На Львовщине высокопоставленные чиновники пытаются уничтожить санаторий для детей-чернобыльцев?
Еще в конце мая, перед началом летних школьных каникул, премьер-министр Николай Азаров, выступая на заседании правительства, заметил, что большой проблемой для страны является сокращение количества детских оздоровительных заведений. Только за последние годы их было закрыто около ста.
— Большинство детей отдыхают в школьных лагерях, что нельзя считать полноценным оздоровлением наших маленьких сограждан, — обеспокоенно говорил премьер. Министры полностью разделяли тревогу главы правительства. Но парадоксальность ситуации в том, что никто не бросился исправлять положение! Более того, чиновники практически тут же остановили работу... детского санатория «Зеленый гай» в Дрогобыче Львовской области, многие годы специализировавшегося на лечении детей, проживающих после чернобыльской аварии на загрязненных радионуклидами территориях.
«Такого бювета с минеральной водой, как у нас, нет даже в соседнем Трускавце»
Санаторий расположен в прекрасном живописном лесу рядом со знаменитым курортом Трускавец и в четырех километрах от Дрогобыча. Главный врач Иван Слабый с гордостью показывает свои обширные владения.
— Мы круглогодично лечили патологию желудочно-кишечного тракта, мочевой и эндокринной систем, — рассказывает Иван Васильевич. — Не ради рекламы, а ради объективности поясню, почему мы получили лицензию Министерства здравоохранения и высший уровень аккредитации. Дело в том, что даже в соседнем Трускавце не все фешенебельные санатории и пансионаты могут похвастаться собственными бюветами, а у нас действует свой, автоматизированный, с известной минеральной водой «Нафтуся». Для детей — минеральные ванны, стоматологический кабинет с новейшим немецким оборудованием, озокеритовое лечение, ультразвуковое обследование, мануальный и гидромассаж, возможность получить целый ряд физиотерапевтических процедур, регулярные осмотры высококвалифицированных врачей. И бытовые условия соответствующие: в ежегодно ремонтируемых спальных корпусах — комнаты на три-четыре кровати, ортопедические матрасы и антиаллергические подушки, санузлы и души, круглосуточно горячая и холодная вода, прекрасное отопление, спутниковое телевидение, холодильники и стиральные машины, библиотека, спортивный зал с тренажерами, клуб для просмотров фильмов и проведения дискотек, детские и спортивные площадки. С 1996 года мы работали сначала с МЧС Украины, потом непосредственно с «загрязненными» областями, каждая из которых финансировала путевки на лечение детей, а последние три года — с Министерством труда и социальной политики.
За 16 лет работы медики санатория вылечили более 30 тысяч детей, оздоровили 620 матерей с малышами после железнодорожной катастрофы поезда с фосфором под поселком Ожидив и 400 — после сильнейшего наводнения во Львовской области. И ни одной жалобы за все время работы санатория! Высокое качество обслуживания официально подтверждает Национальный сертификат, выданный «Зеленому гаю» Торгово-промышленной палатой Украины и оргкомитетом Национального бизнес-рейтинга: «Лидер отрасли среди санаторно-курортных учреждений». Прибавьте к этому десятки благодарственных писем-отзывов областных администраций. Согласитесь, такое отличие у нас получить весьма нелегко. Тем не менее санаторий вот уже около девяти месяцев пустует. Последняя смена детей выехала отсюда еще 29 декабря прошлого года.
— Похоже, что высокопоставленным чиновникам просто не нужно заведение для лечения детей-чернобыльцев, — растерянно разводит руками главврач. — Сперва в начале года нам отказал в заявке первый тендер, проводимый Министерством труда и социальной политики. Прозвучали странные, на наш взгляд, претензии. Например: «Не отвечаете квалифицированным критериям». Как же так? Столько лет отвечали, получали официальные признания, а тут... Во втором пункте отказа — манипуляция цифрами. Мы подаем лот только на 200 детей в месяц, которых можем взять на лечение по нашей специализации. А чиновники сделали вид, что этого не поняли, мол, «ваших мощностей для четырех(?) лотов на 4100 путевок недостаточно». Также отказали нам летом и во втором тендере: «Не соблюдена форма предложения. Не на всех страницах есть подписи», и тому подобное...
На наш взгляд, все это напоминает намеренное «заваливание» «Зеленого гая». Государство выделяет колоссальные средства на оздоровление детей, и за эти деньги идет настоящая битва, во время которой не гнушаются ничем при устранении конкурентов. Ведь по основным критериям любого тендера — цене и качеству — никто так и не смог придраться к дрогобычскому санаторию: стоимость путевок была одной из самых низких по сравнению с другими. А высокое качество обслуживания подтвердила комиссия... Минтруда и социальной политики, побывавшая там накануне с основательной проверкой. Заключение: «Претензий к работе нет».
«Летние лагеря — это хорошо, но это же не оздоровление»
Пытаясь выйти из неожиданно сложившейся тяжелой финансовой ситуации, «Зеленый гай» принимает участие в тендере, проводимом Управлением по вопросам семьи и молодежи Львовской областной государственной администрации, но и там им отказывают: «Место расположения учреждения в большом промышленном городе». Это о стоящем в лесу, почти в самом Трускавце, санатории?! Впрочем, чтобы остаться объективными, «ФАКТЫ» обратились к специалистам.
— В данном детском санатории отсутствуют источники выбросов загрязненных веществ в атмосферу, отсутствуют источники загрязнения грунтов, поверхностных и подземных вод. Санаторий расположен в экологически чистой зоне Прикарпатья. Уровень экологической безопасности отвечает требованиям действующего природоохранного законодательства, — официально сообщили руководители Государственной экологической инспекции во Львовской области.
— Детский специализированный санаторий «Зеленый гай» готов к работе и соответствует всем нормам, — к такому выводу пришли после проверки и представители Дрогобычской горсанэпидемстанции.
— Я написал об этом несоответствии главе облгосадминистрации, начальнику управления, но так и не получил ответа. Они не интересуются качеством оздоровления детей! Отказали санаторию, а на лето заполнили обычные лагеря. Нашим сотрудникам (а это около двух десятков высококвалифицированных медсестер, десять опытных врачей, специалисты по организации досуга) пришлось увольняться, искать новую работу, становиться на учет на бирже труда, — сетует главврач Иван Слабый.
— Тот, кто придумал тендер, является врагом детства, — считает завотделом Объединения профсоюзов Львовщины Лариса Акимова. — Руководители детских учреждений жалуются, что тендеры проводятся непрозрачно, что в них много субъективизма, что существуют «откаты». На мой взгляд, представители сапэпидемстанции, МЧС, медиков и профсоюзов должны создать общественный орган, который и будет решать степень готовности детских учреждений, их соответствие различным требованиям и нормам. Без тендеров! Да, летние лагеря — это хорошо, и родители довольны, но это же не оздоровление. А санаторий простаивает! Разве это по-хозяйски?
*Красивые и уютные корпуса санатория могли бы принимать по 200 детей за одну смену (фото автора)
1176Читайте нас в Facebook