Оформление купли-продажи подержанного автомобиля, включая уплату 15–процентного подоходного налога, сейчас обходится не дороже тысячи гривен
По словам экспертов, при занижении стоимости машины рискует не продавец, а организация, через которую проходит сделка
Вот уже полтора месяца в Украине запрещена продажа бэушных автомобилей через биржи, где оформление сделки обычно обходилось примерно в 150-200 гривен. Государство оставило автовладельцам два пути продажи машины: с помощью нотариуса или через фирму, которая имеет право выписывать справку-счет.
На первый взгляд, нотариальное оформление выглядит менее затратным. Если это первый автомобиль, который вы продаете в течение последнего года, то нотариус обяжет вас оплатить пять процентов госпошлины и один процент подоходного налога. В итоге получаем шесть процентов от стоимости автомобиля. Плюс к этому услуги нотариуса и экспертная оценка. Кроме того, от вас потребуют согласие супруга или супруги на покупку машины.
По сравнению с нотариальным оформлением продажа авто с помощью справки-счета кажется более дорогостоящей, ведь закон в этом случае требует уплаты подоходного налога в размере 15 процентов от стоимости машины. Но в реальности все не так. В рубрике «Автосалон» мы уже рассказывали, что близ столичных МРЭО, где проводится регистрация автомобилей, активно заработали фирмочки, готовые выписать справку-счет с указанием в ней стоимости авто «по желанию владельца». То есть никто не запрещает хозяину написать, что он продает машину за тысячу гривен. За само оформление берут 700 гривен. Добавьте к этому 15 процентов подоходного налога с нашей тысячи и получите в сумме 850 гривен.
Правда, насколько нам известно, после публикации «ФАКТОВ» в отношении фирмочек, работающих по такой схеме, начались репрессии (видит Бог, мы этого не добивались, а хотели лишь проинформировать автолюбителей о существующих схемах продажи подержанных авто). Кого-то вроде бы даже лишили лицензии.
На этой неделе мы решили проверить, насколько изменилась ситуация. Как выяснилось, справки-счета, в которых стоимость авто серьезно занижена, по-прежнему выписывают. Так, на центральном авторынке сотрудники довольно известной и авторитетной компании, даже не спросив, что за автомобиль мы собрались продавать, предложили оформить куплю-продажу за тысячу гривен. Причем эта сумма включала и уплату подоходного налога.
Как и прежде, открытым остается лишь вопрос, насколько рискованной является такого рода сделка для продавца машины. Ведь налоговая инспекция и раньше нередко предъявляла претензии тем, кто, продавая авто через биржу, платил подоходный налог с указанных в договоре ста гривен, а вовсе не с реальной стоимости машины. Увы, официального ответа нам пока получить не удалось. А вот неофициально эксперты заявили, что опасаться автовладельцам по большому счету нечего. Если биржи не отвечали перед государством за подоходный налог граждан, то имеющие право на оформление справок-счетов автосалоны (как, впрочем, и нотариусы) обязаны уплату этого налога контролировать. Если кому и может влететь за занижение продажной стоимости машины, то лишь фирме, через которую проходила сделка.
Таким образом, лазейка для обхода законодательства найдена и работает. Другой вопрос, говорят эксперты, что такое положение вещей, когда государство одной рукой устанавливает необоснованно высокие налоги, а другой — оставляет возможность для их минимизации, назвать нормальным никак нельзя.
605Читайте нас в Facebook