«Заведующая обещала нам большую прибыль. Ей невозможно было не верить...»
Когда сотрудники милиции узнали о махинациях предприимчивой управляющей отделением банка в Ирпене Киевской области, женщина не стала отрицать свою вину. Оправдываясь, что не воровала деньги у людей умышленно, а просто их... потеряла, Ирина Нарковская (имя и фамилия изменены) уверяла: «Я все верну до копейки. Не могу смириться с мыслью, что из-за меня вкладчики потеряли все свои сбережения. Дайте мне немного времени». Искренне раскаиваясь, женщина добилась того, что ее не стали брать под стражу. Не прошло и недели, как аферистки и след простыл.
«Чего вы боитесь? Разве вы еще не убедились, что наша организация — не какая-то шарашкина контора?»
Клиенты банка, которых обслуживала Ирина Нарковская, долго не подозревали об обмане. Люди открывали депозиты, вкладывали деньги и получали проценты.
— А раз проценты насчитывают, то и повода для беспокойства нет, — говорит клиент банка,
С тех пор мы начали общаться. Это нельзя было назвать дружбой, скорее, мне просто было ее жалко. Даже решил занять ей денег. Ира безумно обрадовалась, но взять их не успела. Вскоре отделение банка, в котором она работала (и где я держал свои деньги), закрылось. Начался кризис, банки «лопались» один за другим. Конечно, тогда мне уже было не до Ирины. Как и другие сотрудники, она потеряла работу, а я тем временем пытался забрать сбережения. На это ушло несколько месяцев. Сражаясь за деньги всеми правдами и неправдами, я зарекся когда-либо иметь дело с банками. Сам не знаю, каким образом, но мне удалось отвоевать свои средства.
Когда деньги были у меня, я уже даже не знал, как ими распорядиться. Не хотелось их ни на что тратить. Но где тогда хранить? Долгое время держал их дома и не спал ночами — казалось, что ко мне в любой момент могут ворваться бандиты.
И тут совершенно случайно встретил Ирину. Нельзя было не отметить, что с момента нашей последней встречи она сильно изменилась. Передо мной уже была не бледненькая несчастная кассирша, а вполне довольная жизнью самодостаточная женщина. Я даже не сразу ее узнал. «Да ты изменилась», — заметил. «Еще как, — просияла Ирина. — Вы были правы, Игорь Андреевич, когда говорили, что у меня все наладится. Я теперь работаю в другом банке в Ирпене. И знаете, какую занимаю должность? Руководителя отделения!» Узнав, что я таки отвоевал свои деньги, Ира поинтересовалась, где я их храню. И предложила: «Так положите на депозит в наш банк. Здесь все надежно, банк хороший. Я плохого не посоветую».
Обменявшись телефонами, мы с тех пор частенько созванивались. Ира рассказывала, что у нее хорошая зарплата, и все время намекала, что вкладчиками ее отделении являются даже представители местной власти. Мы с женой к тому времени совсем извелись из-за огромной суммы в доме. И, посоветовавшись, решили открыть депозит в банке Иры. Узнав об этом, Ирина обрадовалась. Сначала я занес в банк тридцать тысяч долларов. Но через несколько месяцев Нарковская предложила положить на депозит все деньги. «Игорь Андреевич, чего вы боитесь? — сказала. — Разве вы не убедились, что это не какая-то шарашкина контора? Если еще пополните свой депозит, дам вам процент побольше. Думаю, лишние полпроцента вам не помешают». «Разве так можно?» — удивился я. «Но я ведь заведующая, — улыбнулась Ирина. — А вы — мой хороший друг. Значит, можно».
«Я никак не ожидал от Иры подвоха. Это ведь надежный человек, друг семьи!»
— Вскоре мы действительно подружились, — продолжает Игорь Андреевич. — После того, как я все-таки положил остальные деньги на депозит, мы с Ирой стали общаться едва ли не каждый день. Так получилось, что она во многом мне помогала — и страховку оформить (страховая компания была рядом с ее банком), и что-то купить. Я в свою очередь часто приглашал ее в гости, Ира подружилась с моей супругой. Кстати, не только со мной у Нарковской были такие доверительные отношения. Ее любили многие клиенты. Я это видел, когда приходил в банк. Как и меня, этих клиентов Ира обслуживала лично, не допуская к ним кассиров. Сейчас меня многие спрашивают — мол, неужели вас это не настораживало? Наоборот, подкупало! Сразу начинал чувствовать себя vip-клиентом, а это бесспорно приятно. Единственное неудобство было в том, что, когда Иры не было на работе, я не мог проверить состояние своего счета. Девочки на кассе не имели доступа к моим документам.
— Вы регулярно получали проценты?
— Я не снимал деньги с карточки, но был уверен, что они там есть. Пока однажды не попробовал рассчитаться с помощью этой карточки в супермаркете. Мне сказали, что на моем счету недостаточно средств. Конечно, я не поверил: как такое может быть, если у меня за полгода должна была накопиться приличная сумма? Пришел в банк, но Иру не застал — в последнее время она на правах заведующей часто пропускала работу. Еще хвасталась — дескать, в главном управлении банка ее знают и любят, поэтому может себе такое позволить. Девочки на кассе, как всегда, пожали плечами: «Вы же vip-клиент. Значит, нам о вас ничего не известно. Ждите Ирину Антоновну».
Когда Игорь Андреевич до нее дозвонился, Ирина пригласила его в кабинет и заверила, что в супермаркете произошло недоразумение. «Видимо, технический сбой, — предположила заведующая отделением. — Вот распечатки — можете проверить состояние вашего счета. Деньги в целости и сохранности, проценты «капают».
— Меня это успокоило, — говорит Игорь Андреевич. — А вскоре Ира огорошила новостью — сказала, что собирается увольняться. «Владельцы банка стали такими жлобами, — объяснила она. — Что, если кризис, так сотрудники должны крошками питаться? Наше отделение закрывается. Но ничего — я уже нашла работу в другом банке». Ира тут же предложила мне перевести свой капитал туда — дескать, более надежно, да и она будет рядом. Я согласился и пришел в банк через несколько дней. «Отлично, — обрадовалась Нарковская. — Уже готовы все бумаги. Сейчас подпишем, и ваши деньги уйдут в другой банк». Теперь-то я понимаю: моей ошибкой было, что не взял с собой юриста. Но я никак не ожидал от Иры подвоха. Это ведь надежный человек, друг нашей семьи! Хотя не факт, что меня спасло бы присутствие юриста. Скорее всего, в тот момент мои деньги уже были у Ирины.
Ни о чем не подозревая, Игорь Андреевич отправился в банк, в который, как он думал, только что перевели его деньги. Мужчина прихватил с собой все подписанные бумаги, но в банке их... не приняли. «Как вы могли открыть у нас счет, если сюда даже не приходили?» — спросили служащие. «Через вашу новую сотрудницу, — не сдавался профессор. — Ее зовут Ирина Нарковская, она перевелась к вам буквально на днях».
— Клерки проверили все, даже позвонили начальству, — качает головой Игорь Андреевич. — И четко ответили: никакая Ирина Нарковская у них не работает... Телефон Иры был отключен. Дома я ее тоже не застал. Друзья советовали: мол, обратись в милицию, тебя «кинули». Но я до последнего не верил. Потом вспомнил недоразумение с кредитной карточкой в супермаркете. И то, как хорошо стала жить сама Ирина. Шубы, платья, дорогие украшения... Однажды она приехала на новеньком «БМВ» последней модели. Заметив мое удивление, махнула рукой: «Это моего брата. Он строитель, хорошо зарабатывает. Вот разрешил попользоваться». Теперь я понимаю, что никакого брата не было — это ее машина. И в дорогостоящей покупке явно «поучаствовали» мои 65 тысяч долларов.
«Я не присвоила эти деньги. За ними... приходили вкладчики»
Обратившись в милицию, Игорь Андреевич узнал, что у него есть еще пятеро «друзей по несчастью». Это обеспеченные люди, которые тоже входили в число «vip-клиентов» Ирины. В общей сложности пострадавшие потеряли почти полтора миллиона гривен.
— Люди и подумать не могли, что их обманывают, — говорит начальник отдела надзорной деятельности при проведении досудебного следствия в органах прокуратуры Киевской области Андрей Калужинский. — Ведь они просто положили деньги на депозит. Руководительница отделения была с ними предельно любезна, с некоторыми даже дружила. А сама тем временем ловко подделывала документы и снимала деньги с депозитов клиентов от их имени. Для этого ей нужно было просто скопировать подпись клиента. Что она, кстати, делала не очень старательно.
— И не боялась?
— Абсолютно. Ведь ни один сотрудник банка не имел доступ к этим документам — она хранила их у себя в сейфе и никому не показывала. А вкладчикам это объясняли тем, что они — vip-клиенты. Первым заподозрил неладное житель Ирпеня, который однажды захотел забрать из банка свои 43 тысячи долларов. Он и не догадывался, что его счет уже пуст. Тогда мошенница еще не скрывалась и начала думать, как бы выкрутиться. В результате она забрала у второго клиента (им оказался профессор Игорь Андреевич. — Авт.) его 65 тысяч долларов и 43 из них вернула на счет первого клиента. Оставшиеся 22 тысячи присвоила. После чего начала похищать деньги со счетов других клиентов. Людям рассказывала разные легенды: что их деньги перевели в другой банк, что им открыли дополнительные счета и так далее. Когда вкладчики обратились в правоохранительные органы, Ирина не стала отрицать, что виновна. Но придумала свою версию. «Я не присвоила эти деньги, — заявила. — За ними... приходили вкладчики. Моя вина в том, что я не проверила их документы. Теперь я понимаю — меня обманули. Это, наверное, приходили не вкладчики, а аферисты, которые ими представлялись. А я по наивности отдала им деньги...» Хотя в эту версию слабо верилось, Ирина говорила, что искренне раскаивается и готова по закону ответить за случившееся. Ее не стали брать под стражу. А вскоре женщина... исчезла. Она скрывалась полтора года. Как выяснилось, пряталась в области, где родилась. Жила не у родственников, но выйти на нее смогли, отрабатывая именно родственные связи.
— Думаю, не нужно рассказывать о нашей реакции, когда мы узнали об афере, — качает головой обманутый вкладчик Игорь Андреевич. — Люди, потерявшие все свои сбережения, готовы были Ирину просто убить. Наверное, ее в какой-то степени спасло то, что она сбежала. За время, пока Нарковская находилась в бегах, банк вернул наши деньги. Большое ему за это спасибо. Обычно банки в таких случаях от всего отказываются — мол, мы сами пострадавшие, судитесь с аферисткой. Здесь же нам отдали все до копейки. Сейчас ждем суда. С тех пор как Иру задержали, я ее еще не видел. Думаю, теперь уже готов к этой встрече. Интересно, что мне скажет женщина, которую я несколько лет считал едва ли не лучшим другом нашей семьи.
За присвоение чужого имущества в особо крупных размерах, злоупотребление служебным положением и служебный подлог Ирине Нарковской грозит до 12 лет лишения свободы.
1248Читайте нас в Facebook