«Перед олимпиадой пришлось ударно поработать. Казалось, что если отложу учебник и лягу спать — обязательно провалюсь»
Учащийся столичного лицея «Лидер» Саша Дмитренко успевает делать, кажется, абсолютно все. Кроме того, что парень уже несколько раз показывал лучшие в стране знания по химии, он еще и круглый отличник, и староста класса с шестилетним стажем. Одноклассники в шутку называют его своим начальником. Недавно талантливый школьник взял «бронзу» на международной менделеевской олимпиаде по химии. Теперь Саша, не покладая рук, готовится к еще одной международной олимпиаде и одновременно к внешнему независимому тестированию, где он будет сдавать сразу четыре предмета.
«Эксперименты — это всегда интересно»
— На тестирование я записался сразу на четыре предмета: химия, математика, физика, украинский язык, — перечисляет Саша, с которым мы встретились в лицее. — Сейчас готовлюсь. Хотя особых трудностей возникнуть не должно, ведь я учусь в физико-математическом классе. Поэтому все эти предметы знаю неплохо. Многие переживают по поводу обстановки на тестировании — дескать, в чужой школе, вокруг «надзиратели». Но у меня в этом смысле хорошая закалка. На международной олимпиаде следят за каждым твоим шагом, и там все незнакомое: школа, люди, даже страна.
— И никакой шпаргалки не пронесешь
— Никто и не пытается. Не дай Бог поймают — не только самому будет стыдно, но и страну опозоришь. Да и химия — это не тот предмет, где сильно помогает учебник под партой. Там главное — понимать. Поэтому нужно много заниматься. Так что перед олимпиадой пришлось ударно поработать (улыбается). Были даже бессонные ночи. Родители возмущались — мол, сколько можно, здоровье дороже. Но ведь процесс затягивает! Начал учить, и все — и то хочется выучить, и это. Кажется, что если сейчас, в данную минуту, ты вместо того, чтобы повторить какой-нибудь раздел, ляжешь спать, — ничего не успеешь и провалишься». «На олимпиаде попадется именно этот вопрос, а я «плаваю», — преследует мысль. — Нет, надо учить!» Осложняло задачу еще и то, что мне, тогда десятикласснику, предстояло соревноваться наравне с одиннадцатиклассниками. Приходилось изучать разделы, которых в школе мы еще даже не касались.
— Неужели никогда не надоедало? Каким бы любимым не был предмет, но учить его 24 часа в сутки
— Никто не говорит про 24 часа. Ведь есть и другие предметы. Те же физика и математика, например. Да и от золотой медали отказываться не хочется. Чтобы предмет не приелся, многие советуют делать перерыв. Я пробовал. Но меня хватает максимум на день. А потом опять непроизвольно открываешь учебник по химии и начинаешь решать задачи. Наверное, это уже зависимость.
— Ученики твоего же лицея, участвовавшие в других международных олимпиадах, рассказывали, что обстановка там была достаточно дружественной — мол, никто не зацикливался на победе, многие были не прочь пошутить и развлечься.
— Не знаю, как было у них, но лично я конкуренцию ощутил в полной мере. Участники из России и вовсе были настроены на войну. Химики из Белоруссии и Узбекистана, с которыми я успел познакомиться, были более приветливы. Перед началом теоретических туров начинаешь четко понимать, что вокруг тебя соперники и ты для них тоже конкурент, которого они постараются обойти. Тут же приходит и мандраж, с которым надо как можно быстрее справиться. Иначе не сможешь сосредоточиться. Хорошо, если знаешь ответы на первые несколько вопросов — это сразу придает уверенности. Кроме теоретических туров, были и практические — химические опыты и лабораторные. А эксперименты — это всегда интересно.
— Обошлось без взрывов?
— Слава Богу, да (смеется). Хотя случались и казусы. Например, у одной девочки не получилось отсоединить колбу с веществом от специального холодильника, с помощью которого проводятся опыты. Сколько ни пыталась — бесполезно. Все уже ставят опыты, а у нее паника — время-то идет. В итоге членам жюри пришлось спиливать колбу. Всего у нас было пять туров: два практических и три теоретических.
— Ты остался доволен собой?
— Если честно, не очень. Я не справился с одним разделом. Биохимия — это самый последний раздел, который не учат даже на первом курсе института. Вот я и не ответил на несколько вопросов. Вернее, ответил, но очень слабенько. У меня есть правило — даже если не знаешь ответа, пиши хотя бы что-нибудь. Не знаешь, как решить задачу — расшифруй какие-то вещества. В остальных турах я был уверен. Поэтому когда увидел, что по одному из них у меня недостаточно баллов, подал апелляцию. Лишняя нервотрепка, но что поделаешь? И мне все-таки удалось отстоять свою правоту! Оказалось, я правильно ответил на вопрос, члены жюри просто немного не поняли мой метод.
«Многие учатся ради какой-то цели. Мне же нравится сам процесс обучения»
— Результаты практических туров мы не знали до последнего, — продолжает Саша Дмитренко. — Уже на закрытии олимпиады начали объявлять победителей. Сначала называли тех, кому не достались призовые места — они просто получили грамоты. Помню, сидел и молился — только бы не назвали. Так дошли до первой тройки. «Не может быть!» — думаю. И тут объявляют: «Александр Дмитренко, Украина». Я взял «бронзу»! Еще не успел осознать, что произошло, а рука сама потянулась к телефону — отправлять sms-ки. Всем написал одно и то же: «Ура! «Бронза»!»
Вернувшись с олимпиады, Саша сразу начал готовиться к следующей. Тоже международной. С университетом уже определился — первым делом решил подать документы в Киевский университет имени Тараса Шевченко.
— Скорее всего, это будет факультет химии, — говорит Саша. — Многие учатся ради какой-то цели — например, чтобы поступить в вуз, чтобы уехать за границу. Мне же нравится сам процесс обучения. Поэтому пока что представляю себя преподавателем, доктором наук.
— Получается, кроме тестирования у тебя будет еще одна олимпиада? — уточняю.
— Не факт, — вступает в разговор учительница химии Людмила Харитонова. — Мы с Сашей очень долго готовились, теперь он справится даже со сложнейшими задачами по биохимии. Он доказал это на Всеукраинской олимпиаде. Там его результат — пятый по счету. По правилам Министерства образования среди десяти призеров Всеукраинской олимпиады должен проводиться еще один конкурс, по результатам которого определят четверку лидеров — тех самых счастливчиков, которые поедут на международную олимпиаду. Но вместо того, чтобы проводить этот отборочный тур, члены жюри заявили: на международный тур отправятся первые три одиннадцатиклассника и один десятиклассник. И все. Хотя отборы должны быть обязательно — так написано в постановлении Министерства образования. Члены жюри сослались на отсутствие времени — дескать, олимпиада будет проходить в Америке, процесс оформления виз наверняка затянется. Но ведь о том, где будет олимпиада, знали еще в прошлом году! Мы уже написали жалобы в Министерство образования и в Институт инновационных технологий, курирующий олимпиады. На этой неделе наш вопрос должен решиться.
— Я долго готовился, поэтому обидно, — говорит Саша. — Спасибо лицею, здесь меня очень поддерживают. Кстати, наверное, именно потому, что в свое время попал сюда, я так увлекся химией. Когда пришел поступать в пятый класс, таких, как я, было тридцать семь человек. А место всего одно. Увидев, что все дети показали высокие результаты, директор лицея Дмитрий Григорьевич Кравченко решил просто набрать еще один класс.
Фото автора
1836Читайте нас в Facebook