«Мы заботимся не только о достойном образовании наших учеников. Хотим, чтобы мальчики выросли настоящими мужчинами»
Одной из особенностей развития среднего образования в Украине стало открытие кадетских классов и школ. Что это — ностальгия и, как следствие, попытка вернуться в прошлое или требование будущего? В чем особенности именно кадетского воспитания и его преимущества перед общепринятой программой государственных средних школ? Насколько соответствует кадетское воспитание исконным украинским традициям и не является ли оно просто копированием «нововведений» российской современной педагогики? Поводом для поиска ответов на эти и другие вопросы стало событие, происшедшее 13 октября 2012 года на территории мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны
В тот день юных кадетов поздравили и разделили с ними радость этого волнующего момента основатель школы для мальчиков «Кадетство», школы благородных девочек «Леди» и Центра развития детей «Сказка» Ирина Демидова, сооснователь школы «Кадетство» Оксана Буряк, председатель опекунского совета Киевского военного лицея им. И. Богуна генерал-майор Леонид Кравчук, начальник учебно-оздоровительного комплекса КВЛ им. И. Богуна подполковник Александр Бондаренко, директор пресс-медиацентра Cutty Sark капитан дальнего плавания Василий Кливец, сотрудник музея Великой Отечественной войны Наталья Филатова и, конечно, воспитанницы школы «Леди».
Чеканя шаг, мальчики в белоснежных кадетских кителях подходят к памятнику «Форсирование Днепра», и красные гвоздики ложатся на серый гранит — как дань уважения погибшим воинам, которые заплатили наивысшую цену за наше мирное небо, за эту золотую осень, за юную жизнь...
Впереди — самый торжественный момент. А пока есть немного времени, чтобы расспросить о школе «Кадетство» ее директора — подполковника Алексея Литвиненко.
— Мы заботимся не только о достойном образовании наших воспитанников. Хотим, чтобы мальчишки выросли настоящими мужчинами, защитниками своего Отечества, своей семьи, своего бизнеса, — подчеркнул Алексей Литвиненко. — В современных условиях достойное воспитание мальчиков — задача не из простых. Ведь именно на мужских плечах — воплощение надежд их любимых, обеспечение благосостояния и безопасности семьи, ответственность за будущее детей. К сожалению, сегодня настоящие мужские черты характера свойственны далеко не всем представителям сильного пола. И в ситуации катастрофической нехватки мужских «кадров» отчасти виноваты мы, родители. Точнее, в том, что не совсем правильно воспитываем своих сыновей. Они вырастают слабыми, безынициативными людьми, которые «милостиво» позволяют решать мужские проблемы своим женам и матерям... Возрождая лучшие традиции раздельного обучения и воспитания, школа «Кадетство» предлагает ребятам окунуться в атмосферу мужества, взаимовыручки, уважения и благородных манер.
— А как все это соотносится с украинскими традициями воспитания?
— Рыцарь-защитник всегда пользовался уважением у украинцев. Вспомните казаков-запорожцев или украинских гетманов — выходцев из народа. Конечно, народные предания и литературные произведения показывают их больше на поле боя или как государственных деятелей. Но может ли человек, для которого чуждо благородство, заботиться о своем народе? А не знающий правил этикета — достойно представлять страну на международном уровне? Вопрос, конечно, риторический. Поэтому мы и ставим перед собой цель воспитывать именно рыцаря в высшем значении этого слова. В нашей школе ребята изучают не только общеобразовательные предметы, они занимаются футболом, борьбой, гимнастикой, верховой ездой, музыкой, посещают бассейн, уроки этикета и танцев, валеологии, психологии, социального развития...
— И эта цель имеет свое «материальное» воплощение в достижениях, которыми гордится школа?
— «Кадетство» — еще очень молодое учебное заведение, работает всего три года. Да и учеников у нас пока не много. Но кое-что в нашем активе, конечно, есть. Например, наши ребята участвовали во Всеукраинском турнире боевых искусств «Кубок монарха» — шиай кэмпо, в котором Никита Кузьмин (четвертый класс!) завоевал третье место в возрастной группе
Закончить Алексей Михайлович не успевает: звучат фанфары и тут уже не до разговоров. Ведь торжественную клятву юные кадеты дают один раз, причем перед символами памяти, героизма и воинской доблести нашего народа: монументом Славы, Вечным огнем и знаменем Победы.
В тот день принесли присягу вновь прибывшие в школу ребята. В их честь звучали гимн Украины и гимн родной школы, на них с восторгом смотрели родные, друзья и маленькие подруги из школы «Леди». С этого момента мальчишки стали настоящими кадетами.
Потом были экскурсия по музею, традиционные фото на память... На мгновение показалось, что серьезнее и строже стали радостные лица мальчишек. Конечно, понимаешь: дав клятву, они сразу же не изменятся. Просто незримо, но очень существенно преобразится окружающий их мир. Эта земля станет Родиной, люди, которые рядом — соотечественниками, а одноклассники — товарищами. Свое личное будет ассоциироваться у мальчишек с будущим Украины. И с этого момента их сердца начнут биться в едином ритме, заданном простым и понятным девизом: «Душу — Богу, жизнь — Отчизне, долг — себе, честь — никому!»
*На территории Национального музея истории Великой Отечественной войны
Немного истории
Для современного человека кадетское воспитание — это в первую очередь военная муштра. Именно такой образ был сформирован за годы советской власти с ее антимонархической пропагандой. Но является ли это виденье истинным?
Кадетские корпуса в России начали создаваться в ХVIII веке для подготовки молодых людей прежде всего к военной службе. За время своего существования в дореволюционный период (до 1917 года) кадетское воспитание пережило ряд реформ, связанных с попытками создания четкой системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформирования составная военного образования оставалась важной отличительной чертой таких учебных заведений. Но, кроме военных дисциплин, в программу были включены основы точных, природных и гуманитарных наук. Это имело огромное значение в связи с тем, что в России того времени отсутствовало четкое разделение на военную и гражданскую службу. В целом же кадетские корпуса славились тем, что их воспитанникам прививались чувства долга, чести и любви к Отечеству.
Еще в 1779 году подпрапорщиком лейб-гвардии Преображенского полка Петром Калязиным были составлены «Общие правила этикета для кадетских корпусов, которыми должны руководствоваться кадеты и гардемарины». А в 1913 году Главным управлением военно-учебных заведений были отпечатаны и разосланы во все кадетские корпуса и военные училища 12 «Заповедей товарищества».
Наибольшее развитие кадетские корпуса получили в начале прошлого века, когда в 1900 году волей императора Николая II руководство этими военно-учебными заведениями было передано великому князю Константину Константиновичу, который в
Революция 1917 года стала тяжелым ударом по этим военно-учебным заведениям: в
Сегодня на первый план выходит необходимость индивидуального подхода к развитию личности. Кадетское воспитание, его идеи и методы являются наилучшей основой раздельного обучения. Такой подход — возможность гармоничного и полноценного воспитания всесторонне развитой и духовно сильной личности с высокими моральными принципами, уровнем интеллекта и огромным желанием получения знаний. (Сайт школы «Кадетство» — www.kadetstvo.com.ua).
1599Читайте нас в Facebook