«Губернаторское» ДТП: за смерть невиновного — четыре года условно
Скандал по поводу ДТП, случившегося в канун Нового года на трассе Гусятин — Хмельницкий, вспыхнул 3 января нынешнего года. В тот же день стало известно, что к нему может быть причастен губернатор Тернопольской области Валентин Хоптян. В спокойно едущую по дороге «девятку» врезалась мчавшаяся по встречной полосе черная «Тойота Лэнд Крузер». Это был служебный автомобиль Тернопольской областной администрации, обычно на нем ездил сам Хоптян. Заметив джип, который внезапно возник на шоссе, владелец «девятки» попытался свернуть в сторону, но не успел. Легковушка в одну секунду превратилась в груду металлолома. А виновник аварии, увидев, что натворил, исчез...
«Прямо на нас, не притормаживая, мчалась большая машина — будто так и надо»
Побитую «Тойоту» нашли только на следующий день. Один из пассажиров «девятки» — мужчина, который сидел на переднем сиденье, — погиб на месте. Его супруга и водитель остались живы, но сильно пострадали. Оказалось, что водитель «девятки» работал таксистом: в тот вечер он вез из Гусятина в Хмельницкий
— И вдруг резко ослепили фары, — вспоминала Леся Демьяновна Лунь в разговоре с корреспондентом «ФАКТОВ». — Я увидела, как прямо на нас, не притормаживая, мчится большая машина. На трассе не было других машин, автомобиль просто ехал по встречной полосе, будто так и надо...
Когда мы столкнулись, я почувствовала, что сильно ударилась головой. На меня посыпались осколки стекла. Преодолевая сильную боль в ногах и груди, осторожно открыла дверцу и выбралась из салона. Господи, что я увидела! Вся передняя часть нашей «девятки» сжалась в гармошку. Муж и водитель сидели в одинаковых позах, опустив головы. Когда я приоткрыла дверь водителя, он зашевелился и, застонав, откинулся на заднее сиденье — спинка его кресла была поломана. К мужу я попыталась добраться через водительское сиденье. Он уже не дышал...
Врезавшегося в нас джипа нигде не было. Потом приехала «скорая». Еще я помню белый автобус. Заметив на трассе разбитую машину, его водитель остановился и даже попытался оказать нам помощь. Лица я видела смутно. Но, наверное, кто-то из пассажиров был из Гусятина и узнал меня. Какая-то женщина закричала: «Это же Леся Лунь с мужем разбились! Нужно сообщить их родным!» Кто-то все время повторял, что у мужа нет пульса...
Леся Демьяновна и ее погибший супруг ехали в Хмельницкий, чтобы встретить на вокзале сына Виталия. Дома накрыли новогодний стол, вызвали такси и позвонили сыну — предупредили, что уже выезжают. Но не доехали. Когда корреспондент «ФАКТОВ» навещала пострадавшую женщину в больнице, ей уже сделали несколько операций на челюсти и на поломанной ключице. Впереди было еще несколько хирургических вмешательств. Владелец «девятки», в отличие от Леси Лунь, почти ничего не помнил.
А в Тернополе тем временем разгорелись споры по поводу водителя «Лэнд Крузера». Еще днем губернатор приезжал на ярмарку в Тернополе на этом автомобиле. Валентина Хоптяна в «Лэнд Крузере» с четырьмя пятерками на номерном знаке запомнили многие тернопольчане — некоторые из них, в том числе и местные депутаты, лично подтвердили это корреспонденту «ФАКТОВ». Кроме того, в интервью местным газетам и губернатор, и его супруга не раз заявляли, что поедут встречать Новый год к Хоптяну на родину — в село Викторовка Чемеровецкого района Хмельницкой области. Неподалеку от этого села и произошло ДТП.
«Я не был на „Тойоте“. Вернее, был, но... на другой. У нас „тойот“ очень много»
Сначала информацию о том, что к случившемуся причастен Хоптян, в хмельницкой областной милиции не подтвердили и не опровергли. Но уже 3 января правоохранители категорически отрицали участие тернопольского губернатора в этой истории. В пресс-службе милиции заверили, что за рулем был «совсем другой человек, который на следующий день пришел в милицию и сам во всем признался». В МВД сначала даже попытались опровергнуть тот факт, что автомобиль находится в пользовании у Хоптяна — дескать, областная администрация арендовала машину, но на момент ДТП срок аренды истек, и автомобиль вернулся к владельцу — одному из тернопольских коммерческих предприятий. Но почему тогда еще в обед того же дня на этом «Лэнд Крузере» ездил Хоптян? Сам губернатор на пресс-конференции прокомментировал это так:
— Я не был на «Тойоте». Вернее, был, но... на другой. У нас «тойот» очень много. Машин с номерами «5555» в области четыре или пять штук. После этой встречи я уже ехал на собственном автомобиле. У меня их два: «Фольксваген» и «Сузуки». Я ездил и на «Тойоте», и на своей машине... Но это не та «Тойота», которая попала в ДТП... Я просто садился в нее и ехал, куда нужно. Например, заезжал в автодор — мы дарили им подарки.
Свое участие в аварии Хоптян категорически опроверг, заверив, что в тот момент он уже был у родственников в Киеве. «31 декабря в 13.30 я выехал из Тернополя на собственном автомобиле „Сузуки“, — говорил губернатор. — Прибыл в свое родное село, забрал жену. Мы сначала планировали праздновать Новый год там, но дети не приехали. В 16.30 мы отправились в Киев».
На вопрос о том, почему же тогда его видели на ярмарке, а после этого — в ресторане «Хутор» с начальниками районных администраций, губернатор ответил, что «просто встретился со своими заместителями, которых поблагодарил за работу». Нестыковку во времени и встречу в «Хуторе» Хоптян опровергать не стал.
Тем временем оказалось, что человек, которого обвинили в ДТП, в момент аварии... был совсем в другом месте. После того как мужчина якобы сам пришел в милицию и признался, что находился за рулем «Тойоты», его тут же положили в больницу, куда не пускали никого, кроме следователей. Главврач уверял журналистов, что у водителя тяжелейшие травмы (дескать, поэтому к нему запрещены визиты), а травматолог говорил, что у него... легкие телесные повреждения. Вскоре с мужчины и вовсе сняли все обвинения. В подробности того, как и почему невиновного человека пытались обвинить в ДТП со смертельными последствиями, в МВД вдаваться не стали. А сам мужчина категорически отказывался от общения с журналистами.
Затем вдруг появился новый обвиняемый. В милиции заявили, что за рулем «Тойоты» был начальник Тернопольской областной ГАИ Виктор Пак. Выяснить обстоятельства ДТП у самого Пака не удалось — как только на него пало подозрение, начальник областной ГАИ слег в больницу с инсультом и отказался общаться с журналистами.
Кое-что прояснилось только в родном селе Валентина Хоптяна Викторовке. Сразу несколько соседей губернатора подтвердили корреспонденту «ФАКТОВ», что в канун Нового года Хоптян с семьей и коллегами был в селе допоздна и уехал лишь около семи часов вечера. А ДТП произошло в 19.40.
— Он здесь был, причем явно заезжал не только для того, чтобы забрать жену, — рассказал односельчанин. — Прибыли сюда целым кортежем: около четырех часов дня к дому отца Хоптяна подкатили три внедорожника — две черные «Тойоты» (одна из них с номером «5555») и серебристый джип. Хоптян и приехавшие с ним мужчины зашли в дом. Минут через тридцать подъехали несколько «девяток», из которых вышли сотрудники районной ГАИ. Пробыв в доме около получаса, они уехали. А около семи часов вечера отбыл и Хоптян «со свитой». С ним была Надя, его жена. Я сам видел, как Хоптян садился в свою машину (на пресс-конференции губернатор заявлял, что уже в 16.30 он ехал в Киев. — Авт.).
О том, что приговор вынесен, узнали случайно — когда одна из газет сделала в прокуратуру соответствующий запрос
Источник в МВД подтвердил: Хоптян действительно уехал с места происшествия в семь часов вечера и на той самой «Тойоте» с четырьмя пятерками на номерном знаке. «С ним были еще два внедорожника, в одном из которых сидел начальник Тернопольского областного управления ГАИ Виктор Пак (он был на „Сузуки“, которая тоже принадлежит Хоптяну). Но якобы по дороге Пак с Хоптяном поменялись машинами — губернатор должен был ехать в Киев на своей „Сузуки“, а Пак пообещал пригнать „Тойоту“ обратно в областную администрацию. Когда они уже разъехались и глава областной ГАИ на „Лэнд Крузере“ остался один, и случилось ДТП. Во всяком случае, такой версии теперь придерживаются и Пак, и Хоптян», — рассказал наш источник.
Но зачем тогда губернатор говорил журналистам, что в то время уже был в Киеве? На этот вопрос ответ получить так и не удалось. Тем временем начальника Тернопольского областного управления милиции Федора Бортняка отстранили от занимаемой должности за ненадлежащее расследование дела, а начальнику Хмельницкой областной милиции Сергею Шутяку объявили выговор.
Шло следствие, о завершении которого правоохранители почему-то прессу не проинформировали (хотя обычно прокуратура присылает журналистам сообщения, когда то или иное дело передается в суд). Точно так же втайне был вынесен приговор Хмельницким горрайонным судом. Несмотря на то что Виктора Пака осудили еще в июне, Хмельницкая областная прокуратура, которая поддерживала обвинение, никаких сообщений об этом не обнародовала. О приговоре узнали, можно сказать, случайно — после того как газета «24 минуты» сделала в прокуратуру соответствующий запрос. На днях изданию пришел ответ, из которого стало известно: Виктору Паку дали четыре года лишения свободы... с отсрочкой на два года. Это, по сути, условный срок, ведь если в течение следующих двух лет бывший руководитель управления ГАИ не совершит никакого правонарушения, его судимость будет считаться погашенной. Виктора Пака освободили из-под стражи в зале суда.
При этом, отметили в прокуратуре, его вина в ДТП была полностью доказана. Не слишком ли мягкий приговор подсудимому, по вине которого один человек погиб, а двое — сильно пострадали? Такой вопрос, прежде всего, должен был возникнуть у самих пострадавших. Однако никто из них не сообщил журналистам о решении суда. Узнав о приговоре, корреспондент «ФАКТОВ» попробовала связаться с Лесей Лунь и ее сыном Виталием. Но ни мать, ни сын не взяли трубку.
— Вина Виктора Пака действительно была полностью доказана, — рассказала «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела поддержания гособвинения в судах Хмельницкой областной прокуратуры Наталья Бондар. — Следствие подтвердило, что губернатор Тернопольщины Валентин Хоптян не имеет отношения к аварии. За рулем автомобиля был Виктор Пак — он сам в этом признался и на досудебном следствии, и на суде. Показаний ни разу не менял, поэтому сомневаться в его словах не было повода. На судебном заседании Пак повторил, что «Лэнд Крузер», который врезался в «девятку», — это не его автомобиль, и раньше он на нем не ездил, но в тот вечер по указанию руководства должен был отогнать машину в город. Поэтому и оказался за рулем. Бывший начальник ГАИ утверждал, что не был пьян. Экспертиза, как вы сами понимаете, не проводилась, ведь о том, что за рулем был именно Виктор Пак, стало известно намного позже.
— Условный срок — не слишком ли мягкое наказание за смерть человека и увечья двух других?
— Прокуратура оспаривала приговор, посчитав его слишком мягким, но Апелляционный суд оставил решение Хмельницкого горрайонного суда в силе, — отвечает Наталья Бондар. — Впрочем, Виктор Пак признался в содеянном и искренне раскаялся — это и стало главной причиной вынесения такого приговора. Кроме того, он полностью компенсировал пострадавшим ущерб. Поэтому, когда дело дошло до дебатов, пострадавшие заявили, что не имеют к нему претензий, и даже попросили судью не держать больше виновника аварии под стражей (после того как обвиняемого выписали из больницы, его арестовали. — Авт.). Кроме того, сыграли свою роль положительные характеристики с места работы подсудимого. Отягчающих обстоятельств не было.
— А как же то, что он уехал с места аварии, оставив людей умирать?
— Согласно материалам дела, он дождался «скорой» и сотрудников ГАИ и только потом уехал (вспомним разговор с пострадавшей Лесей Лунь сразу после аварии. Женщина четко указала, что, когда она выбралась из покореженного автомобиля, то джипа, который в них врезался, поблизости не было. Ни «скорая», ни ГАИ к тому времени еще не приехали. — Авт.). Человек находился в стрессовом состоянии — на это тоже нужно делать поправку.
— Но почему же Пак, узнав, что в аварии обвинили невиновного, сразу не пришел в милицию и не дал признательные показания? Разве таким образом он не пытался избежать ответственности?
— Этот момент должен был интересовать досудебное следствие. Но на суде речь шла только о самом ДТП.
К сожалению, до пострадавших мы так и не дозвонились. А жаль — хотелось бы узнать, почему они резко изменили свое мнение по поводу наказания для виновника аварии. Ведь еще тогда, в больнице, Леся Лунь и ее сын сами просили журналистов разобраться в ситуации и помочь им добиться наказания для человека, по вине которого погиб глава семьи. «Точно не знаю, кто это, но надеюсь, что он не избежит ответственности», — уверенно говорил Лесин сын Виталий. Однако теперь уже никто никаких претензий не имеет. Виктор Пак на свободе.
«Безнаказанность порождает вседозволенность, — появились комментарии в интернете по поводу этой ситуации. — Яркий пример того, как можно „замять“ неприятный инцидент. И не важно, что погибли люди, что виновник аварии просто ехал по встречной полосе, думая, что ему можно все... С пострадавшими явно договорились или запугали. И нет никакого наказания. Как будто ничего не случилось».
«Дело пытались „замять“ с самого начала, но журналисты не дали, — написал другой пользователь. — Тогда это профессионально сделал суд. Теперь все решено, все довольны».
698Читайте нас в Facebook