«Шесть лет я жду, что изуродовавшие мое лицо пластические хирурги выполнят обещание — проведут бесплатную операцию и исправят свою ошибку»
Совсем недавно в запорожском Центре современных медицинских технологий «ТЕСТ» погибла во время пластической операции 25-летняя пациентка. По предварительным данным, медики во время введения наркоза насквозь прокололи девушке подключичную вену и правое легкое, из-за чего развилось обильное кровотечение. Но вместо того, чтобы срочно отправить пациентку в отделение реанимации, находящееся в соседнем корпусе больницы, ее оставили на операционном столе. Райотдел милиции Ленинского района Запорожья возбудил уголовное дело по статье о ненадлежащем выполнении медицинских обязанностей, а Минздрав Украины лишил клинику лицензии.
Львовянин Андрей Стасюк, преподаватель рисунка и живописи Малой академии искусств, после пластической операции остался жив, но хирурги изуродовали ему лицо. Прошло уже несколько лет, однако медики до сих пор так и не исправили плачевных результатов своего «труда».
«Ничего страшного, так бывает. Подлечим, и все пройдет»
Началась эта история в 2003 году, когда Андрей выпал из окна второго этажа. Травмы были тяжелейшие — повреждения позвоночника и грудной клетки, переломы челюсти и носа. Три месяца он был прикован к больничной койке и год учился ходить заново, пока выздоровел. Можно было уже думать и о возвращении на работу, но…
*Вследствие перенесенной травмы переносица Андрея оставалась несколько поврежденной, что и заставило его обратиться в клинику
— Понимаете, переносица оставалась несколько поврежденной, из-за чего у меня развился определенный комплекс, — смущенно признавался «ФАКТАМ» Андрей. — А если работаешь в школе с детьми, те сразу кличку дадут. Да и с девушкой не познакомишься. Стал подумывать о пластике носа. В 2005 году обратился в львовскую государственную клинику, где проводились платные пластические операции. Встретил меня там врач — пластический хирург, заведующий хирургическим отделением Григорий Кудриков (имя и фамилия изменены. — Авт.): «Решайся! Не пожалеешь! У тебя снова будет прямой нос, как при рождении. Вставим английский силиконовый имплантат, который отлично прошел испытания. Нам его присылают по заказу».
И я решился, — грустно улыбается Андрей. — Подумал, что хуже не будет. Прошел предоперационное обследование по месту жительства, дал 250 долларов на имплантат и 25 октября уже был в клинике, где официально в кассу заплатил более двух тысяч гривен — значительные деньги на то время. Операция длилась полтора часа. Врачи подбадривали: заживет через десять дней, а через месяц и следов не останется. После операции положили в стационар при клинике. Там оплачивалось проживание, плюс ежедневно требовали «добровольные пожертвования», которые собирали медсестры, за питание и постель плата отдельно, еще пару сотен гривен дал на медикаменты. Через несколько дней повязки сняли. Врач говорит: «Смотри! Не разочаруешься!» Глянул — действительно, ямка на носу исчезла. В принципе, я был доволен восстановленной формой носа. Но начались проблемы — рана не заживала, и меня выписали только 9 ноября.
Отправляя пациента домой с еще не зажившим шрамом, медики попросили его по возможности приезжать к ним на перевязки и для контроля. Но Андрей прибежал уже через пару дней — между носом и глазом появилась шишка, которая все увеличивалась в объеме, покраснения на коже лица не проходили, из раны пошел гной. Врач успокоил: «Ничего страшного, так бывает. Подлечим, и все пройдет». Три дня пациент пролежал в стационаре: рану обрабатывали и чистили (сбор «добровольных пожертвований» не прекращался). Выписали домой, назначив лекарства и уколы. Но во время последней инъекции у Андрея практически отказало дыхание, а тело покрылось еще большими красными пятнами. Откачали приехавшие врачи «скорой». На следующий день его опять положили в стационар клиники. Но, несмотря на чистки, ситуация становилась все хуже — гной шел уже не только из раны, но и из ноздрей. Андрея то выписывают, то опять кладут на больничную койку. При этом все время напоминают: деньги, деньги! Часть «проверенного» имплантата, прокалывая кожу, вылезает в оперированном месте наружу и… отпадает. Организм начал его отторгать!
Но врачи продолжали успокаивать: «Все будет хорошо». Перевязки, мази, таблетки. Деньги, естественно, берут за все. Конец декабря. Кончик носа Андрея начал перекручиваться, раздваиваться, гнить, «вышел» хрящ. 6 января 2006 года пациента очередной раз выписывают, так и не победив «болячку». Воспаление удается сбить лишь во Львовском мединституте, а остатки имплантата специалисты посоветовали срочно удалять у тех, кто его ставил.
«Вы аферист! Хотите заработать на нас…»
— Мне дали заключение консилиума, с которым я снова пришел к хирургу Кудрикову, — продолжает Андрей. — Он прочитал, кивнул: «Правильно написано, давно нужно было удалять. Мы готовы». Но я-то, перенеся столько, не готов! Страшно с такими врачами иметь дело! Дома посоветовался со знакомым адвокатом. Тот дал запрос в клинику: как будет это делаться, в какой срок, за какие средства. Ответ: проведем операцию за свои средства в течение полугода. В сентябре остатки имплантата удалили, но операцию проводил уже другой хирург.
Естественно, после этого встал вопрос о выравнивании носа, за что, собственно, и были уплачены деньги. И тут, по утверждению Андрея, медики начали тянуть время, перенося операцию с месяца на месяц. Попутно он узнал, что первый хирург, делавший ему операцию, по специальности… стоматолог. Кроме того, как оказалось, пациент имеет право просить медика пояснить ход лечения. И Андрей обращается в клинику: «Прошу предоставить описание операции, какие будут применяться наркозы, какой риск для здоровья и жизни». Ответ туманный: «Будет лучше».
*Неудачная пластическая операция не только изуродовала Андрея Стасюка, но и сломала ему личную жизнь — у него до сих пор нет семьи
— Узнал и то, что от технологий и методов, которые применялись во время первой операции, давно за рубежом отказались, а потом и запретили, — говорит Андрей. — Снова обратился в клинику: «Если не можете сами сделать операцию, дайте мне 20 тысяч евро в качестве компенсации за моральный ущерб, я буду оперироваться за рубежом. Вы мне причинили такой вред, давайте разрешим проблемы по-человечески». Ответ: «Вы аферист! Хотите заработать на нас…»
После продолжительных переговоров и скандалов стороны подписали мировое соглашение — медики выплачивают Андрею 25 тысяч гривен в качестве моральной компенсации и соглашаются не только провести за свой счет операцию по исправлению вреда, нанесенного их врачом, но и привести нос в тот вид, который хотел пациент.
— Однако с операцией следуют постоянные задержки, — разводит руками Андрей. — У меня до сих пор нет от врачей гарантий, четкого и внятного ответа, что и как они собираются делать. Патологоанатомы, гинекологи, ветеринары — все сегодня ринулись в пластическую хирургию. Там же деньги! А ответственности никакой. Сколько я видел в их клинике пострадавших! И привлечь врачей к ответственности невозможно. Это при том, что меня не только изуродовали, но и сломали личную жизнь — я до сих пор не завел семью. Психологически я просто раздавлен — в зеркало стараюсь не смотреть, в людных местах не появляться…
Шесть лет я жду, что изуродовавшие мое лицо пластические хирурги выполнят обещание — проведут бесплатную операцию и исправят свою ошибку, — подводит итоги Андрей. — Шесть лет обмана и обещаний. Сначала мне говорили: «Ищи сам врачей, которые сделают тебе операцию, а мы ее оплатим». Нашел — Киевский городской центр пластической микрохирургии и эстетической медицины. О чем и сообщил в «свою» клинику: «С целью выполнения договора о примирении и возмещении морального и материального вреда прошу дать согласие на финансирование мне операции в Киеве». Ответ главврача привел меня в состояние ступора: «Восстановительная операция должна проводиться в нашей клинике. Нигде не говорится, что я, как руководитель медучреждения, соглашаюсь оплачивать вам хирургическое вмешательство в другом учреждении. Ваше требование оплатить операцию в Киевском центре является безосновательным». Обманули! В апреле текущего года руководство областного здравоохранения выступало по местному телевидению. В прямом эфире я обратился к ним со своей проблемой. Высокие чиновники пообещали разобраться. Никакого результата! В июле с большим трудом прорвался к ним на прием, где встретил и главврача клиники. Она в присутствии своего начальства пообещала сделать мне операцию в сентябре. Прошел уже октябрь, а мне даже никто и не позвонил. Опять обман!
«Проверить правильность действий пластического врача практически невозможно»
Согласно официальной справке департамента кадровой политики Министерства здравоохранения Украины, проводивший Андрею пластическую операцию врач Григорий Кудриков «не имел права занимать врачебные должности лечебного профиля, в том числе врача-хирурга… Не имел права осуществлять медицинскую практику по специальности «хирургия» и оказывать специализированную медицинскую помощь по пластической и реконструктивной хирургии». То есть министерство признает, что хирург государственной клиники незаконно провел пластическую операцию Андрею Стасюку. Однако, как выйти из сложившейся ситуации, в справке не указывается.
— В медицине всегда существуют риски, — отмечает в своих комментариях «ФАКТАМ» известный львовский адвокат Олег Мыцык. — Однако в данном случае ситуация, очевидно, следующая: хирург Кудриков не имел необходимой специализации, а имплантат, который использовали при операции Андрею Стасюку, не был сертифицирован в Украине. Работа медика, тем более хирурга, четко и очень строго регламентирована так называемыми протоколами о порядке предоставления медпомощи, утвержденными соответствующими приказами Министерства здравоохранения. Однако, к сожалению, в пластической хирургии подобные протоколы не утверждены на министерском уровне до сегодняшнего дня. То есть проверить правильность действий пластического врача практически невозможно! На днях нам удалось обжаловать отказ правоохранителей возбудить уголовное дело в отношении проводившего пластическую операцию хирурга. Сейчас мы добиваемся того, чтобы подтвердить: причина беды с Андреем — незаконная деятельность врача Григория Кудрикова. А уже затем будем предпринимать дальнейшие шаги по восстановлению справедливости.
2280Читайте нас в Facebook