Зоя Зелинская: «Какой-то рок преследовал Александра Белявского всю жизнь»
Александр Белявский сыграл в более чем ста кинофильмах и телесериалах, но больше всего запомнился в роли ведущего «Кабачка »13 стульев«, Фокса из фильма «Место встречи изменить нельзя» и друга Жени Лукашина из «Иронии судьбы, или С легким паром!». Александр Борисович бросил Московский театр Сатиры ради ролей в кино, хотя огромного успеха и славы фильмы ему так и не принесли. Не баловала красавца-актера и судьба. Александру Белявскому не раз пришлось пережить потерю близких людей. В конце концов трагически оборвалась и его жизнь: днем в субботу, 8 сентября, актер выпал из окна пятого этажа дома, разбившись насмерть на глазах у
«Впервые появившись в „Кабачке “13 стульев» в роли ведущего, Саша сразу стал узнаваем и всеми любим«
— Я всю жизнь была очень благодарна Белявскому, — призналась «ФАКТАМ» народная артистка России, пани Тереза из «Кабачка »13 стульев«, Зоя Зелинская. — Когда мы с супругом Евгением Зелинским затевали «Кабачок», Саша был одним из первых, кого мы пригласили составить нам компанию. Он идеально подходил для роли ведущего, что-то в его внешности было западное. Саша блестяще знал польский язык, именно он предложил нам использовать в миниатюрах материалы из польского юмористического журнала «Шпильки». Польский юмор хлесткий, вполне понятный русским людям. Саша был необычайно талантливым актером и при этом ироничным. Он любил вспоминать, что до окончания школы не мог себе представить, что станет актером.
*Зрители до сих пор помнят Зою Зелинскую как пани Терезу из «Кабачка »13 стульев«
— Ведь он одно время работал в геологоразведке.
— После окончания Московского института цветных металлов несколько лет трудился в Иркутске. Как говорил Саша, именно там он и «подсел» на театр. Вернувшись в Москву, поступил в Щукинское училище при Театре имени Вахтангова. Был самым взрослым студентом на курсе. Его моментально пригласили сниматься в кино.
— Он был очень красив.
— Саша считался настоящим красавцем. В нем была, что называется, порода, то, что сейчас в мужчинах проявляется, увы, очень редко. При этом Саша всегда смеялся: «Да я из простой семьи, пролетарий». У нас в театре Сатиры был такой актер Георгий Тусузов, который на эту реплику Белявского говорил: «В этом-то и твоя беда. Снаружи ты красавец, а внутри рубаха-парень». Конечно, когда Саша впервые появился в «Кабачке» в роли ведущего, сразу стал узнаваем и всеми любим. Кинорежиссеры наперебой приглашали его сниматься, и у Саши, что называется, закружилась голова. Он ушел из театра и покинул «Кабачок »13 стульев«, хотя делать этого категорически было нельзя.
Помню, мой супруг, узнав о том, что Саша принял решение покинуть театр, пришел к нему в гримерку и говорит: «Ты сошел с ума, не ведаешь, что творишь! Останься». На что Белявский ему возразил: «Понимаете, Евгений Васильевич, если я сейчас не сделаю этот шаг, то никогда уже не буду сниматься». И это было правдой. Из нас, актеров театра Сатиры, участвовавших в «Кабачке »13 стульев«, в кино мало кто играл. Видимо, мы так «навязли» всем своим «Кабачком», что в других ролях нас уже никто не представлял.
— Роль ведущего переходила из рук в руки: сначала Александр Белявский, потом Андрей Миронов и, наконец, Михаил Державин.
— В случае с Сашей и Мишей это было стопроцентное попадание в образ. На роль ведущего Белявского пригласил мой супруг. Евгений Васильевич с порога заявил: «С твоим обаянием мы быстро станем популярными». Надо сказать, что каждый образ в «Кабачке» был удачным. Согласитесь, несмотря на то, что многие актеры играли отрицательных персонажей, они все равно были чертовски хороши. Их хотелось любить! Когда Саша объявил нам о своем решении уйти, очень трудно было найти ему замену. К счастью, Евгений Зелинский ставил спектакль в Театре имени Ленинского комсомола и увидел там Мишу Державина. Он был молодой, такой хорошенький. Уговаривать его долго не пришлось. Миша очень органично влился в наш коллектив. Даже сам Белявский, которого мы однажды встретили в ресторане Дома кино, сказал супругу: «Я с удовольствием продолжаю смотреть наш с вами «Кабачок».
«Когда дочери Александра Белявского исполнилось всего три месяца, у актера случился инсульт»
— Александр Борисович никогда не жалел о своем поступке?
— По крайней мере, нам он об этом не говорил. Думаю, первое время Саша был всем доволен. Он снимался, переходя из одной картины в другую. Потом появился в образе обворожительного бандита Фокса в картине «Место встречи изменить нельзя». И опять что-то западное было в его облике, а это, знаете ли, во времена советского кино считалось не самым лучшим качеством.
— Говорят, личная жизнь Александра Белявского складывалась непросто.
— Первой супругой Саши была москвичка. Замечательная женщина, архитектор. У них все было прекрасно, родился сын. Но когда малышу исполнилось четыре года, он утонул. Случилось это летом на даче, которую под Москвой снимал для семьи Саша. Мальчик пошел на речку купаться вместе со своим другом. Назад уже не вернулся. Это была немыслимая трагедия. Саша тогда еще работал в театре Сатиры. Смотреть на него было невыносимо больно. Белявский страшно похудел и буквально почернел от горя. Через какое-то время они с супругой решили взять на воспитание ребенка, тоже мальчика. Судьба его сложилась трагически. В возрасте 20 лет он выпал из окна и разбился насмерть. После этого Саша стал выпивать. Говорил, что ему так легче переносить горе... Развелся с женой, затем вновь женился. Ему было 72 года, когда его супруга Милочка, младше Белявского почти на двадцать лет, родила дочь. Очаровательная девятилетняя Сашенька очень похожа на своего известного отца. Она и мой внук вместе несколько лет занимаются в театральной студии. Я часто разговаривала с Милой, которая приводила дочь. Помню, однажды она сказала: «Зоя Николаевна, даже не могу вам передать, как Саша устал от этой жизни».
— Белявский ведь перенес инсульт.
— Это случилось, когда их дочери исполнилось всего три месяца. У Саши полностью отнялась речь, он мог передвигаться только с помощью палочки. Правда, сильный характер Белявского не давал ему расслабляться. Он до последнего занимался физкультурой, а домой все время приходили учителя по речи.
«Саша выглянул в окно, расположенное очень низко, не удержался и упал. Я не верю, что это было самоубийство»
— Говорят, последнее время его не покидали мысли о самоубийстве...
— Мне в это трудно поверить. Александр слишком любил свою семью, обожал дочь и самоотверженно боролся с болезнью. 8 сентября Мила с Сашенькой гуляли во дворе возле дома. Белявский вышел на площадку на третьем этаже, где была их квартира, но почему-то поднялся на два пролета вверх. Его палка так и осталась стоять прислоненной к стене. Саша выглянул в окно, расположенное очень низко, не удержался и упал. Мне трудно поверить в то, что это было самоубийство. Тем более, что трагедия произошла на глазах у дочери и жены. Мила тут же подбежала к супругу, щупая его пульс, но он умер мгновенно. Последние годы Белявский располнел, был тучным, большим. Он упал на асфальт плашмя. Приехавшие через несколько минут врачи «скорой» уже не в силах были что-либо сделать. Вы знаете, мне кажется, что его по жизни преследовал какой-то рок.
— Вы говорили когда-нибудь об этом с Александром Борисовичем?
— Лишь однажды, после трагической гибели его первого сына. Саша тогда не хотел ни с кем общаться, избегал встреч. И полностью прекратил работать. Это было время, когда он ушел в никуда, оставшись без денег и средств к существованию. Иногда мы встречались в Союзе театральных деятелей или Доме кино. Саша по-прежнему был красив, но с невероятно грустным взглядом. Он уже не особенно следил за собой, одевался не так элегантно и ярко, как во времена «Кабачка». Хотя женщины еще провожали его заинтересованными взглядами. Помню, я говорила ему: «Посмотри, как на тебя обращают внимание!» Белявский лишь отшучивался: «Ты преувеличиваешь, моя слава давно уже прошла».
— Помните, когда вы последний раз с ним виделись?
— Это было несколько лет назад на вечере в Доме кино, устроенном в поддержку Белявского. Вела вечер Ирина Мирошниченко, а собранные деньги отдали семье Белявского. Всем хотелось его чем-то порадовать. Саша сидел на сцене растроганный до слез, не в силах произнести и слова.
— На что же жила его семья в последние годы, когда он уже не снимался?
— До болезни он пел в хоре при Союзе кинематографистов. Надо вам сказать, голос у него замечательный. Хор давал концерты по всей России, зарабатывая неплохие деньги. А когда Белявский болел, жили на зарплату его жены и мелкие премии от фонда кинематографистов России. Конечно, это были какие-то крохи. А последние несколько лет они жили в полной нищете. Хотя квартира у них была в самом центре Москвы. Кстати, помогла ее получить Элина Быстрицкая.
Саша никогда ничего в жизни не просил: ни званий, ни наград, ни почестей. Когда вручали ключи от квартиры, рассказывают, он просто рыдал. Знаете, я до сих пор уверена, что самой большой ошибкой в жизни Белявского было его решение уйти из театра Сатиры. Наверное, такого шага судьба ему не простила. Ведь он просто создан для сцены: высокий, статный, красивый, с идеальными пропорциями фигуры. Всему виной его гордый характер и максимализм. Помню, уходя из театра, Саша сказал нам с мужем: «Здесь прошли мои самые лучшие годы. Наверное, я когда-нибудь пожалею о своем поступке, но не сейчас... Больше всего мне хочется просто жить!»
8616Читайте нас в Facebook