На Ивано-Франковщине сельский житель спас двоих тонущих подростков
Случаями спасения на воде наших читателей не удивишь. Особенно в летнее время, когда искупаться хотят и оставшиеся без присмотра взрослых маленькие дети, и пьяные компании, и школьники, не умеющие плавать. И все же история, приключившаяся в Тысменицком районе Ивано-Франковской области, по-своему уникальна. Ведь спасателем стал немолодой уже пастух, который совершенно случайно в тот день оказался на берегу Днестра. Едва заслышав крики о помощи, он бросился в воду, даже не задумавшись, как будет вытаскивать на берег двух мальчишек, уже успевших наглотаться воды. Ребята в панике цеплялись друг за друга и чуть было не утащили на дно своего благодетеля. Как ему удалось спасти подростков, Василий Левицкий не понимает до сих пор. Значит, говорит, Богу было угодно, чтобы детишки с его помощью остались живы…
«Внук вернулся домой перепуганный: «Бабушка, я воды нахлебался сильно. Тонул, а меня спасли»
— В тот день я заехал домой пообедать, — рассказывает Богдан Бидочка, председатель сельсовета села Рошнов Тысменицкого района, он же — отец одного из пострадавших мальчиков. — Мой 13-летний сын Святослав был дома и вместе со своими друзьями, 12-летним Виталиком и 16-летним Володей, играл в компьютерные игры. Ехать они никуда не собирались. Я со спокойной совестью вернулся на работу, но не прошло и нескольких часов, как мне позвонил бывший голова соседнего села Долгое. У нас ЧП, говорит. Мой брат Василий твоего сына из реки спас. Я не поверил: ведь час назад видел Святыка дома. Набрал номер сына, но его мобильный не отзывался. Тогда стал обзванивать все семьи Рошнова, где живут мальчишки его возраста, спрашивать, дома ли они. Через некоторое время Святослав наконец взял трубку. «Да, папа, это действительно я тонул. Меня спасли, но больше я сейчас говорить не могу. Сил… нет», — как-то сдавленно, словно сквозь слезы, проговорил он.
* «Вот там, где отмель в глубину переходит, я мальчишек и спасал», — показывает Василий Левицкий. На фото с ним рядом (слева направо): Володя Гвоздецкий и Богдан Бидочка с сыном Святославом (фото автора)
О своем приключении Святослав и Володя сейчас вспоминают… со смехом, а на расспросы о самочувствии отвечают: «А чего нам сделается? Дышим еще». И подначивают друг друга: «Ну что? Когда еще на речку пойдем искупнуться?» Подросткам неловко признаваться, что они не на шутку перепугались и чуть не погибли.
— Мама Виталика Зоряна отпустила его с хлопцами на Днестр, — волнуясь, рассказывает Ольга Михайловна, бабушка Виталия Литвина. — Он даже мамин велосипед взял, обещал потом завезти ей на работу. А я была против, чтобы внук ехал, волновалась очень. И ведь оказалось, не зря! Он вернулся домой весь бледный, в испарине, страшно перепуганный, и говорит: «Бабушка, я воды нахлебался сильно. Тонул, а меня спасли». Ох, уж я наплакалась! Сама десять лет была бездетной, сыночка ждала, как ясное солнышко, а тут подумать, что в один момент могла внука потерять…
— А у моей племянницы Оксаны вещий сон накануне был, — вспоминает Богдан Бидочка. — Ей приснился покойный дедушка, который ругал ее за то, что она плохо моет пол. Оксанка все думала, к чему это ей грязная вода снилась. А оно вот к чему! Мальчишки-то наши посидели-посидели у компьютера, а потом взяли и уехали без спросу.
— Не спросили, потому что вы все равно не пустили бы, — шмыгая носом, отвечает отцу Святослав, а потом объясняет мне: — Я раньше с родителями бывал на речке, но сам туда не ездил. Далеко ведь, километров пять. В нашем Рошнове водоемов нету. Все ездят плавать на Днестр. Володя старше меня и часто туда мотался, вот и мы решили с ним поехать. Были уверены, что все будет хорошо.
— Я пацанам еще за четыре дня до этого предлагал cъездить на речку искупаться, — вступает в разговор Володя Гвоздецкий. — Но как-то не складывалось. А тут все согласились. Место нашли хорошее, такой маленький мыс с песчаной отмелью. Доехали туда на велосипедах, разделись — и в воду. Купаться тепло было, здорово. Я плаваю неплохо. Заплыл чуть глубже, где отмель резко переходит в глубину, там получается что-то вроде порога, за которым яма. А Святык с Виталькой поближе к берегу купались, они ведь плавать не умеют. Вот я, наплававшись, лег на воде на спину, отдыхаю, а Святослав рядом стоит. Вдруг кричит: «Виталик тонет!» Я глядь — а тот уже с головой под воду ушел.
— Виталька к берегу возвращался, да, видать, поскользнулся, упал и как раз в яму угодил, — рассказывает Святослав. — Володя к нему кинулся, попытался вытащить, но Виталька с перепугу стал хвататься за него, топить. Тут и я к ним поплыл, тоже думал помочь, а только хуже стало. Виталик и меня схватил за голову, потянул на дно, я хлебнул воды… Дальше ничего не помню.
— Когда в эту кучу малу полез и Святык, я понял, что не смогу вытащить сразу двоих друзей, тем более что они плавать-то не умеют, — объясняет Володя. — С трудом отцепился от них и поплыл к берегу звать на помощь. Мы время от времени все вместе кричали: «Спасите!» И оказалось, нас услышал дядя Василий.
«Жена возмутилась: что ты все бегаешь туда-сюда! Но меня словно какая-то сила тянула к воде»
— Я в тот день вообще случайно оказался на берегу, — смеется Василий Левицкий, невысокий, жилистый мужчина с пышными седыми усами. — У нас в селе Долгом заведено сгонять всех коров в одно большое стадо, и всем по очереди приходится их пасти. Мы с женой выходим на пастбище раза два в месяц. Мой черед выпал на тот день, когда я должен был уезжать в Киев на работу, вот и попросился у соседа выйти вместо него в четверг. Коров мы с женой отвели на луг возле дамбы, а сами легли загорать. День был жаркий — градусов тридцать пять. Я несколько раз нырял в Днестр, чтобы освежиться. В очередной раз, когда собрался к реке, жена даже возмутилась: мол, сколько ты еще будешь бегать туда-сюда! Но меня словно какая-то сила тянула к воде. Я просто чувствовал, что должен пойти, и все.
Не успел проплыть и двадцати метров, как услышал крики о помощи и увидел двух барахтающихся мальчишек. Зрелище, скажу я вам, жуткое. Сразу видно, что дети не балуются, не шутят, а по-настоящему тонут. Один лезет другому на голову, чтобы вдохнуть воздуха, кричит «Помогите!» и снова уходит под воду. Второй цепляется за него что есть силы, того и гляди утопит. Времени на раздумье у меня не было. Я тут же выскочил из воды и побежал по берегу, чтобы быстрее добраться до ребят (если бы плыл к ним против течения, получилось бы дольше). Через несколько секунд уже был рядом с ними. И тут я испугался по-настоящему, потому что Святослав из последних сил, да так крепко, вцепился пальцами мне в руку. У меня даже синяки остались. Я понял, что если сейчас от него не отцеплюсь — нам всем троим будет конец. Ребром ладони я стукнул паренька по руке, чтобы отпустил, постарался их двоих растащить в разные стороны, чтобы они не топили друг друга, и начал свою, так сказать, операцию по спасению утопающих.
Способ для этого Василий Левицкий выбрал удивительный, можно даже сказать, беспрецедентный. Во всяком случае в областном управлении МЧС не припомнят, чтобы один человек спас одновременно нескольких утопающих. Разве только зимой такое бывает, когда под лед проваливаются рыбаки и спасатели вытаскивают их с помощью лестницы и веревки. Но то, что немолодой мужчина совсем не богатырской комплекции ухитрился в открытом водоеме в одиночку спасти двух подростков, — настоящее чудо, говорят эмчеэсники.
— Я не изобретал никакого специального способа, — пожимает плечами герой. — Не до того было. Господь, наверное, меня надоумил. Я набирал побольше воздуха в легкие, нырял на глубину, становился на дно и, взяв за ноги одного из ребят, пытался как можно выше и как можно дальше отшвырнуть его в сторону берега. Только выталкивал одного мальчишку, тут же снова нырял под воду, чтобы вытолкнуть второго. И так десятки раз. Молился только о том, чтобы у меня самого хватило сил добраться до берега. А Святослав с Виталиком после очередного броска плюхались и начинали барахтаться, как котята. И вот наконец мы очутились возле берега. Старший из ребят смог уже стоять на ногах, хоть его и шатало. А меньший упал без сил. Я испугался, подбежал к нему, стал спрашивать, не вызвать ли скорую помощь. Но Виталик сказал, что с ним все в порядке. Нужно только немного отлежаться. Мне, признаться, тоже было несладко. Когда я выбрался из реки, меня минут пятнадцать трясло, как в ознобе. Все думал: как же это удивительно, что я оказался именно в этом месте и в это время! Вернулся к жене, курю сигарету за сигаретой и пальцем ей грожу: «Вот ты меня не пускала идти купаться, а я, между прочим, двух людей от смерти спас». Она, конечно, была поражена.
«Из соседнего подъезда выходит мужчина и говорит: «Героям слава!» Оказывается, он меня в новостях по телевизору видел»
— Я своей супруге тоже сначала не говорил, о том, что приключилось с нашим сыном, — усмехается Богдан Бидочка. — Жена сейчас работает в Ивано-Франковске, поэтому даже не подозревала, что Святык ушел из дому, что он тонул, что его спасли. Когда я ей осторожно об этом заикнулся, она поохала, конечно, но до конца все-таки не осознала. А вот когда увидела сюжет по телевизору, два дня не могла уснуть.
— Я тоже две ночи после похода на речку не спал, — признается Святослав. — Переволновался, конечно, что уж тут говорить.
— И у меня бессонница была, — вторит другу Володя. — Но не только от волнения, а еще и от усталости. Святык ведь сам на велосипеде домой возвращался, а мне пришлось везти обессилевшего Виталика. Пять километров, да еще по бездорожью, после такого приключения — это, скажу вам, не шутки. Но хорошо, что так все кончилось. Спасибо дядьке Василию. В следующий раз, если пойдем с ребятами купаться, будем осторожнее.
— Куда это вы пойдете? — хмурится Богдан Ярославович. — Я вам пойду! Теперь только под присмотром взрослых. На Днестре, сами знаете, каждый год люди гибнут. Василия я всю жизнь благодарить буду за сына. В тот день мы с ним, конечно, посидели маленько, медовой самогоночки выпили за спасение детей. А бабушка Виталика за его здоровье в церкви уже свечку поставила.
Собирается отметить поступок Василия Левицкого и областное управление МЧС в Ивано-Франковской области. В ежегодной акции «Герой-спасатель года» житель села Долгого станет обладателем почетной награды. Кстати, это не единственный случай, когда Василий Владимирович проявляет себя как герой. На всех пожарах или при наводнениях (которые случаются в селе чуть ли не каждый год) он в числе первых бросается помогать людям.
— Вам в спасатели нужно было идти, — говорю я на прощанье мужчине.
— Да нет, мне и разнорабочим хорошо, — отмахивается тот. — А для души я на выходных в церкви служу пономарем. Но, если вижу, что человек в беде, никогда мимо не пройду. Вот, вытащил мальчишек из реки — радовался. А на следующий день в Киев поехал, на работу. Стоял там возле дома, где мне нужно было крышу перекрывать, как вдруг из соседнего подъезда выходит мужчина и говорит: «Героям слава!» Оказывается, он меня в новостях по телевизору видел и узнал. Ну, тут уж я, скрывать не буду, позволил себе погордиться чуток.
675Читайте нас в Facebook