ПОИСК
Украина

Народный депутат Елена Кондратюк: полный запрет рекламы лекарств обескровит масс-медиа

10:57 20 декабря 2011
лекарства
Инф. «ФАКТОВ»

Законопроект 7007, который предлагает ограничить информацию о лекарственных препаратах и медицинских практиках сугубо специализированными изданиями, а рекламу лекарственных средств запретить вообще, таки вынесен на слушание во втором чтении – депутаты должны рассмотреть документ 20 декабря.

Полное название законопроекта «О внесении изменений к некоторым законодательным актам в сфере охраны здоровья (об усилении контроля за оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)», и главная его цель, по словам депутатов-разработчиков — забота о здоровье нации.

Улучшать наше здоровье депутаты планируют не с увеличения социального пакета – строительства поликлиник, развития их материально-технической базы и повышения зарплат медикам, и даже не с развития спортивных площадок, рекреационных зон и бассейнов, а с запрета рекламы лекарств и ограничения любой информации о лекарственных препаратах.

Логика такова: реклама приводит к самолечению, самолечение – к неконтролируемым последствиям. Хотя, учитывая те последствия, к которым принятие этого закона может привести, вполне уместна и другая его трактовка. Ведь улучшиться ли здоровье нации от запрета рекламы – это еще неизвестно, а вот доходы прессы без рекламы упадут существенно.

«Логика наших законодателей: болит голова – так отрубим же голову», — комментирует законопроект 7007 Сергей Чернявский, исполнительный директор ИД «Пронто-Киев».

По словам генерального директора УМХ Татьяны Ефименко, в структуре их рекламных доходов реклама лекарств занимает 10 – 12%. Так что изъятие «лекарственной статьи» этой статьи из структуры доходов может быть сравнимо по доле с запретом рекламы табака, когда с рынка ушли «табакозависимые издания» — городские гайды: УМХ закрыл «Тайм аут», а КПМедиа – «Афишу».

«Учитывая, что на следующий год экспертный совет Украинской ассоциации издателей периодической печати (УАИПП) прогнозирует рост рекламных годов на уровне 9%, то если «лекарственные ограничения» будут приняты, это будет означать, что у прессы роста не будет», — говорит г-жа Ефименко.

Один из тезисов разработчиков закона о том, что реклама лекарств увеличивает их потребление, как свидетельствуют данные MMI компании «TNS», не отвечает действительности. Согласно исследованию, на протяжении 5 последних лет потребление основных категорий безрецептурных лекарств не изменилось, несмотря на инвестиции в прямую рекламу. Будучи информированными, покупатели выбирают те препараты, которые им больше подходят, а не увеличивают их количество в потребительской корзине.

Также, как доказывают исследования, нет прямой зависимости между рекламой препаратов и увеличением количества продаж. Так, по данным компании Proxima Research, в докризисном 2008 году рынок безрецептурных рекламных препаратов (то есть именно тех, реклама которых разрешена) продемонстрировал сокращение объемов потребления на 4%. В кризис (2009 год) это падение составило уже 6%. И только после кризиса потребление увеличилось на 3%, но объем еще не достиг докризисного уровня.

Народный депутат Елена Кондратюк уверена, что полный запрет рекламы безрецептурных лекарств (а сейчас в Украине, как и в других странах Европы, разрешена реклама только безрецептурных препаратов), обескровит отрасль – ведь лекарства составляют до 30% рекламных поступлений в медиа. Кондратюк также зарегистрировала свои поправки к законопроекту, которые пока на сайте ВР не доступны. Но, по словам народного депутата, если к ее поправкам прислушаются, то полного запрета на лекарства не будет.

Елена Кондратюк считает, что рекламное законодательство не нуждается в дополнительном регулировании – ведь только в апреле 2011 года было принято дополнительное правило, требующее издателей предупреждать аудиторию об опасности самолечения (под это предупреждение должно быть отведено 15% площади рекламного макета).

«Кто сказал, что лечит газета, радио или телевизор? Лечит врач, а лекарства лицензирует Минздрав. Так пусть Минздрав ужесточить контроль за качеством препаратов, а не лицензирует все подряд, а ответственность перекладывает на рекламу», — говорит Елена Кондратюк.

По мнению УАИПП, если жесткие рекламные ограничения на лекарства будут приняты, то бюджеты перетекут из прозрачной и регулируемой «лекарственной» зоны в туманную нерегулируемую область пищевых добавок, «конфет от кашля» и «сиропов от поноса», то есть тех немедицинских товаров, которые и являются объектом большинства жалоб потребителей.

Также, по подсчетам отраслевой Ассоциации, сократятся налоговые отчисления от отрасли и рабочие места. Улучшит ли это здоровье нации – еще вопрос, но вот уж точно потребует от государства дополнительных средств на переквалификации и помощь по безработице.

Рекламные ограничения, урезающие доходные поступления в медиа, по мнению издателей, также являются ударом и по базовым демократическим свободам, делают рынок уязвимым и слабым.

«Пусть нам не перекрывают поступление рекламных доходов, не принимают никаких ограничивающих законов о рекламе. Это угроза существованию независимой прессы как таковой, поскольку лишает издателя доходной части и тем самым делает его зависимым от нерыночных денег», — утверждает Татьяна Ефименко.

Источник: Украинская ассоциация издателей периодической печати

597

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров