«За 20 дней пользования не горячей, а еле теплой водой, текущей из «горячего» крана, мне после перерасчета вернули 126 гривен»
Пенсионерка из Киева Валентина Захарова, у которой в квартире из крана вместо горячей воды целый месяц шла еле теплая, добилась от жэка перерасчета за непредоставленные услуги. Но поскольку горячей воды в доме, где живет женщина, не бывает частенько, теперь она намерена побороться с коммунальной конторой за право установить в своей квартире «умный» прибор, который недогретую до нормы воду учитывает как холодную.
«ФАКТАМ» специалисты рассказали об этом счетчике и объяснили, как при регистрации водомера сломить противоборство коммунального предприятия.
«Я каждый день названивала в диспетчерскую и мне каждый раз обещали: придет сантехник и разберется»
— Горячая вода пропала у меня 9 февраля, — говорит Валентина Захарова. — Я сразу же позвонила в диспетчерскую нашего жэка. Но, несмотря на мою устную жалобу, на следующий день и до конца месяца вода так и оставалась едва теплой. Я каждый день названивала диспетчерам, а они мне каждый раз обещали: придет сантехник и разберется. Надоело это все ужасно! У нас ведь часто вместо горячей воды идет теплая. А тут еще в новостях «обрадовали», что с 1 марта опять поднимутся тарифы на воду. Получается, что я из своей пенсии в 880 гривен почти 200 должна отдать за негорячую воду?!
29 февраля я пошла в жэк и написала заявление, в котором указала: у меня нет долгов по коммунальным платежам, в том числе и за последние два месяца. Тем не менее в феврале из-за того, что не было горячей, я, по сути, пользовалась только водой из «горячего» крана. В моей квартире есть счетчики как холодной, так и горячей воды. Их последние данные я тоже указала в заявлении. Добавила, что в диспетчерской жэка зарегистрированы мои неоднократные жалобы на отсутствие горячей воды. А ведь из-за этого в феврале мы израсходовали на девять кубов горячей воды больше, чем обычно. Заявление я зарегистрировала у секретаря жэка, копию оставила себе. И на следующий день — 1 марта — наконец-то появилась горячая вода.
Я позвонила в жэк и поблагодарила, но когда меня спросили, нужен ли мне письменный ответ на заявление, сказала, чтобы сделали перерасчет некачественной услуги за февраль — перерасходованные девять кубометров горячей воды посчитали по тарифу холодной. В квартиру пришла комиссия из жэка, составила акт проверки фактической температуры горячей воды. На основании акта произвели перерасчет и рассказали, как правильно заполнить платежку, чтобы не было расхождений в показателях счетчиков. В итоге за 20 дней недогрева горячей воды перерасчет составил 126 гривен.
Многие жильцы нашего дома, устав ругаться с жэком, поставили в квартирах электрические бойлеры и отключили централизованную горячую воду. Мол, теперь мы сами себе хозяева. Но вскоре выяснилось, что если для одинокого жильца это выгодно, то у семьи из пяти человек резко возрастают расходы на электроэнергию.
Проблема с горячей водой в нашем доме никуда не денется, пока не установят единый общедомовой бойлер. Иначе придется писать заявления в жэк каждый раз, когда будет пропадать вода. Ведь с чиновниками можно воевать только письменно, никакие звонки и скандалы на них не действуют.
Поэтому я решила заменить свои водомеры на один многотарифный, который «горячую» воду температурой ниже положенных 40 градусов учитывает по тарифу холодной. Такой прибор не из дешевых, но я подсчитала: если за 20 дней «выгрызла» у жэка свои 126 гривен, то такими же темпами затраты на чудо техники окупятся за год. Вот только не знаю, как отреагируют в самом жэке на мою инициативу. Я интересовалась таким счетчиком еще два года назад, но тогда не было четкого механизма, позволяющего законно установить и зарегистрировать многотарифный водомерный прибор.
Желание жильца установить в своей квартире экономный водомер в коммунальном предприятии воспринимают без радости
Действительно, «ФАКТЫ» писали о таком счетчике, но чтобы установить его в квартире, жильцу пришлось бы доказывать свое право через суд. Оказывается, с недавних пор ситуация существенно изменилась.
- Теперь жилищные конторы и коммунальные предприятия не могут препятствовать установлению многотарифных счетчиков, — рассказал «ФАКТАМ» технический консультант Харьковского регионального научно-производственного центра стандартизации, метрологии и сертификации Владимир Буцкий. — Согласно постановлению Кабинета министров Украины от 6 июля 2005 года Ь 630, если температура горячей воды в квартире меньше 40бС, услуга по подогреву воды предоставленной не считается и платить за нее не нужно.
Следует уточнить, что если вы в знак протеста прекратите оплачивать горячую воду, ничем не доказав, что из крана течет едва теплая, вас через суд обяжут это сделать. И будут правы. Поэтому надо доказать, что услуга не была предоставлена. Можно пойти путем Валентины Захаровой и каждый раз, когда в кране будет прохладная вода, вызывать на дом комиссию из жэка, а можно установить «умный» счетчик.
Исходя из упомянутого постановления правительства, если горячая вода нагрета в пределах от 40 до 44 градусов, — услуга оплачивается на 70 процентов, в пределах от 45 до 49 градусов, — учитывается 90 процентов услуги, а когда равняется 50 градусам и выше, — платить за подогрев нужно полностью. И вот как раз эту разницу температур недогрева многотарифный счетчик умеет учитывать.
— Фактически потребитель в семь раз переплачивает, если температура воды, которая течет из «горячего» крана, не достигает 40-градусной отметки, — продолжает Владимир Буцкий. — В Харькове кубометр горячей воды стоит 16,05 гривни, в то время как один кубометр холодной — лишь 2,268 гривни. Наши счетчики по сегодняшним тарифам позволяют экономить свыше пяти гривен на каждом кубометре использованной воды. А срок окупаемости прибора составляет от года до трех лет — чем больше членов семьи, тем быстрее вернутся потраченные на счетчик деньги.
— А что значит многотарифный?
— Этот прибор состоит из счетчиков горячей и холодной воды и электронного блока — вычислителя. При температуре «горячей» воды менее 40 градусов потребитель платит по тарифу холодной. Если же вода какое-то время нагревалась, скажем до 47 градусов, а затем «остыла» до 44, счетчик улавливает эту разницу и затем выводит на панель показания, сколько было израсходовано действительно горячей воды, холодной и количество воды с варьирующейся температурой, которая и оценивается по разному тарифу.
— Жэки наверняка не в восторге, когда к ним приходят жильцы с намерением установить такой счетчик.
— Тем не менее у людей есть все законные основания, чтобы его установить. В 2009 году производственно-технический центр «Прибор» получил сертификат соответствия и лицензию на право изготовления проекта и установки счетчиков воды ЛВ-4Т. Когда прибор выпускается из производства, приходит государственный поверитель и пломбирует счетчик.
— В Украине продаются импортные аналоги или вы монополисты?
— В Харькове есть несколько изготовителей подобных водомеров. Импортные намного дороже. К тому же все наши метрологические и испытательные подразделения аттестованы и аккредитованы на компетентность согласно требованиям международного стандарта ISO/IEC 17025:2006. Что касается установки экономного водомера, в коммунальном предприятии эту новость воспринимают без радости. Потому что все теплопотери от порывов труб, плохой изоляции, аварий на теплоцентрали, которые обычно разбрасываются на всех жильцов, обладателя многотарифного счетчика уже не касаются.
— Установить счетчик может любая фирма, получившая лицензию, — отметил сотрудник компании «Водомер» Аркадий Заславский. — Приходит мастер, устанавливает счетчик, оставляет акт, в котором указаны реквизиты фирмы. Этого документа достаточно, чтобы по заявлению жильца в течение недели счетчик поставили на учет. А если в квартире уже есть счетчики, то происходит обычная их замена по акту. У нас даже есть право пломбировать водомеры.
— В платежке за коммунальные услуги надо как-то отображать разницу в оплате?
— Прибор сам подсчитывает разницу в тарифах, а жилец только снимает показания. Единственное, что в холодной воде будет два показателя. Первый — это собственно количество израсходованной холодной воды, и второй — тот объем, который остался после корректировки горячей воды. А жэку главное, чтобы услуга оплачивалась.
8107Читайте нас в Facebook