Станислав Николаенко: «Мы совершенно не были готовы к 12–летнему образованию, поэтому 11-летку воспринимаю как временную меру»
Принятие Верховной Радой закона об 11-летнем среднем и обя-зательном дошкольном образовании стало для всех неожиданностью. Не успели школьники пройти полный курс обучения по 12-летней системе, как депутаты-коммунисты Адам Мартынюк и Екатерина Самойлик инициировали новый закон о всеобщем среднем образовании. Согласно данному документу 12-й год обучения у старшеклассников, по сути, заменили «нулевым» для пятилетних детей. А поскольку в школах условий для содержания маленьких учеников нет, то дополнительную нагрузку намерены возложить, скорее всего, на детские сады. Противники «нулевого» класса тут же заявили, что это противоречит Конституции. Ведь Основной Закон гарантирует всеобщее полное среднее образование, но никак не обязательное дошкольное.
Не совсем понятно, что делать ученикам, желающим поступить после школы, скажем, в вузы в Европе, где стандартом считается как раз 12-летнее образование. Получается, что украинским абитуриентам в других странах придется еще год доучиваться, чтобы «выравнять» разницу в среднем образовании. Учителей же больше всего волнуют грядущие сокращения и проблема новых учебников, которые, по всей видимости, придется переписывать под 11-летнюю программу обучения. И совсем не праздный вопрос: в какую сумму все эти новообразования выльются для госбюджета?
С просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» обратились к бывшему министру образования Станиславу Николаенко.
«Есть страны, где в школах учатся и 13, и 14 лет»
— Станислав Николаевич, на ваш взгляд, возврат к 11-летней системе школьного образования — это шаг вперед или назад?
— Я считаю, что альтернативы 12-летнему школьному образованию на сегодняшний день нет. А возврат к 11-летке — это все-таки шаг назад, возможно, вынужденный. Ведь в предыдущие годы серьезная подготовка именно к 12-летке не велась: не готовились кадры, не выделялись финансы и т. д. Если правительство совместно с парламентом инициировало возврат к предыдущей системе образования, чтобы нормально подготовиться к внедрению 12-летнего образования, — тогда это правильно! Планы же оставить 11-летнюю систему навсегда на пользу учебному процессу не пойдут.
Учеными подсчитано, что программа полного курса средней школы рассчитана приблизительно на 12 тысяч часов. Это укладывается в 12-летнюю систему образования. Но есть страны, где в школах учатся и 13, и 14 лет! Например, в США обучение в средней школе длится 12 лет, но еще два года там отводят на довузовскую подготовку. В итоге имеем 14-летний цикл обучения.
— Ну, так можно учиться до бесконечности
— Понимаете, во многих странах люди живут гораздо дольше, чем в Украине: средняя продолжительность жизни составляет 80 лет. Вот поэтому в большинстве стран граждане даже могут позволить себе входить в реальную жизнь попозже. У нас же все, к сожалению, по-другому. Хотя если вспомнить историю, то именно в СССР в 1938 году ВПЕРВЫЕ В МИРЕ было введено обязательное семилетнее образование. Тогда у этой системы тоже были противники, считавшие, что крестьяне и рабочие должны работать и учиться им незачем. Однако за счет введения семилетки мы, если не ошибаюсь, до 1941 года добились рекордного роста производства — почти в сто раз по сравнению с показателями 1913 года. В 1956-м, через десять лет после окончания войны, когда, казалось бы, прежде всего надо было восстанавливать разрушенное хозяйство, в СССР — опять же впервые в мире — ввели «десятилетку». Ее критики сетовали: мол, где это видано — 17-летние ученицы будут беременными в школу ходить. Тем не менее страна это сделала! И снова увеличение среднего образования на год дало почти десятипроцентный прирост валового внутреннего продукта.
При этом хочу отметить, что поскольку объем знаний все время возрастает, то выстраивать систему обучения нужно таким образом, чтобы ребенок имел возможность отдыхать. А если мы сейчас втиснем программу, рассчитанную на 12 лет обучения, в 11-летний срок, то, скорее всего, субботы станут учебными днями. То есть на отдых и восстановление сил юному развивающемуся организму останется очень мало времени. Поэтому я считаю очень правильным введение при 11-летке так называемого «нулевого» класса при детских садах. Хотя, конечно, в сельских школах организовать «нулевки» будет весьма проблематично.
— Станислав Николаевич, а что делать тем выпускникам средних школ, которые мечтают поступить, например, в Оксфорд или Сорбонну? Ведь аттестаты об 11-летнем образовании там вряд ли признают
— Дело в том, что за границей, как правило, смотрят на количество «пройденных» часов по математике, физике или языку, а по этим показателям мы близки к общемировым нормам. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и качество образования, которое у нас на достойном уровне. Так что не думаю, что нашим выпускникам придется специально доучиваться, чтобы поступить в зарубежные университеты. Просто нужно будет сдавать экзамены!
«Не исключаю, что во избежание перегрузок для учебы придется задействовать субботы»
— Но ведь придется переписывать учебники, подгонять их к 11-летке, а это дополнительные бюджетные расходы
— В этом году c 1 сентября 10-классники будут учиться по программе 12-летнего образования. И все учебники с первого по десятый класс останутся прежними! А в следующем году, скорее всего, программы 11-го и 12-го классов «спрессуют» в одну. Но я глубоко убежден, что такая мера не полезна для детей. Наверняка через год пересматривать программы нужно будет, перераспределив нагрузку не на 11-й класс, а на 10-й класс. Что же касается сроков обучения, то повторюсь: Министерство образования, на мой взгляд, действует правильно, вводя «нулевой» класс в детсадах.
Дело в том, что до пяти лет у ребенка формируется три четверти его интеллектуального потенциала. Поэтому логично, чтобы дошкольную подготовку ребенок прошел в возрасте пяти лет. В свою бытность министром образования я ставил такую же задачу.
— Будет ли суббота учебным днем?
— Я не исключаю, что во избежание перегрузок придется для обучения не только задействовать субботы, но и вводить дополнительные уроки.
— Противники «нулевого» класса говорят, что это — неконституционно, поскольку в Основном Законе гарантируется право на всеобщее среднее образование и ни слова нет об обязательном дошкольном
— В принятом парламентом законе не сказано, что получать дошкольное образование нужно обязательно в государственном детском саду. Вы можете обучать ребенка в семье, вы можете нанять ему воспитателя, вы можете устроить сына или дочь в частное дошкольное учебное заведение. Между прочим, и обязательное среднее образование у нас тоже можно получить и в техникуме, и в профтехучилище, и в вечерней школе, и посредством экстерната. Поэтому нарушений норм Конституции я не вижу.
Уверен, нам надо создать такую систему образования, чтобы она готовила людей к жизни. Кстати, считаю существенным упущением (и своим — как бывшего министра) то, что мы убрали из школы трудовое обучение, в результате чего нынешние школьники не понимают, что такое производство, не обретают трудовых навыков, выдержки, выносливости. Ведь человек должен иметь навыки не только интеллектуального труда! Почему миллиардер Рокфеллер, да и многие далеко не бедные американцы отдавали и отдают своих детей в черновые, рабочие профессии на полгода-год? Чтобы дети научились работать!
404Читайте нас в Facebook