Жилые дома на столичных улицах Киквидзе и Ольшанской могут в любой момент... рухнуть?
— Я едва не стал жертвой квартирной аферы, — сообщил позвонивший в редакцию «ФАКТОВ»
«Строители уверяли, что возводят только укрепительную стену»
— Хотя узнал ее, уже когда принес в офис приличную сумму, — продолжает Игорь. — Сначала предложение меня очень заинтересовало. Цена, как для Печерска, была сравнительно приемлемой: 1600 долларов за квадратный метр. Правда, речь шла о строящихся домах. Готовых новостроек в жилкомплексе еще не было. Как и любой заинтересованный инвестор, я первым делом приехал на стройку посмотреть что к чему. Немного насторожило, что строительство началось еще в 2009 году, и за три года застройщик успел соорудить всего два этажа. «Это потому, что было мало инвесторов, — объяснили в компании. — Кризис, сами понимаете. Все боялись связываться со стройками. Но теперь ситуация стала налаживаться, и процесс пошел». Я посмотрел — таки да, на стройке вовсю вкалывали рабочие, шумела техника.
На фирме рассказали, что сейчас квартиры активно скупают, поэтому мне следует поторопиться. Правда, еще остались неплохие варианты. «Многим нравится последний этаж, ведь можно сделать пентхаус, — объяснила сотрудница офиса. — Вид из окна изумительный». Я обсудил этот вариант с женой, ей тоже понравилось. Мы уже размечтались, как каждый день будем любоваться живописными видами Печерска. И вот еще одна встреча в офисе, на которую я привез оговоренную сумму. Уже был готов подписывать договор. Проконсультировался с юристом насчет того, на какие пункты следует обратить внимание. Как вдруг мы с женой, сидя в офисе, услышали крики на улице.
— Кричали так громко, что нам, естественно, захотелось узнать, в чем дело, — говорит супруга Игоря Маргарита. — «Стойте, куда вы?» — попыталась задержать нас девушка-консультант. Мы сказали, что хотим посмотреть. «Я вас прошу, зачем это вам? — явно занервничала сотрудница компании. — Кричат какие-то сумасшедшие».
— Эти «сумасшедшие» открыли нам глаза, — качает головой Игорь. — Они оказались жителями близлежащих домов, которые не первый год протестуют против строительства жилкомплекса. Люди объяснили, что если стройка будет продолжаться, возведенные над котлованом дома рухнут на их пятиэтажки. Дескать, новые застройщики уничтожили деревья на холме, и он начал сползать. Оказалось, в деле разбирается прокуратура, идут суды. Не понимаю, как застройщик мог брать у меня деньги, да еще рисовать сказочные перспективы, когда уже вовсю шла судебная тяжба.
*Жители близлежащих домов каждый день дежурят возле стройки, призывая киевские власти прекратить незаконное строительство
— И эту тяжбу он в итоге проиграл, — говорит руководитель группы активистов Евгений Лебедев. Евгений живет в одной из пятиэтажек, на которые могут сползти особняки над котлованом. — Я участвую в акциях протеста уже не первый год. Строительство жилкомплекса началось еще в так называемое докризисное время, в 2007 году. Тогда на живописном склоне, где сейчас вы видите уродливые постройки, начали вырубать густо насаженные деревья. Это заметили жители дома номер 15 на улице Киквидзе и начали выяснять, в чем дело. В городе как раз появилась реклама строящегося жилкомплекса. Предложения были такие же, как сейчас: дескать, вкладывайте деньги в строительство и через полтора-два года получайте готовую квартиру. Узнав, что вместо деревьев на склоне будут
— Недостроенную?
— Естественно. Тем временем холм сползает на глазах. Я специально каждую неделю делал фотографии: на них видно, как он меняет форму, осыпается. Раньше его сдерживали более восьмисот деревьев. Теперь же их нет.
Холм рушится, и в один прекрасный день могут рухнуть и теннисный корт известного тренера симферопольской «Таврии» Олега Лужного, и частные особняки, которые находятся прямо над котлованом. Там же — здание, которое принадлежит испанскому посольству… Сейчас уже видны бетонные блоки теннисного корта, находящиеся под газоном.
А упадут, если ничего не изменится, и корт, и особняки на наши пятиэтажки. Когда на улице идет стройка, в домах дрожат стекла. Жители особняков тоже в шоке от происходящего: строя дома, они и подумать не могли, что кому-то придет в голову вырубить деревья на склоне. И кто только мог дать застройщику разрешение на такие опасные действия? Не говоря уже о том, что это рекреационная и историческая зона.
«Мне и другим активистам неизвестные звонили с угрозами»
— Видя, что ни застройщик, ни его подчиненные не идут с нами на контакт, мы начали жаловаться в прокуратуру, в МЧС, в Киевсовет, — продолжает Евгений Лебедев. — Районная прокуратура отреагировала на наше заявление и начала проверку. Тогда-то стало известно о многих нарушениях, которые допустил застройщик.
Рассказывая об этих нарушениях, активисты показывают документы: стройку действительно неоднократно проверяли прокуратура, Киевгоргосадминистация, специальная комиссия МЧС.
— Наши опасения по поводу сползающего холма подтвердились, — говорит Евгений Лебедев. — Кроме того в этом жилкомплексе собираются построить два
По словам Евгения Лебедева, возмущенные активисты тут же перезвонили в милицию и прокуратуру. Прокурорские работники опять опечатали технику и строго предупредили строителей. Но на следующий день стройка вновь шла полным ходом.
— Такой наглости я еще не видел, — говорит Евгений Лебедев. — Эти люди продемонстрировали, что ни прокуратура, ни какие-либо другие органы власти им не указ. Дескать, вы говорите, а мы все равно поступим так, как хотим. С тех пор у нас началась война. Неподалеку от стройки мы установили палатки и стали устраивать митинги. В лучшем случае приезжали правоохранители, но ничего не могли сделать. Один из охранников стройки на наших глазах ударил сотрудника прокуратуры кулаком в лицо. Тот оторопел от неожиданности. Охранник выругался матом и сказал, что «все равно не пустит на территорию». Но самое возмутительное произошло позже. Однажды ночью рейдеры (а иначе их назвать нельзя) начали вырубать деревья не на своей территории. Видели бы вы, что там происходило! Люди бросались под ковш грейдера, чтобы помешать ему валить деревья… Но варвары не останавливались. И то, что они уничтожают деревья на территории, которую даже не арендуют, их ничуть не смущало. Кроме всего прочего, грейдер развалил погреба жителей с консервацией и запасами на зиму. С тех пор мы даже ночевали в палатках.
Кстати, первое время мне и другим активистам поступали угрозы. Звонили неизвестные и настоятельно просили «уйти с дороги».
— А сам застройщик не выходил на связь? Или вы общались только через рабочих?
— Как-то раз к нам пришел один из руководителей фирмы, предложив компромисс: «Оставьте нашу стройку в покое, а мы… построим детскую площадку возле вашего дома. Еще и трубы поменяем». «Неужели вы не понимаете, что завтра из-за вашей стройки на ту же детскую площадку упадет особняк?» — спрашиваем. Молчит. На этом переговоры закончились.
«Квартиры с видом на улицу Киквидзе уже распроданы. Остались с видом на Лысую гору»
— Последствия активных строительных работ не заставили себя долго ждать: пострадал центральный сливной коллектор. Теперь при первом же наводнении все потоки пойдут во двор нашего дома, — говорит Евгений Лебедев. — При этом продажа квартир не прекращалась. Более того, в городе появлялось все больше билбордов с рекламой жилкомплекса. И это при том, что специальная комиссия МЧС запретила застройщику рекламировать опасный объект. Этот запрет был внесен в протокол собрания комиссии. Выяснилось, что разрешение на аренду земли Киевсовет выдал застройщику еще в 2007 году. Тогда у власти были другие люди, а нынешнее руководство публично заявило, что не приветствует стройку.
Тем временем нынешний глава Киевгоргосадминистрации Александр Попов лично обратился к Генеральному прокурору с просьбой приостановить строительство жилкомплекса.
— Последствия могут быть печальными, — цитирует начальника Управления перспективного развития и координации строительства Киевской городской госадминистрации Сергея Симака сайт «Главред». — Они (застройщики. — Авт.) начали делать дорогу, и появилась вероятность сползания холма на жилые дома. У застройщиков нет никаких разрешений, они незаконно срубили деревья, и по этому поводу уже возбудили уголовное дело. Застройщик тянет дорогу от улицы Ольшанской до улицы Киквидзе, чтобы к его домам был подъезд, но на это тоже нет никаких разрешений. Также они незаконно захватили придомовую территорию жилых домов. Они не подавали проект застройки на согласование в мэрию, Государственная архитектурно-строительная инспекция дала добро на строительство домов средней этажности (не выше девяти этажей. — Авт.), хотя в паспорте видно, что это будут многоэтажные здания, что также является нарушением.
Представили прокуратуры Киева обратились в суд. И выиграли дело. Хозяйственный суд столицы поддержал позицию прокуратуры и признал недействительными договоры аренды фирмы-застройщика с Киевсоветом. Суд установил, что «застройщик не согласовал проекты отведения земельных участков на улице Киквидзе, 23 ни с органами архитектуры, культурного наследия и градостроения, ни с природоохранными и санитарно- эпидемиологическими органами».
Комментируя это судебное решение, тогдашний прокурор Киева Анатолий Мельник отметил, что суд учел все требования прокуратуры и не только вернул землю киевской общине, но и запретил проводить на этих участках любые строительные работы. «Принимая решение, Киевсовет пренебрег интересами общественности, а контролирующие органы, имея на то все полномочия, не предупредили возможные негативные последствия преступной деятельности застройщика. И, как результат, незаконное строительство создало угрозу для жизни людей», — отметил Анатолий Мельник.
— Сейчас Печерский райсуд слушает дело руководителя подрядной организации, который дал преступный приказ уничтожать зеленые насаждения и самовольно прокладывать дорогу на улице Киквидзе, — говорит Евгений Лебедев. — Мы уже надеялись, что хотя бы решен вопрос с расторжением договора аренды. Но фирма-застройщик подала апелляцию. Остается надеяться, что Апелляционный суд все решит по справедливости.
— Мы будем на этом настаивать, — сказал «ФАКТАМ» прокурор прокуратуры города Киева Алексей Волик. — Решение суда первой инстанции было абсолютно справедливым, нарушения, которые допустил застройщик, очевидны и доказаны.
После суда представитель застройщика не стал комментировать журналистам инцидент. Ранее же генеральный директор компании Елена Терентьева заявляла «Газете Киевской», что не видит никаких проблем — дескать, ни дорога, ни сама стройка никому не мешают.
— Неужели она может кому-то помешать? — цитировало издание Елену Терентьеву. — Я почти уверена, что там кто-то пытается пиариться перед выборами. Налицо подтасовка фактов. Белочек каких-то фотографируют. Дорога нам нужна, а стройка узаконена. Мы готовы к диалогу с жильцами. В качестве моральной компенсации можем построить детскую площадку или отремонтировать подъезды. А рассказы о том, что здание строится в оползнеопасной зоне, — «пугалки». Мы контролируем ход строительства, вбиваем бетонные сваи. Никакой опасности, что склоны «поедут», нет. У нашей компании есть разрешение на строительство.
Чтобы услышать комментарий застройщика после решения суда, «ФАКТЫ» отправили в пресс-службу компании официальный запрос. На момент выхода номера в печать ответ так и не пришел. Но мы готовы в любой момент предоставить возможность руководству компании высказать свою позицию.
Тем временем, несмотря на запреты прокуратуры и решение суда о признании договора аренды фирмы-застройщика с Киевсоветом недействительным, в строящемся жилкомплексе активно идет продажа квартир. Корреспондент «ФАКТОВ» лично в этом убедилась, позвонив в отдел продаж.
— Конечно, вы можете купить у нас квартиру, — ответила диспетчер. — Вы хотите на
— Но дом точно построят в срок? — осторожно интересуюсь. — Слышала, у фирмы есть кое-какие проблемы.
— Нет, что вы, — заверила диспетчер. — У нас все законно. Стройка идет, сами можете в этом убедиться. Поэтому нет повода для беспокойства.
— Несмотря на погоду, мы стараемся каждый день находиться возле стройки, — говорит Евгений Лебедев. — Мы не можем остановить строительство, но надеемся хотя бы предупредить людей, которые собираются вкладывать деньги в эту компанию. Они не знают, что, как и в случае с «Элита-центром», могут остаться ни с чем. А когда поймут, будет поздно.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
3425Читайте нас в Facebook