Возможно, вскоре железнодорожный билет можно будет приобрести при помощи компьютера или мобильного телефона
Летом, в разгар туристического сезона, множество людей отправляется на отдых поездами. И, к сожалению, им приходится убедиться в том, что система продажи железнодорожных билетов в Украине пока далека от совершенства. «Укрзалiзниця» по-прежнему реализует железнодорожные билеты преимущественно через собственную систему касс. А поскольку количество таких касс ограничено, то в разгар сезона у касс собираются длинные очереди, в которых люди вынуждены простаивать часами.
Комиссионный сбор подчас достигает 40 процентов стоимости билета
Необходимость терять значительное время в очередях и периодически возникающий дефицит билетов на наиболее популярные направления создают почву для деятельности спекулянтов.
Между тем во многих странах мира пассажирам, для того чтобы приобрести железнодорожные билеты, необязательно приходить в кассу. Все необходимые операции можно проделать через интернет, даже не выходя из дома или офиса. Подобная система электронной продажи билетов действует в большинстве европейских стран. Даже пассажиры Российских железных дорог (РЖД) уже имеют возможность приобретать билеты через всемирную сеть. Оплатив стоимость проезда через интернет, пассажир может получить проездной документ как в кассе РЖД, так и на стойке регистрации электронного билета или с помощью транзакционного терминала самообслуживания.
Более того, при использовании услуги электронной регистрации пассажиру достаточно предъявить проводнику вагона свой паспорт на фамилию, указанную в заказе на покупку билетов. Таким образом, наличие оформленного проездного билета не требуется. Так что необходимость стоять в очереди вообще отпадает.
Естественно, «Укрзалiзниця» тоже предпринимает шаги для внедрения системы электронной продажи билетов. В прошлом году отечественные железные дороги уже начали реализацию билетов через интернет. Но как это выходит на практике? Оплатить заказ можно через сеть при помощи платежной карточки Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП), которая пока не очень распространена в Украине, или международной карты (VISA или MasterCard). После оформления заказа и оплаты пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. А вот для получения билета ему все равно придется отправиться в билетную кассу «Укрзалiзницi» и выстоять там очередь. Так что такая система практически не сокращает время, затрачиваемое на приобретение проездных документов.
При этом те, кто пользуется услугой электронной продажи билетов, должны уплатить комиссионный сбор, который подчас достигает 40 процентов стоимости билета. В итоге электронный билет оказывается существенно дороже обычного. Это совершенно противоречит традициям интернет-торговли. Ведь каждый человек, совершающий покупки через сеть, знает, что там товары стоят, как правило, дешевле, чем в обычных магазинах. Или уж во всяком случае не дороже.
Кроме того, для пассажиров, желающих оплатить билет при помощи карточек международных систем VISA или MasterCard, которые распространены в Украине намного больше, чем карточки НСМЭП, введен дополнительный сбор. Это делает билет еще дороже.
Массовая и общедоступная продажа билетов через интернет нанесет удар по коррупционным схемам на железных дорогах
Между тем в России оплату заказа можно свободно осуществлять популярными во всем мире картами Visa, Visa Electron, MasterCard и Maestro.
Поэтому понятно, что существующая на сегодняшний день политика в сфере электронной продажи железнодорожных билетов существенно ограничивает круг возможных пользователей такой услуги. Во-первых, стоимость проездных документов получается существенно выше, чем при покупке через кассы. Во-вторых, приобретая билет через интернет, пассажир все равно не избавлен от необходимости обращаться в кассу и стоять в очереди.
Ясно, что систему продажи билетов через интернет нужно совершенствовать. Тем более что такая возможность у «Укрзалiзницi» есть. Например, недавно один из крупнейших банков Украины — «ПриватБанк» — обратился к транспортникам с предложением использовать для реализации билетов собственную инфраструктуру. При этом предлагается задействовать не только традиционные механизмы продаж, но и инновационные технологические решения. «ПриватБанк» готов предложить жителям Украины покупать билеты через свои отделения, банкоматы, интернет-киоски, WAP, мобильный банк, интернет-банк «Приват24».
Уже сейчас у активной части населения есть возможность оценить удобство данных сервисов: через систему «ПриватБанка» граждане, отправляющиеся в путешествия, имеют возможность приобретать авиабилеты на самолеты компаний «Аэросвит», «Днiпроавiа», Windrose, «Мотор Сiч» и Wizzair.
Более того, кроме разветвленной и удобной для потребителя инфраструктуры, «ПриватБанк» имеет также опыт продажи железнодорожных билетов. В феврале нынешнего года «Москомприватбанк» (дочерняя структура «ПриватБанка» в России) начал продавать билеты на поезда Российских железных дорог. Опыт продаж называют успешным.
Примет ли «Укрзалiзниця» предложение «ПриватБанка» о сотрудничестве, сегодня предсказывать трудно. Во всяком случае в средствах массовой информации уже озвучены опасения, что действующая система продажи билетов «Экспресс-УЗ» может не выдержать нагрузки, связанной с резким увеличением количества покупателей билетов через интернет.
В то же время многие эксперты считают, что на пути реализации этого амбициозного проекта могут возникнуть трудности совсем иного рода. Ведь массовая и общедоступная продажа билетов через интернет нанесет удар по коррупционным схемам на железных дорогах. Широкое распространение электронных билетов еще больше подорвет теневые денежные потоки от вокзальных спекулянтов к высокопоставленным чиновникам.
Решится ли «Укрзалiзниця» в корне подорвать бизнес билетных перекупщиков? Ответ на этот вопрос будет известен уже в ближайшее время. Даст его группа по рассмотрению предложений о дальнейшем развитии интернет-продаж, которая уже начала работать.
320Читайте нас в Facebook