«Развитие цифровых технологий вынуждает газеты меняться, если они хотят и впредь выполнять свою традиционную роль поставщика информации»
С
«Все, что нужно для издания ежедневной газеты, — это честолюбие, честность и десять миллионов долларов...»
Открывая мероприятие, президент Ассоциации украинских издателей периодической прессы Борис Ложкин заявил: «Для меня свобода слова — это не только право человека на информацию, но и поддержка независимых СМИ, обеспечение их финансовой состоятельности, особенно в наше непростое время... Хотите поддержать свободу слова в Украине? Помогите с розничными сетями! Ведь сегодня в стране количество газетных киосков в расчете на тысячу населения раз в восемь меньше, чем в соседней Польше, и в 15 раз меньше, чем в Германии или во Франции».
По мнению Бориса Ложкина, власть могла бы поспособствовать развитию независимых СМИ, применив ряд фискальных механизмов. Например сохранив льготы по НДС на реализацию тиражей печатных масс-медиа. Или распространив на медийщиков преференции по подоходному налогу, которые планируют ввести для работников рынка высоких технологий. «В основе медийного бизнеса лежит состоятельность», — добавил Борис Ложкин, вспомнив цитату известного американца Генри Моргана: «Все, что нужно для издания ежедневной газеты, — это честолюбие, честность и десять миллионов долларов...» Президент Ассоциации украинских издателей уверен, что к прессе следует относиться не как к инструменту решения вопросов между властью и оппозицией, а как к отдельной отрасли экономики.
Как и перед футбольным чемпионатом, накануне проведения медийного форума звучали заявления о необходимости бойкотировать мероприятие, поскольку в Украине сложилась весьма напряженная ситуация со свободой слова. Тем не менее президент Всемирной ассоциации издателей газет и новостей Джейкоб Мэтью, выступая на церемонии открытия, заявил: «Мы собрались в этом городе, чтобы обсудить как глобальные, так и местные события. И хотя голоса в пользу бойкота звучали, мы выбрали иной путь: сказали, что должны собраться в Киеве, разобраться в ситуации и показать нашу солидарность с местными независимыми масс-медиа». Джейкоб Метью также подчеркнул, что демократическое правительство должно быть заинтересовано в существовании независимых СМИ и ни в коем случае не допускать запугивания прессы. «Мы будем мониторить ситуацию в Украине вместе с теми, кто должен этим заниматься по закону», — отметил президент WAN-IFRA и напомнил присутствующим слова
В церемонии открытия форума принял участие и Президент Украины Виктор Янукович. В своем выступлении он, в частности, отметил, что заявления о недостаточности свободы слова в Украине являются «ошибочным стереотипом», имеющим место из-за нехватки объективной информации о происходящем в стране. «Украина прошла путь, без преувеличения, от тотальной цензуры к открытому обществу», — считает глава государства. Свое мнение он проиллюстрировал тем фактом, что недавно у нас был принят закон о свободном доступе информации, который входит в десятку лучших среди аналогичных законов 89 стран мира, а за последний год государственные учреждения ответили более чем на 30 тысяч запросов представителей масс-медиа.
*Слева направо: президент Всемирной ассоциации издателей газет и новостей Джейкоб Мэтью, глава государства Виктор Янукович и президент Ассоциации украинских издателей периодической прессы Борис Ложкин во время съезда медийщиков
Во время форума также состоялась церемония вручения «Золотого пера Свободы». Эту награду WAN-IFRA учредила еще в 1961 году. Ее вручают людям, вносящим значительный вклад в дело защиты свободы прессы. Лауреатом 2012 года стала мексиканская журналистка Анабель Эрнандес, которая сообщила общественности о преступных связях между организованной преступностью и коррумпированными чиновниками в Мексике.
«За последние пять лет „Forbes“ был вынужден измениться больше, чем за предыдущие девяносто»
Во время рабочих сессий участники медиа-форума делились с коллегами своим опытом в ведении бизнеса. Особо популярной стала тема влияния цифровых технологий на издательский бизнес. Ведь бурно развивающиеся в последнее время интернет-ресурсы предлагают более оперативную информацию, нежели печатные СМИ. Они (технологии) радикально изменили само понятие «новость». «Сегодня новость — это то, что ты знаешь сейчас, но не знал 15 минут или даже 15 секунд назад», — сказал во время своего выступления Марио Гарсиа, генеральный директор «Garcia Media» (США).
Кстати, представляя ежегодное исследование Всемирной ассоциации издателей газет и новостей мировых трендов в сфере прессы, исполнительный директор WAN-IFRA Лари Килман подчеркнул: «Газеты достаточно распространены, они являются частью нашего общества. Эта индустрия намного сильнее, чем большинство может себе представить. В то же время газеты вынуждены изменяться, если они хотят и в дальнейшем выполнять свою традиционную роль наблюдателя и поставщика правдивой информации. Проблема состоит не в аудитории — она есть. Проблема состоит в бизнесе, в нахождении бизнес-модели в цифровом мире».
Исследования показали, что более 2,5 миллиарда людей читают прессу в печатном варианте, а свыше 600 миллионов — в цифровом формате, правда, лишь 100 миллионов из них не берут в руки газет или журналов. Вполне вероятно, что количество таких пользователей будет возрастать. Ведь за последние три года после выпуска
«Участие моей семьи в медиа-бизнесе насчитывает уже 95 лет, но за последние пять лет мы были вынуждены внести больше изменений, чем за предыдущие девяносто, — рассказал во время одной из сессий Майкл Форбс. — Наши журналисты стали фактически частными предпринимателями, которые самостоятельно контролируют свою судьбу. Они завели блоги, странички в Twitter и других социальных сетях. И сами наполняют их оригинальным контентом, а „Forbes“ осталось только поддержать это новшество. В результате мы получили около тысячи новых авторов, ставших нашими полноправными партнерами. Оплата их услуг осуществляется на основе количества постоянных посетителей, а не общего числа просмотров. Такой подход дал удивительный результат: трафик вырос с 14 миллионов до 31 миллиона посетителей сайта Forbes.com в месяц, доход же от электронной версии „Forbes“ за последние полгода увеличился на 26 процентов».
А вице-председатель компании «New York Times» Майкл Голден вспомнил, как скептически были настроены эксперты, когда полтора года назад издание объявило подписку на электронную версию издания. Однако скептики были быстро посрамлены, поскольку на предложенный сервис подписались около полумиллиона читателей. Причем возросли не только доходы корпорации, но и число подписчиков на печатную версию издания.
«Поставьте перед собой четкую цель,- сказал Майкл Голден. — Наша цель была следующей: предложить читателям обоснованный план подписки на электронную версию, который позволил бы им пользоваться всеми преимуществами интернета, включая мобильный, для просмотра нашего сайта на смартфонах и планшетах. Наш контент этого стоит».
«Журналисты должны учиться просто подавать сложную информацию»
В Центральной и Восточной Европе новейшие цифровые технологии также активно входят в жизнь людей, но печатные издания все еще не в полной мере учитывают эти тенденции. Такое мнение высказал генеральный директор компании Media3 (Россия) Максим Мельников. Он, в частности, привел некоторые данные, характеризующие состояние дел в Беларуси, Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, России, Словакии, Словении, Турции и Украине. Читательская аудитория в этих странах составляетз 261 миллион человек, из которых 143 миллиона имеют доступ в интернет.
По информации Максима Мельникова, крупнейшей интернет-аудиторией в Европе является российская, насчитывающая 55 миллионов человек; самый быстрый рост интернет-аудитории в Европе происходит в Беларуси (20 процентов за последнее время), самые высокие темпы роста интернет-рекламы — в Укране (59 процентов), а наивысший уровень просмотров интернет-страниц с мобильных телефонов — в Литве (98 процентов). Однако цифровые СМИ отстают от своих печатных конкурентов. Максим Мельников уверен: это происходит из-за того, что внедрение цифровых технологий в издательский бизнес требует значительных денежных затрат и не обещает быстрой выгоды, а многие издатели на данный момент еле-еле сводят концы с концами. Тем не менее даже в столь непростых условиях медиа-холдинг Media3 решил инвестировать 100 миллионов долларов в создание «цифрового» портфеля компании.
Представитель британской «Gardian» Джон Генли проанализировал работу журналистов в соцсетях. Он рассказал, что начал свою журналистскую деятельность с... Twitter, где выкладывал не только тексты, но и фотографии с мест событий, а также снимки героев публикаций. По мнению Джона Генли, такой подход наиболее соответствует понятию «новая журналистика», ведь формат новостей становится все более блогерным.
А директор по дизайну в Bonnier Business Press (Швеция) Яцек Утко о роли соцсетей в медиа-пространстве сказал, что «журналистам нужно учиться подавать сложную информацию просто». Как правило, «просто о сложном» пишут именно в соцсетях.
668Читайте нас в Facebook