«Ценники обязательно должны быть на пачках сигарет, иначе нарушаются права потребителей»
Недавно вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий», согласно которому введен полный запрет на рекламу сигарет не только в СМИ и в Интернете, но даже в местах их продажи. Однако уже в первые недели работы по новым правилам многие предприниматели столкнулись с неоднозначностью положений данного документа и тем, что они противоречат другим законам. Между тем за нарушение закона предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч гривен. Первые «нарушители» уже наказаны. В частности, одного одесского предпринимателя оштрафовали на 30 тысяч гривен за то, что он, по мнению Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области, рекламировал определенную марку сигарет, разместив пачки на расстоянии друг от друга. Поэтому у предпринимателей сегодня накопилось множество вопросов по применению данного закона.
— К сожалению, в свете закона о запрете рекламы табака произошел «размыв» понятий «реклама» и «информация о товаре», — считает вице-президент Украинской ассоциации потребителей Анна Сластён. — Нужно четко понимать, что реклама призвана стимулировать потребителя приобрести конкретную марку товара, а информация о нем дает возможность человеку сделать собственный осознанный выбор. При этом хочу отметить, что ни в правилах розничной торговли, ни в правилах реализации табачных изделий нет норм, как именно продавец должен размещать свой товар. И табачные изделия в этом случае не исключение. Поэтому продавец вправе располагать пачки в том порядке, на таком расстоянии друг от друга и таким образом, каким считает нужным. Например, он не нарушит закон, если выложит на витрине нескольких пачек одной марки или разместит пачки сигарет на разных элементах торгового оборудования.
Также много споров возникло вокруг вопроса, можно ли наклеивать на сигаретные пачки ценники. Ведь в новом законе говорится, что вся информация о реализуемых сигаретах может размещаться только на листе размером 30 на 40 сантиметров.
— Ценники обязательно должны быть на сигаретах, — утверждает начальник сектора контроля за рекламной деятельностью и торговли на расстоянии Инспекции по вопросам защиты прав потребителей Украины Юрий Сахно. — Согласно Закону «О защите прав потребителей», стоимость обязательно указывается на товаре или в доступном для покупателя месте. Хочу отметить, что размещение информации обо всех табачных изделиях (к примеру, на отдельной табличке размером 30 на 40 сантиметров) — это право продавца, а вот предоставление потребителю полной информации о цене продукта — это уже обязанность продавца, четко регулируемая законодательством.
Необходимо также обратить внимание на то, что для решения всех спорных вопросов и защиты предпринимателей от необоснованных штрафов Кабинет министров Украины после вступления в силу закона утвердил постановление Nа885 «О внесении изменений в пункт 4 Порядка наложения штрафов за нарушения законодательства о рекламе». Именно этот пункт вызывал больше всего разночтений. Поэтому всем предпринимателям, реализующим табачные изделия, нужно обязательно изучить данное постановление, чтобы уберечь себя от санкций со стороны контролирующих органов. А региональным инспекциям по вопросам защиты прав потребителей придется руководствоваться письмом, которое Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей подготовила для своих территориальных подразделений в целях максимального разъяснения применения нового закона на практике и в процессе осуществления контроля за его выполнением.
3211Читайте нас в Facebook