выходцев из Алжира (бывшая французская колония) и их детям, закрывает глаза на всем известные схемы усыновления детей гомосексуальными парами и в то же время отказывает в визах нашим детям, — говорил в интервью «ФАКТАМ» Патрис. — Все, что нужно нашим девочкам, — это два проездных документа, две простые бумажки. Правительство может это сделать для них, я верю…
Однако эти надежды так и не оправдались.
Необходимо было искать другой выход. По совету ужгородского адвоката французов Василия Мишинчука Орелия оформила в Украине вид на жительство, после чего началась процедура получения детьми украинского гражданства. Процесс длился несколько месяцев. В июне этого года в жизни девочек произошло важное событие — их окрестили. Родители специально сделали это в Украине, поскольку именно здесь, а не у себя на родине, ощутили сочувствие и поддержку, оказавшись в трудной ситуации. «ФАКТЫ» также оказались причастны к событию — крестным отцом Виктории стал автор этого материала. А вскоре после крестин девочки получили украинские внутренние и заграничные паспорта. Затем осталось преодолеть последний этап для их выезда во Францию — получить визы. Сделать это следовало особенно тщательно, ведь по неписаным правилам в случае отказа в выдаче шенгенской визы одной страной ЕС отказ следует и в других странах. К счастью, все прошло благополучно. Одна из стран Евросоюза выдала девочкам визы, открыв тем самым дорогу во Францию.
Труднее всего оказалось пересечь украинскую границу. Наши пограничники, зная о французских детях из СМИ, более двух часов продержали их на контрольно-пропускном пункте, беря у родителей объяснения, снимая копии с документов и периодически названивая руководству для консультаций. Но никаких оснований не выпускать их из Украины не было, поэтому после длительной проверки семейство Ле Рок пересекло границу и въехало на территорию Евросоюза, откуда для них открылась прямая дорога домой.
В Алансоне, где живет семья супругов Ле Рок, при регистрации девочек тоже не возникло проблем. Свидетельства о рождении были в полном порядке, поэтому малышек сразу поставили на учет в поликлинике, родителям выписали детские выплаты.
Информация о возвращении близняшек, чье задержание весной этого года наделало столько шума, очень быстро просочилась в прессу. Однако на многочисленные звонки и обращения журналистов родители отвечают: «Никаких комментариев. Все, что нам нужно, — это покой». Единственное исключение было сделано для «ФАКТОВ». Несколько дней назад мне вместе с адвокатом Василием Мишинчуком удалось пообщаться с Патрисом через интернет-программу видеосвязи скайп. Нашим переводчиком любезно согласилась быть доцент кафедры французского языка и зарубежной литературы Ужгородского национального университета Анжелика Кикало. Несмотря на позднее время (было уже начало десятого вечера), девочки еще не спали и время от времени тоже попадали в кадр. После возвращения домой Патрис заметно изменился — от подавленного настроения не осталось и следа, сейчас счастливый отец постоянно улыбается и шутит.
— Опишите, пожалуйста, первые ощущения после пересечения границы и въезда на территорию Евросоюза.
— Мы вздохнули с облегчением. А потом… полились слезы. После всего пережитого, всех разочарований и препятствий мы все-таки добились своего, достигли цели. Так что это были слезы радости, счастья…
— Как дети перенесли дорогу?
— Нелегко. Это было первое в их жизни большое путешествие. Было еще жарко, и мы часто останавливались — чтобы покормить и напоить девочек, дать отдохнуть машине. Дорога заняла почти сутки. Зато сейчас Вики и Ким в полном порядке. Они быстро освоились на новом месте, и это не странно, ведь климат у нас приблизительно такой, как в Ужгороде. Девочки хорошо растут, у них уже прорезались по два зуба. Посмотрите, они рядом со мной (Патрис поворачивает ноутбук и на мониторе появляются коротко стриженные девочки в слюнявчиках, которые с интересом оглядываются по сторонам).
— Какой сейчас статус у детей?
— У них украинское гражданство, и мы посмотрим, нужно ли тут что-то менять (во Франции разрешено двойное гражданство. — Авт.). Дочки находятся здесь легально, труднее всего было привезти их домой. Они запросто могут путешествовать с нами в пределах Евросоюза. Могут приехать и в Украину, однако вернуться назад во Францию будет проблематично. (Улыбается.) Мы пока что не занимаемся оформлением для детей французского гражданства, это сейчас второстепенное.
— Часто вспоминаете Украину?
— Конечно. У нас всегда было хорошее отношение к Украине, всегда было доверие. Даже в самые трудные времена я волновался, но доверял и верил. Теперь счастлив, что не ошибся…
За судьбой семейства Ле Рок следят еще семь французских пар, которые также родили в Украине детей с помощью суррогатного материнства и теперь не могут вывезти их домой. Финал этой истории — хороший повод для оптимизма.
Впрочем, история супругов Ле Рок пока окончательно не завершена. Апелляционный суд еще должен рассмотреть дело о конфискации кемпинг-фургона «Мерседес». «ФАКТЫ» будут держать своих читателей в курсе событий.
872Читайте нас в Facebook