Владимир Островский: «Евангелист Лука», которого мы привезли в Москву, — та самая картина, что была похищена в 1961 году прямо с выставки»
Такого масштаба выставок западноевропейской живописи VI-XVIII веков из музеев Украины не было еще никогда. Сто работ из девяти украинских музеев — киевского Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Львовской национальной галереи искусств, Одесского музея западного и восточного искусства, художественных музеев Харькова, Донецка, Полтавы, Севастополя, Чернигова и Житомира — экспонируются сегодня в Москве в знаменитом Пушкинском музее, который в нынешнем году отмечает свой 100-летний юбилей.
В центре экспозиции — полотно выдающегося голландского мастера XVII века Франса Халса «Евангелист Лука» из Одесского музея западного и восточного искусства. История похищения этой картины в 1961 году легла в основу популярного в советское время фильма «Возвращение «Святого Луки», в котором сыграли Владислав Дворжецкий, Всеволод Санаев, Олег Басилашвили и Екатерина Васильева.
«Злоумышленники почти год хранили свернутую в трубочку работу под кроватью»
— Картина Франса Халса «Евангелист Лука» в 1961 году была украдена прямо с выставки в Москве, — рассказывает директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский. — Ее похитил молодой реставратор, вырезав из рамы. Как оказалось, он был лишь исполнителем, инициировал похищение другой человек, желавший получить от продажи полотна большие деньги. Но так как сразу продавать работу было рискованно, злоумышленники почти год хранили ее в свернутом виде под кроватью, завернув в газету.
Правоохранители искали пропажу, но безуспешно. На след вышли тогда, когда похититель решил продать картину и понес ее к магазину грампластинок, который часто посещали иностранцы, приобретая на память о визите в Москву музыкальные сувениры. Увидев у «Мерседеса» с иностранными номерами импозантного мужчину, спросил его по-английски, не нужна ли картина. Тот «заинтересовался» и тоже отвечал по-английски. На самом деле это был не иностранец, а сотрудник КГБ. Доложив руководству об интересном предложении, он получил приказ продолжать переговоры и соглашаться на любую цену.
За похитителем стали следить в расчете раскрыть всю группировку. Взяли его с поличным в тот день, когда он назначил «клиенту» место и время встречи для осуществления сделки. Картина была в ужасном состоянии. Из-за того что хранилась в сильно отапливаемом помещении, очень повредилась краска. Реставрировали шедевр почти два года. Затем показали его еще раз в музее в Москве, после чего он вернулся в Одессу.
— Сколько работ Франса Халса сегодня в Украине?
- Всего две — «Евангелист Лука» и «Евангелист Матфей». Обе из собрания нашего музея, обе представлены на московской выставке. В 1980-е годы они были показаны в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в Лондонской национальной галерее и в родном городе художника в Голландии, когда отмечался 400-летний юбилей со дня рождения мастера. Каждое полотно было застраховано на шесть миллионов долларов.
«Полотно Караваджо «Взятие Христа под стражу» сейчас находится на реставрации»
— Как холсты с образами Луки и Матфея попали в ваш музей?
— История такова. Царь Петр I, как известно, ввел в России моду на живопись голландских мастеров. Полотна с евангелистами Лукой, Марком, Матфеем и Иоанном были приобретены в Голландии в период правления Екатерины II и оказались в Эрмитаже. Вступивший на трон Николай I провел инвентаризацию и некоторые произведения искусства велел продать. Полотна с евангелистами постигла несколько иная участь. Их отправили на юг для украшения какого-нибудь католического храма. С тех пор следы затерялись.
А уже после революции неизвестный человек принес в наш музей два холста с образами Луки и Матфея. Правда, то, что это произведения Франса Халса, было неизвестно. Работы даже приписывали русским художникам XIX века. Первой авторство Халса предположила в 1960 году киевский искусствовед Людмила Сак. Ее мнение подтвердили профессор из Эрмитажа Ирина Линник и голландские эксперты.
Франс Халс писал в основном портреты горожан. К библейским сюжетам обращался редко. И то, что полотна с евангелистами были утрачены, считалось невосполнимой потерей. И вдруг таким образом два из них — холсты с Лукой и Матфеем — неожиданно обнаружились.
— Известно местонахождение полотен с изображением Марка и Иоанна?
— «Евангелист Марк» находится в частной мюнхенской коллекции, о «Евангелисте Иоанне» долгое время ничего не было известно. А лет восемь назад картина была заявлена в продажу на одном из мировых аукционов и куплена частным лицом примерно за 12 миллионов долларов. Слышал, будто сейчас работа снова выставлена на торги. Вот бы нашелся меценат, который подарил бы это произведение искусства нашему музею!
— Почему на выставку в Москву вы не привезли знаменитую картину Караваджо «Взятие Христа под стражу», похищенную из музея в августе 2008 года и обнаруженную в 2011-м за пределами Украины?
— Она сейчас находится на реставрации в Национальном научно-исследовательском реставрационном центре и пока к экспонированию не готова. Как и работа «Евангелист Лука», картина была серьезно повреждена.
«Среди особо интересных экспонатов — две чрезвычайно редкие византийские иконы VI века»
Желающих посмотреть на «Святого Луку» в Пушкинском музее — огромное количество. Придя за полчаса до открытия, я обнаружила у входа большую очередь.
— Это же уникальная возможность увидеть в одной экспозиции шедевры, ради которых пришлось бы объехать девять областей Украины, — говорит посетительница, прибывшая из Одессы. — Хорошо бы подобную выставку организовать и в Киеве.
Среди особо интересных экспонатов — две чрезвычайно редкие византийские иконы VI века, картина Рубенса «Речное божество и две нимфы» из собрания киевского Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. К бесспорным шедеврам эксперты причислили и «Натюрморт с венчиком для шоколада» испанского мастера Хуана де Сурбарана. Серебряный кувшин и блюдо, деревянный венчик, фарфоровые чаши написаны так мастерски, что кажутся настоящими.
Любопытно, что многие работы показаны впервые, так как хранились в запасниках. А некоторые, благодаря плодотворному сотрудничеству специалистов двух стран, даже обрели авторство. Например, «Пастушок, играющий с кошкой и мышкой» Томмазо Салини, «Дама в комнате после возвращения из церкви» Карела Слабарта, «Натюрморт с битой птицей» (»Охотничьи трофеи») Христиана ван Хейла.
Название выставки символично не только в том смысле, что полотно «Евангелист Лука» снова показано в Москве — в одном из крупнейших музеев мира. Оно, как отмечают искусствоведы, знаменует восстановление партнерских отношений между музеями России и Украины, которые были утрачены в последние десятилетия.
Экспозиция продолжила цикл выставок «Под сенью дружных муз…», который знакомит зрителей с жемчужинами собраний живописи стран ближнего зарубежья. Ранее в Пушкинском музее были показаны произведения западноевропейского искусства из Музея зарубежного искусства Риги, а также шедевры армянской и русской живописи из музеев Армении.
Посетить выставку «Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI-XVIII веков из музеев Украины» ценители прекрасного смогут до 9 сентября.
1027Читайте нас в Facebook