ПОИСК
Украина

С нового года при подсчете индекса инфляции будут учитываться цены на памперсы и стоимость маникюра

19:30 21 декабря 2011
маникюр
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, «ФАКТЫ»
Государственная служба статистики обновила перечень товаров и услуг, который используется для определения динамики цен в стране

В декабре многие средства массовой информации рассказали о том, что с января в прожиточный минимум включат стоимость ноутбуков, флешек, маникюра и даже услуг няни. Это долго и подробно обсуждалось в обществе, свое мнение высказали и некоторые эксперты. Однако впоследствии выяснилось, что изменили совсем другой набор: все вышеперечисленное, а также многие другие вещи включили в перечень товаров и услуг, используемый для подсчета индекса инфляции в стране.

О том, какие товары и услуги учитывались раньше и какие будут приниматься во внимание с 2012 года, а также как подсчитывается официальная инфляция в стране, «ФАКТЫ» спросили Ольгу Калабуху, директора департамента статистики цен Государственной службы статистики Украины.

«Наши специалисты отслеживают изменения квартплаты и стоимости коммунальных услуг»

— Ольга Святославовна, расскажите, пожалуйста, что это за набор товаров и услуг, о котором так много сейчас говорят?

 — Дело в том, что для подсчета индекса потребительских цен, который многие называют индексом инфляции, специалисты органов государственной статистики ежемесячно регистрируют стоимость ряда товаров и услуг. Безусловно, изменения цен на все товары и услуги, существующие сегодня на рынке, отследить невозможно, да и не нужно. Поэтому важно определить перечень наиболее распространенных и важных для населения товаров. Такой список называется потребительским набором. Он определяется централизованно и является единым для всех регионов страны. Включение товаров и услуг в этот набор производится на основании данных о фактической структуре денежных расходов населения.

— И что же в него входит?

 — В потребительский набор входят товары и услуги, которые пользуются наибольшим спросом у населения. И для того, чтобы перечень оставался актуальным, его пересматривают раз в пять лет. Последний раз он был утвержден в 2007 году. Как видите, к 2012 году пришел срок пересмотреть список еще раз, что Государственная служба статистики и сделала. В настоящее время в набор входят 296 товаров и услуг, с 2012 года он будет расширен до 335 позиций.

Кроме того, для оперативного реагирования на изменения, происходящие на потребительском рынке, ежегодно пересматривается весовая структура набора, которая рассчитывается на основе данных, полученных в результате обследования условий жизни домохозяйств.

— Можете привести пример, какие именно товары входят в такой набор?

 — Конечно, это открытая информация. В частности, в набор включен ряд продуктов питания: крупы, мясо и молоко, яйца, несколько видов хлеба, рыба, овощи и фрукты, соусы, некоторые виды консервации, специи, кофе и чай. Кстати, постепенно люди стали покупать больше качественных и дорогих продуктов. Поэтому в 2007 году в набор были добавлены: мясная вырезка, свежемороженое филе рыбы, сырокопченая колбаса, деликатесные копчености, йогурты, грибные консервы.

С 2012 года этот перечень продуктов питания будет дополнен мясными кулинарными изделиями, оливковым маслом, рассольными сырами, киви. Как видите, это именно те товары, которые в последнее время стали пользоваться высоким спросом.

Кроме того, в набор входят одежда и обувь (мужская, женская, детская), мебель, сантехника, товары для дома (постельное белье, посуда, предметы бытовой химии), бытовая, а также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, отдельные виды стройматериалов (краска, обои, линолеум), лекарства. В 2012 году перечень дополнится такими популярными товарами, как, например, кондиционеры и ноутбуки.

— А услуги?

 — Наши специалисты отслеживают изменения квартплаты и стоимости коммунальных услуг, почтовой и мобильной связи, Интернета, кабельного телевидения, финансовых, стоматологических, диагностических и консультативных услуг, проезда в городском и междугородном транспорте, цен на билеты в кинотеатры, стоимости обучения в учебных учреждениях, услуг гостиниц, пансионатов, ритуальных услуг и многих других.
Могу сказать, что в наборе есть отдельные товары и услуги, которые не относятся к первоочередным потребностям людей, но все же составляют определенную часть их расходов.

— Например, какие?

 — Легковые автомобили и ювелирные изделия из золота, а также алкоголь и табак.

— Существуют исключения?

 — Несомненно. Не включаются в набор товары и услуги, которые покупаются в целях накопления: предметы старины, искусства, антикварные изделия и прочее. Не учитываются также покупка жилья, земли и других материальных и нематериальных ценностей.

— Итак, с 2012 года набор будет расширен…

 — Да. Мы постоянно изучаем структуру денежных расходов семей и вносим изменения, если товар или услуга начинают играть в ней заметную роль.

— Какую?

 — Есть четкий критерий: доля товара в затратах семьи должна составлять не менее 0,1 процента, если это продукт питания, или же 0,2 процента — для других позиций.

— Проще говоря, семьи стали чаще покупать ноутбуки?

 — Не только: набор увеличился почти на сорок позиций. Из продовольственных товаров в перечень включили заварной хлеб, багеты, пекинскую капусту, спреды.

Из непродовольственных — шкафы-купе, металлопластиковые окна, блендеры, миксеры, дрели, тонометры, дизельное топливо, USB-флешки, памперсы, наручные часы, зонты.

Из услуг — подготовительные курсы для поступления в вузы, услуги няни, услуги больниц, маникюр, аренду жилья, страхование личного транспорта, мойку легкового автомобиля.

— Вот, оказывается, как у нас изменились вкусы. А что-то было исключено?

 — Конечно. Морально устаревшие товары и услуги либо исключены из набора, либо заменены на современные модификации, соответствующие тенденциям моды и научно-технического прогресса. Например, на смену музыкальным центрам в набор вошли МП3-плееры, а USB-флешки заменили дисками для записи информации. В последнее время большой популярностью пользуется комплексный отдых, при котором в стоимость тура включается плата за проезд, проживание, питание и экскурсии. Именно поэтому мы будем отслеживать и такие поездки.

«За 11 месяцев стоимость потребительского набора возросла на 4,4 процента»

— Расскажите немного о том, как все это происходит… Ваши сотрудники ходят по магазинам и регистрируют цены?

 — Именно так. Наблюдение ведут специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом из 27 регионов страны. Причем как в крупных городах, так и в средних и малых.

— В супермаркетах и на рынках?

 — Цены регистрируются в гипермаркетах, в небольших магазинах. Ну и конечно, на продовольственных, вещевых и смешанных рынках.

— А в бутиках?

 — Магазины, в которых цены во много раз превышают среднюю стоимость аналогичного товара, в обследование не включаются. Кроме того, товары в такие магазины поступают небольшими партиями, ассортимент постоянно обновляется, что значительно усложняет процесс регистрации стоимости. Так что цены в бутиках, которые торгуют эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, не регистрируются.

РЕКЛАМА

— Учитываются ли скидки и распродажи?

 — На определенных условиях, поскольку сезонное снижение цен, а также рекламные акции и распродажи товаров стали сегодня характерной особенностью потребительского рынка. Поэтому они принимаются во внимание в том случае, если выставленный со скидкой товар не поврежден, срок его реализации не закончился, а вес и упаковка не изменились.

РЕКЛАМА

Снижение цен не учитывается, если скидка предоставляется на исключительных условиях: постоянным клиентам, отдельным льготным категориям (пенсионерам, студентам, детям), а также когда проводится рекламная акция и скидка зависит от количества товара. Например, при продаже двух единиц по цене одной, что сейчас стало достаточно распространенным явлением.

Могу сказать, что в ходе подсчета наши специалисты ежемесячно регистрируют более 300 тысяч цен на различные товары и услуги, исходя из которых потом определяется индекс потребительских цен в общем по стране. Этот индекс публикуется 6-го числа каждого месяца.

РЕКЛАМА

— А какая инфляция ожидается по итогам 2011 года?

 — Замечу, что статистика отслеживает фактические изменения, происходящие на потребительском рынке, а не составляет прогнозы. С начала года, то есть с января по ноябрь, индекс потребительских цен составил 104,4 процента. Это означает, что за 11 месяцев стоимость потребительского набора возросла на 4,4 процента.

Кстати, набор товаров и услуг, исходя из которого подсчитывают прожиточный минимум, сейчас тоже дорабатывается. И как только будет утверждена новая потребительская корзина, мы обязательно расскажем своим читателям о нормах прожиточного минимума.

1341

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров