«Когда спрашивают, сколько нужно билетов на концерт, я отвечаю: «У меня детей много — весь Харьков и область»
У этого паренька удивительная судьба. Выросший без родителей, он, повзрослев, решил посвятить жизнь брошенным детям. Ивану Литвинову (на фото) удалось практически невозможное — избавиться от клейма воспитанника интерната для умственно отсталых детей и стать студентом педагогической академии. Ваня хочет быть социальным педагогом. Уже сегодня он — старший друг для многих малышей-сирот. Благодаря ему детдомовские дети Харьковской области постоянно посещают концерты эстрадных знаменитостей. Иван выбивает для интернатов области компьютерные классы и новую технику, устанавливает бойлеры и закупает канцтовары. Ради решения проблем детей-сирот он заходит в кабинеты чиновников и добивается справедливости. Правда, ровесники считают его чудаком…
«Я родился в шесть часов утра. А через час мама меня бросила»
— Знаете, в детстве меня часто обижали, пытались ущемить, наказать, — рассказывает Иван Литвинов, мой не по годам серьезный 23-летний собеседник. — Но чем больше это делали, тем крепче я становился внутри. Наверное, поэтому мне проще почувствовать боль обиженного ребенка. Сейчас, повзрослев, я стараюсь всеми силами помогать таким детям.
— Иван, вы пытались найти свою маму?
— Я всегда очень хотел с ней встретиться. По медицинским документам знаю, что родился в Харькове в шесть часов утра, а через час мама меня бросила. Но для меня она все равно осталась мамой, и я верю, что мы обязательно увидимся…
О некоторых моментах детдомовской жизни даже сейчас не люблю говорить. Меня переводили из одного учреждения в другое, пока я не попал в Купянскую спецшколу-интернат для умственно отсталых детей. Никто не спрашивал, хочу этого или нет, как себя чувствую. Но, сколько себя помню, я всегда совал нос, куда не надо. Например, приезжает в интернат проверка. Конечно же, проверяющим показывают все самое лучшее. А я рассказывал им правду. За это меня не любил бывший директор купянского интерната, где я проучился с 4 по 10 классы. Еще директор очень обижался, что я приношу подарки для всех.
— И как же у вас это получалось?
— В Купянске меня знали все частные предприниматели. Воспитанникам не разрешали выходить с территории интерната, но мы это делали. И я каждый день возвращался из города с подарками. В 12 лет познакомился с мэром города и редактором газеты. Мне без писем и доверенностей давали рулоны обоев, краску. Я все приносил в интернат. Директор обижался: почему они пишут письма и им никто ничего не дает, а мне все дарят?
Конечно же, некоторые завидовали, пытались ущемить мои интересы. Нужно было защищаться, становиться сильнее. Наверное, благодаря этому я смог не уйти в тень улицы.
— Что значит «тень улицы»?
— Да был в моей жизни такой период. Когда закончил интернат, то получил направление в ПТУ. После окончания училища меня направили работать столяром на харьковский завод «Турбоатом». Сами понимаете, какое там отношение: «А, сирота пришел, иди опилки подмети возле станков…» Правда, мне предоставили жилье — койку в общежитии. В одной комнате со мной жили еще пятеро взрослых мужчин. Они все время пили и играли в карты. А когда они однажды съели мои продукты, я понял, что жизни мне там не будет. Ушел с завода и из общежития. Стал жить на улице. Это был самый ужасный месяц в моей жизни. Я ходил по подъездам и Христа ради просил у людей кусок хлеба и помидорный рассол. Мне не нужно было ничего лишнего, только хлеба поесть. Когда выносили еду, я шел на последний этаж, садился на лестнице и все съедал. Или просил веник и убирал весь подъезд за еду…
— Кто вам тогда помог?
— Одна женщина с завода подсказала, чтобы я сходил в педагогический колледж, к ректору Галине Пономаревой. Ректор оказалась очень хорошим человеком. Она пошла мне навстречу, и меня приняли сначала в колледж, а потом в институт. За это я буду благодарен ей всю жизнь. Ведь после окончания школы-интерната я не мог поступить ни в один вуз, потому что наш аттестат приравнивается к пятилетнему обучению в обычной школе. Если бы я не стал студентом, то замкнулся бы и ушел в никуда. Таких детей очень много. Они заканчивают интернаты и оказываются никому не нужными. Ведь, привыкнув жить на всем готовом, выпускники не приспособлены ко взрослой жизни. Уходят на улицу, бродяжничают. И даже не пытаются бороться за себя.
«В Украине немало людей, готовых помочь сиротам»
— Иван, знаю, что благодаря вам дети из интернатов попадают на концерты украинских и российских звезд. Как это удается?
— Очень просто. Приезжают, допустим, в Харьков Потап с Настей или Филипп Киркоров. На афише есть номер телефона организаторов тура. Я звоню, спрашиваю администратора. Потом от имени детей-сирот прошу у него билеты на концерт. Когда уточняют, сколько нужно билетов, я отвечаю: «Сколько дадите. У меня детей много — весь Харьков и область»
*Ваня, который тесно сотрудничает с рэпером Потапом, подарил певцу картину, нарисованную детьми-сиротами
Бывает, конечно, что мне отказывают. Некоторые администраторы считают, что лучше пусть зал будет полупустой, но дети-сироты билетов не получат. В таких случаях я после концерта подхожу к артисту и говорю: «Ничего бы не случилось, если бы на свободные места сели дети-сироты». Между прочим, сами артисты часто об этом не знают и поэтому спрашивают: «Что мы можем для вас сделать?» А я даю адрес какого-нибудь детского дома и говорю, что туда, например, нужны бойлер и телевизор.
Билеты на концерты распределяю по интернатам и слежу, чтобы ездили разные дети. Мы уже сходили и на Филиппа Киркорова, и на Максима Галкина, и на Диану Арбенину. Все они молодцы. А Владимир Зеленский, например, всегда говорит: «Иван, не имейте привычку просить билеты за два дня. Предупреждайте заранее». Он очень хороший. После концерта толпа детей идет к нему в гримерку. И он каждому дает автограф.
Перед Новым годом я провел акцию. Рассчитал, сколько у меня подшефных интернатов, и для каждого искал спонсора. Многие артисты отправили детям подарки. Но особенно я горжусь тем, что сотрудничаю с продюсерским центром «MOZGI Entertainment», с Потапом и Настей, а также с женой Потапа — Ириной Горовой, с Асией Ахат и ее мужем Игорем Баленко. Это замечательные люди, они так нам помогают.
— А вообще много в Украине людей, готовых помочь сиротам?
— Очень много! Есть люди, которые хотят взять на воспитание детей с улицы. Например, со мной связывалась женщина из Мукачева, у нее разбился в катастрофе 23-летний сын. Так она взяла к себе 22-летнюю бездомную девушку. Хотя звонят и те, кого интересует лишь один вопрос: «Сколько мне выплатят денег, если я возьму сироту, и какие для меня будут льготы?» С такими я обычно больше не разговариваю.
Понимаете, сам я живу в тепле. Мне помогли. А вот другим детям — нет. Поэтому я хожу и везде их защищаю. Раз пришел в социальную службу, а там сидит чиновница и грубо мне говорит: «Вы разве не видите, я чай пью!» К ней приходят дети, а она пьет чай? Я сделал все возможное, чтобы этот человек там больше не работал. В таких службах должны быть неравнодушные к детским проблемам люди.
«Благодаря заботе Вани в интернате появился компьютерный класс»
— Иван, у вас есть мечта?
— Хочу создать благотворительный фонд. Но у меня пока нет счета. Чтобы его открыть, нужно собрать три тысячи гривен, а у меня никогда не получается столько отложить. Просить же для себя лично не люблю… Еще я пишу книгу о судьбах детей. И надеюсь, что она будет издана.
— У Вани с детства была такая жилка — он умел договариваться о помощи нашему интернату, еще когда сам был ребенком, — вступает в разговор директор коммунального учреждения «Купянская специализированная общеобразовательная школа-интернат» Наталья Пушкарь. — И сейчас, приезжая в интернат, он замечает любые мелочи. Видит, например, что у нас старый сервиз. «А почему у вас чашки не такие красивые? Я сейчас». Уходит в город и возвращается… с новым сервизом.
Недавно Иван провел акцию «От сердца к сердцу». Дети в школах собирали игрушки, канцелярские товары, а Ваня все это привез нам в интернат. Благодаря его заботе малыши все каникулы ели конфеты. Также перед Новым годом благодаря Ивану нам привезли компьютеры, и теперь у нас есть компьютерный класс.
А еще наши воспитанники пересмотрели выступления всех звезд эстрады. Дети пели на сцене вместе с Асией Ахат. Вы представляете, что значит для интернатовского ребенка выйти на сцену оперного театра и спеть со звездой! Иван очень настойчивый. Может, если что, поехать в Киев на личный прием к Юрию Павленко (детский омбудсмен. — Авт.). Вот только за себя никогда не просит. Хотя своего жилья у него нет…
Недавно Иван снова ездил в Киев — добивался, чтобы ребенку, который хотел вернуться в интернат, помогли уйти из приемной семьи.
— К сожалению, случается, что приемные родители берут детей только для работы по хозяйству, — сетует парень. — 12-летняя девочка доит корову, а ей потом не разрешают даже кружку молока выпить. Девочка сказала: «Для меня детский дом был раем». Это страшно…
Сейчас Иван Литвинов учится на последнем курсе Харьковской гуманитарно-педагогической академии.
— Я думаю, — говорит ректор академии Галина Пономарева, — что Ваня обязательно найдет себе работу в социальных службах.
Фото из семейного альбома
1932Читайте нас в Facebook