В Таиланде застряли более двухсот граждан Украины, которые должны были вылететь в Киев «Аэросвитом»
Сегодня утром снова увеличилось число украинских граждан, пострадавших из-за ситуации с компанией «Аэросвит». На этот раз в Бангкоке (Таиланд) застряли около 220 туристов, среди которых оказался народный депутат Украины Андрей Шевченко.
— Я в числе пассажиров, которых «Аэросвит» оставил в Бангкоке, — сообщил по телефону «Украинской правде» Андрей Шевченко. — Должны были вылететь в 6.00, но рейс отложили на неопределенное время. Самолет из Киева в Бангкок прилетел. Почему его не отправляют назад — неясно. Правда, туристическая фирма не бросила своих клиентов и расселила в отелях. Никакой информации нет, как и представителя «Аэросвита». Из-за этой истории я пропускаю сегодня Раду.
Как заявили в пресс-службе «Аэросвита», рейс из Таиланда задержан из-за долгов компании перед аэропортом Бангкока. В авиакомпании принесли пассажирам извинения, заверив, что долг уже оплачен и рейс будет отправлен в ближайшее время.
А около 40 граждан Украины вторые сутки не могут вернуться из Тель-Авива.
— За нами должен был прилететь самолет в среду, но ждем его до сих пор, — сообщил «Корреспонденту» один из пострадавших Андрей Пилипенко. — По нашей информации, этот рейс отменен. Некоторым предлагают купить билеты по 600 долларов на другие, не украинские, авиалинии и улететь с неопределенной перспективой относительно возврата денег. Некоторые этим уже воспользовались, кое-кто улетел чартерным рейсом компании МАУ. А около 40 пассажиров «Аэросвита», взявших путевку в том же турагентстве, что и я, пока поселят в отеле.
Чтобы не оказаться в заложниках сложившейся ситуации, МИД рекомендует украинцам в случае кризисных ситуаций звонить по телефонам зарубежных дипломатических ведомств или на круглосуточную горячую линию МИДа: телефон +38 (044)
Сегодня премьер-министр Николай Азаров заявил, что Кабмин намерен профинансировать аренду самолетов для возвращения в Украину людей, пострадавших из-за отмены рейсов «Аэросвита».
Кроме того, руководство «Аэросвита» заверило, что гарантирует выполнение всех внутренних авиарейсов согласно утвержденному расписанию. Также авиакомпания гарантирует дальнейшее выполнение всех дальне- и среднемагистральных рейсов. Правда, рейсы из Киева в Тель-Авив, Варшаву, Минск, Бухарест, Копенгаген, а из Донецка в Тбилиси обслуживаться авиаперевозчиком больше не будут. Возможно, их возьмет на себя МАУ.
Несмотря на все заверения «Аэросвита», онлайн-табло «Борисполя» показывает совсем другую информацию. По состоянию на полдень четверга, 10 января, были отменены 25 рейсов авиакомпании. Не вылетели самолеты в Вильнюс, Тель-Авив (три рейса), Одессу, Симферополь, Минск, Нью-Йорк, Прагу, Стокгольм, Донецк, Пекин, Варшаву и Ташкент. Не смогли вовремя оказаться в Киеве пассажиры отмененных рейсов из Баку, Одессы, Симферополя (два рейса), Тель-Авива (два рейса), Минска, Праги, Донецка. Более чем на 12 часов опаздывал самолет «Аэросвита» из Гоа, а рейс из Киева в Хошимин задерживался почти на сутки.
По информации «РБК Украина», несколько российских аэропортов подали в суд на «Аэросвит» о взыскании долгов. А авиакомпании приостанавливают сотрудничество с нашим перевозчиком. Так, вслед за российским «Аэрофлотом», который с 5 января приостановил продажу билетов на совместные с «Аэросвитом» рейсы, приостановила действие аналогичного соглашения авиакомпания «Turkish Airlines».
— Мы с подругой планировали встретить Новый год во Вьетнаме, — рассказывает «ФАКТАМ» врач из Днепропетровска Наталья Дробышева, во вторник, 8 января, наконец прилетевшая из Вьетнама в Украину. — Не заказывали путевку через турагентство, а сами покупали авиабилеты, бронировали понравившуюся гостиницу. Неприятности с «Аэросвитом» начались еще здесь, в Украине. По расписанию мы должны были 29 декабря в 19 часов вылетать из Днепропетровска в Киев, а оттуда в 23 часа в Хошимин. Первый рейс, в нашу столицу, задержали на шесть часов — говорили, по техническим причинам. Мы недоумевали: если сломался наш борт, то почему нас не отправили в Киев другими самолетами «Аэросвита», которые — мы видели! — находились в аэропорту?
В столицу днепропетровские пассажиры вылетели лишь в час ночи. Никто не позаботился о том, чтобы предложить людям питье или еду. Уставшие и голодные пассажиры прилетели в Киев, надеясь, что на этом их неурядицы закончатся. Но не тут-то было.
— У окошка «Аэросвита» толпилось человек двадцать, — вспоминает Наталья Дробышева. — Тут были и азербайджанцы, и швейцарцы, и канадцы. Видимо, не могли улететь. При этом «аэросвитовцы» не просто не решали их проблемы, а вообще нагло закрыли у них перед носом окошко и потом несколько часов кряду ходили по аэропорту с отрешенным видом, не отвечая ни на чьи вопросы и не реагируя на возмущение людей.
Когда мы с подругой все же пробились к сотруднице авиакомпании и потребовали предоставить гостиницу, раз наш полет во Вьетнам откладывается по меньшей мере до утра, служащая только отмахнулась: «У нашей компании везде задолженности, и ни с какими гостиницами договоренности уже не действуют. Так что, если хотите определяться на ночлег, делайте это за свой счет». Тогда мы потребовали выдать нам официальный отказ от предоставления услуг, в частности услуг гостиницы. Сотрудница заметно перепугалась и через какое-то время выдала нам и группе из Одессы (восьми пассажирам) два гостиничных номера за счет авиакомпании. Но больше никто не добился такой привилегии!
Самолет из Киева в Хошимин вылетел с опозданием на 21 час. Пассажиров даже не удосужились проинформировать, когда именно планируется вылет. Никаких положенных в таких случаях sms-сообщений, предупреждений, извинений не было и в помине. А когда измученные люди пытались сами что-то узнать у сотрудников «Аэросвита», им просто не отвечали.
— Мы с подругой уже сильно сомневались, стоит ли лететь вообще, — вздыхает Наталья Дробышева. — Если б можно было вернуть билеты и больше не связываться с этой непорядочной авиакомпанией, мы бы с удовольствием поехали отдыхать в Турцию или Египет. Но 12 тысяч гривен, потраченные на билеты, нам вернуть отказывались, поэтому пришлось рисковать.
Надо сказать, что к вьетнамской стороне у нас претензий нет. Мы чудесно отдохнули и в прекрасном настроении собирались возвращаться домой. Вылет планировался в ночь на 7 января. В аэропорту мы узнали, что наш самолет, доставивший новых туристов из Украины, обратно… не полетит, поскольку его нечем заправить. Рейс откладывался минимум на 12 часов. Причем 50 человек (в том числе и мы с подругой), до того как это стало известно, успели пройти паспортный контроль и находились в нейтральной зоне, а 150 пассажиров туда уже не пустили. Да и нас пытались выгнать из нейтральной зоны. А когда мы отказались, пригрозили позвать полицию. Это было неслыханно!
К счастью, у нас в группе были активные, волевые мужчины, которые предложили вьетнамцам выполнить угрозы и вытолкать нас силой, с помощью полиции. При этом они предупредили: все это снимут на камеры и вышлют по интернету в Украину. Нас никто не тронул, а вот наш багаж сотрудники аэропорта со злости выкинули на ленту, и он еще три часа болтался по кругу. Люди переживали: ведь у них там были дорогие покупки, подарки. Втолковать вьетнамцам, что у нас на руках все багажные квитанции и за наши чемоданы отвечают они, удалось не сразу.
Украинские пассажиры стали звонить в посольство Украины во Вьетнаме. Но там лишь включался автоответчик. Очевидно, господин посол ушел праздновать Рождество. К счастью, один из российских граждан, Александр, тоже оказавшийся в заложниках компании «Аэросвит», сумел по мобильному дозвониться до посла России во Вьетнаме. Тот, в свою очередь, связался с украинским коллегой и обрисовал плачевную ситуацию, в которую попали пассажиры авиакомпании.
— А дальше начался какой-то анекдот, — рассказывает Наталья Дробышева. — Украинский посол отказался разговаривать с Александром, по словам самого туриста, потому что тот — русский. Пусть, мол, звонят украинцы. Но когда стали звонить мы, никто не брал трубку. Пришлось Александру снова звонить. Помощи от посольства мы так и не дождались. Шли часы. За все это время в хошиминском аэропорту нам не предложили ни поесть, ни попить. Лишь через четыре часа мы добились, чтобы пятерым деткам принесли по маленькой бутылочке воды. Остальные люди изнывали от жажды. Ночью все магазины и киоски аэропорта позакрывались, и нам не то что не давали воды бесплатно — даже отказывались ее продать.
Мы были в отчаянии и предложили экипажу «Аэросвита» оплатить заправку самолета. Но те отказались, заявив: если самолет вернется в «Борисполь», компании придется рассчитываться с аэропортом, поэтому, дескать, пока все не устаканится, пусть побудет во Вьетнаме. Мы продолжали настаивать. Узнав, что заправка самолета обойдется в
Пассажиры вылетели в Киев с опозданием на 28 часов, не дождавшись от сотрудников «Аэросвита» даже элементарных извинений. Теперь потерпевшие собираются подавать на авиакомпанию коллективный иск в суд с требованием возместить моральный и материальный ущерб.
— Они заранее знали, что так будет, — уверена Наталья Дробышева, — ведь речь шла не о поломке самолета или нелетной погоде. Даже тогда, когда компания уже объявила о своем банкротстве, она брала в рейсы все новых пассажиров. Мы обменялись координатами с теми, кто прибыл во Вьетнам, когда мы уже вылетали обратно. Они собираются возвращаться 13 января, и одному Богу известно, сколько времени им придется провести в Хошимине…
Что делать, если ваш рейс отменили
По словам специалистов, пассажир отмененного рейса имеет право потребовать от авиакомпании бесплатный билет туда, куда ему нужно, только на другой рейс, причем в удобное время. Правда, под «удобным» имеется в виду, что если есть дневной рейс, который вас устраивает, то вы можете лететь им, а не тем, который назначен на раннее утро. Также вы имеете право при необходимости получить бесплатное питание и номер в гостинице. Если вам не выдали талоны на питание и вы покупали продукты за свои деньги, нужно сохранить все чеки и позже потребовать компенсацию расходов. Конечно, питание должно быть «разумно необходимым», например, банка красной икры, вероятно, вам оплачена не будет.
Также пассажир отмененного рейса имеет право на денежную компенсацию. Но есть нюансы. Если вас оповестили об отмене рейса не позднее чем за две недели до даты вылета, претендовать на компенсацию бесполезно. Если рейс, взамен на который вы получили билет, прибывает не позднее чем через 4 часа после того, который был отменен, то компенсация уменьшается наполовину.
Если вы находитесь в аэропорту, когда рейс отменили, нужно либо доплачивать и приобретать билеты других перевозчиков, либо дожидаться поддержки от украинского консульства или посольства.
Также можно предъявить письменную претензию авиакомпании. Больше повезло пассажирам, купившим билеты через туроператоров. В этом случае возмещение всех убытков ложится на плечи турагентства или страховщика.
Правда, как утверждают специалисты, надежд получить компенсацию в случае признания авиакомпании банкротом очень мало. Так же, как и предоставление питания и поселение в гостиницу в случае отмены рейса обанкротившегося авиаперевозчика.
1816Читайте нас в Facebook