Вскоре поблизости от столицы может возникнуть хранилище ядерных отходов
В начале марта нынешнего года Президент Украины Виктор Янукович дал добро на строительство могильника ядерных отходов под Киевом, на территории, где раньше размещались четыре села — Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка. Решение вроде бы логично: если отходы имеются (а эхо Чернобыля будет преследовать нас еще не одно десятилетие), значит, их куда-то надо девать. Но поскольку это не пластиковые бутылки, где попало такой мусор не бросишь.
Поэтому было принято решение (законодательно оформленное Верховной Радой) о том, что свалка радиоактивных отходов будет находиться в Киевской области. Физики утверждают, что свозить туда смертельно опасный мусор будут в специальных контейнерах при наличии специального оборудования. И убеждают, что при соблюдении всех норм транспортировки и хранения никакой угрозы для жизни и здоровья людей нет.
Действительно, подобные хранилища существуют во многих странах мира. Но там иной подход: ядерные отходы свозят туда, где на многие километры вокруг нет ни души. Например, Франция хранит такие отходы на одном из своих островов в Тихом океане, США — в пустыне штата Невада, Россия — в Сибири, под Красноярском. Экологи отмечают, что все цивилизованные страны устраивают могильники глубоко в скалах. Чтобы даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств минимизировать количество человеческих жертв.
Даже самые современные контейнеры могут сохранять ядерные отходы не более полувека
Почему Украина собирается устроить могильник в опасной близости от многомиллионной столицы? Это можно было бы как-то объяснить, если бы Чернобыльская трагедия нас особо не касалась. Но ведь именно наша страна пострадала от событий двадцатишестилетней давности больше всех. Неужели так быстро забыли? И не идет ли здесь речь о традиционном для наших чиновников равнодушии и халатности?
Сторонники расположения могильника ядерных отходов недалеко от столицы приводят свои аргументы. Дескать, Киевская область сможет неплохо заработать на этом: в ее бюджет будет направлено 10 процентов доходов от оплаты за захоронение. Как обещает губернатор Киевщины, эти деньги пойдут на постройку дорог и социальные платежи. О том, что из-за опасной близости ядерной свалки людям будет не до социальных гарантий, власти стараются не задумываться.
А экологи бьют тревогу: этого делать категорически нельзя. Ни за какие деньги! По мнению эксперта Национального экологического центра Украины Дмитрия Хмары, сказать заранее, откуда возникнут экологические угрозы, невозможно. Эксперт не исключает даже возможных террористических атак, подчеркивая тем самым особую опасность отработанного ядерного топлива. Кроме того, в таком могильнике применяется метод так называемого сухого хранения. Даже самые современные контейнеры могут сохранять это «добро» не более полувека, после чего они становятся негодными и радиация выходит на поверхность, попадая в воздух, воду и почву. Кроме того, есть мнение, что рано или поздно возникнет соблазн зарабатывать не только на своих отходах, но и предлагать услуги по утилизации ядерного мусора соседним странам. Ведь это тоже деньги, да еще какие. Но стать ядерной свалкой Европы — сомнительная честь для Украины. А к тому все идет.
Специалисты называют еще целый ряд факторов риска. Например, возле ядерного могильника может вспыхнуть пожар. Страшно даже вообразить, что будет, если загорятся тонны радиоактивного мусора. Не меньшую опасность представляет и возможность подтопления ядерного кладбища, а также возникновение форс-мажорных обстоятельств вроде землетрясения. Как заметил Дмитрий Хмара, не исключено попадание радиоактивных веществ в грунтовые воды и Днепр. Даже обычный вандализм, когда кто-нибудь из местных жителей «утащит» какую-то деталь защитной инфраструктуры, может обернуться трагедией.
Экологи также считают рискованным перемещение отходов. Именно по причине высокого риска и угроз Киевский административный суд вынес решение не принимать документов по проекту без экологических экспертиз, отмечает эксперт Украинской экологической ассоциации «Зелений світ» Владимир Довбах. Что случится, если произойдет авария при транспортировке этого топлива, даже думать не хочется.
О том, что многие пути сообщения в Украине находятся в аварийном состоянии, говорилось неоднократно. Разве не в нашей стране пять лет назад произошла трагедия, которую специалисты сравнивали чуть ли не с Чернобыльской, когда во Львовской области перевернулось 15 цистерн с токсичным желтым фосфором? Зачем же подвергать опасности жителей Киевской области, да и самой столицы?
«Мировая наука не знает, как ведут себя ядерные отходы во времени и что с ними будет через 100-200 лет»
По мнению директора Киевского эколого-культурного центра Владимира Борейко, столичным чиновникам важнее получить деньги, нежели сохранить жизнь и здоровье людей.
— Но ведь на таких вещах нельзя зарабатывать деньги, — отмечает эксперт. — Это хуже, чем зарабатывать на проституции или продаже наркотиков. Я с ужасом думаю, что может быть, если во время транспортировки отходов произойдет ДТП. Последствия окажутся необратимыми. Ведь везти отходы придется через Киев, другой дороги нет. Кроме того, мировая наука не знает, как ведут себя ядерные отходы во времени и что с ними будет через
Говорить об этом вслух политикам невыгодно, а, значит, зачастую, эта тема неинтересна и журналистам. А вот тем,кто заговорит о ней, иногда это может стоить жизни. Известный днепропетровский эколог Владимир Гончаренко пытался расследовать захоронения радиоактивных отходов в Кривом Роге. Очевидно, кому-то результаты этих расследований не понравились: в начале августа неизвестные избили его до смерти (об этом говорилось недавно на пресс-конференции «Каждому жителю Украины угрожают, или За что в Украине убивают экологов?», проходившей в информационном агентстве УНИАН).
Однако экологи и активисты общественных организаций молчать не собираются.
Информация о том, что в ближайшее время планируется сбор подписей под обращением к Президенту Украины, прозвучала на совместной пресс-конференции экологов и лидеров общественной организации «Киевский форум». Единственное, что остается общественности, — бить тревогу! Главное требование активистов — немедленно отменить решение о строительстве ядерного могильника под Киевом. Если такая свалка и должна существовать, то как можно дальше от мест, где живут люди. Пока еще есть надежда, что под давлением общественности проект приостановят. Никакие деньги или другие блага не стоят той возможной опасности, которую влечет за собой ядерное кладбище. Возникает вопрос: так что же делать с такими отходами? У экологов ответ прост: вывозить как можно дальше из страны.
— Нельзя строить ядерные отстойники в густонаселенных странах, — считает Владимир Борейко. — Нужно их отвозить в другие государства, туда, где для их хранения есть условия.
Да, это стоит денег. Но разве человеческие жизни не дороже?
1413Читайте нас в Facebook