ПОИСК
Житейские истории

«У меня дрожь пробежала по телу, когда рядом с бортом вынырнул кит по размерам больше, чем наша ладья»

7:07 22 ноября 2011
Ладья Русич
Российско-украинская экспедиция прошла полмира — от Тольятти до австралийского города Дарвин — на копии корабля времен Киевской Руси

Как уже сообщали «ФАКТЫ», путешественники из Украины, России, Белоруссии и Казахстана на небольшой — длиной 14 метров — ладье «Русич» через моря и океаны дошли до австралийского города Дарвин. Экспедиция на копии корабля времен Киевской Руси стартовала в августе прошлого года от города Тольятти, который расположен на Волге. Первый этап плавания — до Индии — запланировали по Волге, Дону, затем — Азовскому, Черному, Средиземноморскому, Красному морям и Индийскому океану. Но сразу пройти весь этот маршрут не удалось — помешала плохая погода. Корабль подняли на берег в Омане, и стоял он там до весны. Морской поход продолжился в мае. Энтузиасты добрались до Шри-Ланки, затем отправились к берегам Таиланда, оттуда — в Австралию. Менее чем за полтора года прошли 20 тысяч километров. Об этой экспедиции «ФАКТАМ» по телефону рассказал ее участник 33-летний Виталий Цаликов из Днепропетровска, который уже вернулся на родину.

«Жена отпустила меня в плавание, несмотря на то что нашей дочке едва исполнился год»

 — Раньше я по морям не ходил, но когда председатель оргкомитета экспедиции на ладье «Русич» заслуженный журналист Украины Борис Филатов предложил идти на этом корабле, сразу согласился, — говорит Виталий Цаликов. — Ведь это то, о чем я мечтал с детства, читая о плаваниях Магеллана, Кука, Тура Хейердала… Вообще я страстный путешественник, колесил на мотоцикле в Гималаях, на Ближнем Востоке. И тут появилась возможность пройти по океану на копии исторического судна! Жена с пониманием относится к тому, что я люблю странствовать. На этот раз тоже отпустила меня, несмотря на то что весной, когда я стал членом экипажа ладьи, нашей дочурке едва исполнился год.

Борис Филатов взял на себя все основные расходы, связанные с моим участием в экспедиции. В состав команды «Русича» я влился вместе с моим другом, тоже мотопутешественником, Алексеем Пилипенко из Харькова. Мы с ним прошли этап от острова Шри-Ланка до Таиланда — это около двух тысяч километров. Тут нужно сказать, что на каждом из этапов экспедиции менялась часть экипажа. Мы с Алексеем стали рулевыми. Непосредственно в походе под руководством командора Сергея Синельника и капитана Михаила Тигушкина осваивали премудрости морского дела.

*Обычно Алексей Пилипенко и Виталий Цаликов путешествуют на мотоциклах. Это плавание на ладье «Русич» стало их первым морским походом

РЕКЛАМА

— Страшно было плыть по океану, когда начинался шторм?

 — Дух захватывало, когда на ладью, борта которой подняты над водой всего на метр, накатывали волны высотой метров пять. В таких случаях главным было развернуть корабль носом к высоченным волнам, чтобы они не били в борт. Впрочем, мы шли как раз в то время года, когда штормы и ветры были, как правило, попутными. Будь ветер боковым или встречным, пришлось бы туго, ведь парусное вооружение на «Русиче» простейшее, как в старину.

РЕКЛАМА

Когда шторм начинался ночью, мы были предельно внимательными, чтобы не упасть за борт, не получить травму, выполняя те или иные авральные работы. Поскольку ограждения на палубе нет, протягивали трос, пристегивались к ней карабинами, и так бегали, крепили такелаж, привязывали вещи, которые могло смыть в океан, задраивали люки. К тому же капитан запрещал пользоваться фонариками, потому что их свет слепит рулевого: даже из-за небольшой оплошности в управлении парусник мог сбиться с курса.

Впрочем, однажды нам пришлось вооружиться налобными фонариками, когда сломались вначале основной, а затем и резервный генераторы тока. Утратив источник электроэнергии, мы не могли включать габаритные огни. Ладья стала невидимой по ночам, словно корабль-призрак. На нас запросто могло налететь встречное судно. Мы берегли небольшой запас тока в аккумуляторе, чтобы в случае особой опасности зажечь хотя бы топовый огонь (лампочку на верхушке мачты) или завести двигатель и таким образом избежать столкновения. Придумали также сигнализировать о себе налобными фонарями — собирались у борта, со стороны которого шло большое судно, и включали лампочки.

РЕКЛАМА

Во время опасности каждый из нас просил помощи у Всевышнего. Командор Сергей Синельник говаривал: «Кто в море не ходил — тот Богу не молился». У него в каюте висела икона и был молитвенник. Еще одну икону — из Киево-Печерской лавры — Сергею привез мой друг Алексей Пилипенко.

— Писали, что у Синельника посреди океана возник острый отит…

 — Да, а нужных лекарств в аптечке не оказалось. Ситуация была весьма серьезной. Но помог случай: в открытом море встретили российский буксир океанского класса. Его врач передал лекарства, так что Сергея удалось оперативно вылечить. К слову, матросы с больших современных кораблей диву давались, когда в сотнях миль от берега видели наш маленький парусник с экипажем девять человек. А команда одного сухогруза вообще заподозрила, что мы пираты, и стала нас отпугивать, стреляя из мощнейших водометов.

Когда мы заходили в порты, моряки смотрели на ладью, как на диковинку. Особенно поражались, в каких условиях приходится работать коку (повару) Геннадию Кривенко. Камбуз (кухня) крохотный. На палубе изнываешь от жары, а в этой каморке вообще невыносимая духота. В распоряжении Геннадия была двухгорелочная плита и газовый баллон. Человек он уже немолодой, но здоровье имеет крепкое, так что стойко переносил тяготы. Прежде он служил на Тихоокеанском флоте. Все, кто был свободен, ему помогали. Каждый после себя мыл посуду. Кстати, у моряков заведено, что кок в вахтах не участвует, поэтому Геннадий занимался своими прямыми обязанностями.

«От палящего тропического солнца укрывались в тени паруса»

— О каких блюдах мечталось в океане?

 — Хотелось того, к чему привык дома, — жареной картошки с луком, сала. И это несмотря на запас разнообразных экзотических фруктов, который был на борту. Геннадий оказался великолепным поваром: готовил борщи, супы, каши, салаты. Но больше всего нам нравились его простые рыбные блюда. Все радовались, если удавалось наловить рыбки. Маршрут продумали так, чтобы не было слишком больших переходов по океану. Это позволяло пополнять запасы продуктов и воды.

— Купались в океане?

 — Конечно! Хватаешься за веревку — и за борт. Без такой страховки прыгать в воду опасно — был риск, что не угонишься за ладьей. Нас часто сопровождали дельфины. Несколько раз вдали видели плавники акул. А однажды рядом с бортом вынырнул кит по размерам больше, чем наша ладья! У меня от неожиданности дрожь по телу пробежала.

— Как спасались от палящего тропического солнца?

 — В тех широтах запросто можно обгореть. Укрывались от солнца в тени паруса, намазывались кремом, носили кепки.

— Ночью приходилось привязываться, чтобы не вывалиться за борт?

 — Нет. Хотя я часто спал на палубе. Ведь вылететь, когда ты лежишь, практически невозможно даже при очень сильной качке. Если обрушивался тропический ливень, перебирался в маленькую тесную каюту. Кстати, бывало, во время ливня дул настолько сильный ветер, что потоки дождя летели не вертикально, а горизонтально. Мы с Алексеем Пилипенко несли вахту с полуночи до четырех утра. Вместе с нами не спал и капитан. В эти часы с удовольствием слушал звуки волн и шелест паруса, любовался сказочно красивым небом, несчетным количеством крупных звезд. Особенно поражал рассвет, когда гигантских размеров красное солнце выплывало из океана. А какие там грозовые облака! Поверьте, ни фотография, ни видеозапись не могут в полной мере передать это величие. Очень хотелось, чтобы красоту океана увидели родные.

— Вы имели возможность связываться с ними?

 — У нас был спутниковый телефон. Включали его не более чем на час в день — берегли заряд аккумулятора, — так что на родину передавали только самые необходимые сведения.

— На «Русиче» действовал сухой закон?

 — Да. Но по праздникам могли выпить по 50 граммов, не более того. Никого из нас не тянуло к алкоголю.

— На ладье есть туалет?

 — Имеется. Но вдали от берега предпочитали ходить по нужде за борт или в ведро. Вот только в шторм справлять нужду бывало крайне сложно…

О дальнейших планах уникальной экспедиции на ладье «Русич» Интернет-изданию ua.regnum рассказал глава оргкомитета проекта Борис Филатов:

«Сезон весенних штормов ладья переждет в порту города Дарвин, а затем направится в плавание вокруг Австралии. В Сиднее экипаж посетит дом-музей знаменитого ученого Николая Миклухо-Маклая и встретится с его потомками. Ведь экспедиция посвящена этому путешественнику и этнографу. Затем «Русич» попытается пройти по рекам Австралии. Ладья имеет очень малую осадку, благодаря чему может проходить по руслам даже малых рек».

Ладья «Русич» была построена в 2006 году на верфи российского города Петрозаводска. До похода к берегам Австралии путешественники прошли на этом корабле по древнему пути «Из варяг в персы» — 5500 километров. Причем на время экспедиции участники отказались от благ современной цивилизации: жили почти как русичи, ходившие этим маршрутом тысячу  лет назад.

1001

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров