Внучка Михаила Пришвина Наталья Бирюкова: «На выстрел деда подошли два охотника. Один из них представился наркомом Ворошиловым»
Певец природы Михаил Пришвин, автор каждому известной с детства сказки-были «Кладовая солнца», рассказа «Лисичкин хлеб» и многих других произведений, прожил 80 лет. Писатель видел в окружающем мире то, что часто было сокрыто от обычного человека.
Лауреат Нобелевской премии Петр Капица, с которым Михаил Пришвин дружил в очень трудное для ученого время, называл его интереснейшим философом и мыслителем своего времени. А Максим Горький считал своим гениальным учителем.
О том, каким человеком был Михаил Михайлович, «ФАКТАМ» рассказала его внучка Наталья Бирюкова (на фото) — дочь младшего сына писателя Петра Пришвина.
— Наталья Петровна, каким вы запомнили своего знаменитого дедушку?
— Когда он умер, мне было всего четыре года. Но много знаю о нем из рассказов своего отца — младшего сына Михаила Пришвина. У нас в семье до сих пор хранятся дорожные сундуки деда, его прижизненные издания, письма. Папа мой очень любил своего отца, часто ездил с ним на охоту.
Деда нет уже почти 60 лет. В последние годы он тяжело болел. Накануне смерти, правда, еще принимал гостей — академика Петра Капицу с женой. Вечером они слушали патефон, философствовали, даже выпили немного сухого вина. А утром деда не стало.
Михаил Пришвин дружил с Петром Капицей, когда ученый был в опале и многие знакомые от него отвернулись. Как вспоминал Петр Леонидович, знакомство произошло на Николиной горе у него на даче, а потом переросло в дружбу. Из-за разногласий со Сталиным Капица был отстранен от научной деятельности и организовал маленькую лабораторию в сторожке. Дед называл Петра Капицу «опальным боярином советской власти».
Как-то Петр Капица приехал в гости к Михаилу Михайловичу. Академика потряс рассказ писателя о грибе-поганке, похожем на причудливый минарет. «Кто ты такой? — спросил я в удивлении (вспоминал дед в дневнике). — По-своему гриб мне что-то ответил, и я понимал его так, что этот гриб единственный в лесу независимый. — Так почему же ты поганый? — «Только потому поганый, — ответил мне гриб, — что меня есть нельзя. Тут-то я и вспомнил себя самого...»
— Михаил Пришвин, судя по всему, был человеком бесстрашным. Общение с опальным ученым могло быть чревато для него большими неприятностями.
— Михаил Михайлович был уже зрелым человеком, известным писателем и поэтому не боялся поступать так, как считал нужным. Например, когда уничтожались сергиево- посадские колокола с целью переплавки на металлолом, он все это сфотографировал. Никак не удавалось разбить самый большой колокол, звон которого был слышен до самой Москвы. В морозный зимний день под его куполом развели костер, а снаружи залили водой, чтобы он треснул.
Маленький осколок этого колокола долго хранился у нас дома, а потом был передан в музей. Несколько лет назад по дедовым фотографиям колокола восстановили. Патриарх всея Руси Алексий II с благодарностью говорил об этом.
Дед, кстати, и высказывался очень смело. Даже о Сталине. Много сокровенных мыслей можно обнаружить в его дневниках, изданных уже после смерти. Долгое время они были закопаны у него на даче в Дунино (Подмосковье), где сейчас находится его музей. Увидели свет они благодаря его второй супруге Валерии Дмитриевне.
— Судя по фотографиям, усадьба в Дунино очень красивая...
— Дед говорил, что этот дом над Москва-рекой — настоящее чудо, потому как сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за его «сказки и сны». Приобрел Михаил Пришвин дом после войны. Отец мой часто бывал там.
— Правда, что машину вашему деду подарил лично Молотов?
— Дед написал письмо в правительство с просьбой разрешить ему приобрести автомашину для путешествий и сбора материала о лесах. И через неделю получил добро. В Горьком на автозаводе, который был построен по договору с концерном «Форд», приобрел ГАЗ. Назвал машину Машей в честь коровы Машки.
Освоение автомобиля шло с трудом, но с большой энергией. Как-то в одном путешествии прокололись две камеры — ездить-то приходилось по бездорожью. И после возвращения Михаил Михайлович отправился на завод с просьбой усовершенствовать автомобиль. Там, кстати, встретился с самим Фордом.
Машину деду изменили до неузнаваемости. Брезентовую крышу заменили цельнометаллической, добавили четыре запасных колеса. Дед не мог нарадоваться. Сбылась его детская мечта — устроить дом на колесах и отправиться в невиданную страну непуганых птиц и зверей.
Иногда дед с папой отправлялись в путь и пешком, ночевали в деревнях. Отец любил вспоминать, как однажды остановились в одной избушке, и ее хозяйка вызвалась их накормить. Достала из печи кашу... в ночном горшке. Несмотря на то что гости были голодны, от угощения они отказались.
— Михаил Пришвин был страстным охотником. И при этом очень любил природу... Парадокс?
— Честно сказать, часто охотничьи трофеи служили для семьи пропитанием — ведь жили они небогато. Литературные гонорары были не всегда, да и суммы не такие большие... Хорошо жить материально дед стал лишь в последние годы. Кроме того, охота — это способ общения с животными, познание их характера, особенностей поведения. Ходил дед на зайца, глухаря, тетерева...
Как-то Михаил Пришвин пригласил в гости семью одного литературного критика. И так как угощать особо было нечем, отправился с сыновьями и гончей собакой охотиться на зайцев. Подстрелили с десяток — еле дотащили домой. А критик с женой... не приехали. Михаил Михайлович попрекнул их, сказав, что к их приезду было заготовлено десять зайцев, чем ввел обоих в смятение. Жена критика плакала, сам он возмущался, что Пришвин уничтожил столько маленьких, миленьких, беззащитных зайчиков. И даже опубликовал в одной из газет открытое обличительное письмо, адресованное Михаилу Пришвину. «Как вы, культурный человек, любитель природы, животных и птиц, можете убивать этих беззащитных существ?» — обращался к Пришвину. Писатель ответил, что охотник — не палач, а страстный любитель природы, в душе поэт, художник и спортсмен. «И если бы не мы, охотники, то вы, так называемые любители природы, съели бы всю дичь в ресторанах», — резюмировал.
— На охоте случались непредвиденные ситуации?
— Как-то Михаил Пришвин, охотясь в окрестностях Сергиева Посада, случайно встретился с наркомом Ворошиловым. На выстрел Михаила Михайловича подошли два охотника. Один — тощий, высокий, в егерской одежде, второй — среднего роста, крепко сложенный, в военной форме. Разговорились. Военный представился наркомом Ворошиловым.
— Известно, что Михаил Пришвин работал и учителем географии, и корреспондентом...
— И агрономом! Образование он получил на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Даже научный труд написал о картофеле. Михаил Пришвин был человеком очень разносторонним и наблюдательным. Например, его поразило в Германии, в частности, что все извозчики читают газеты. Второе — немецкая точность. «Если немец назначил встречу в семь часов, то звонок в дверь раздастся не без пяти минут семь и не в пять минут восьмого, а ровно в семь! — рассказывал отцу дед. — Если же звонка нет, объяснение одно: он умер».
— Наверное, не случайно ваш дед предпочитал немецкие фотоаппараты и пишущие машинки.
— Он действительно любил работать с хорошей техникой. Это была не прихоть, а необходимость. Снимками Михаил Пришвин часто иллюстрировал свои книги. А приобретению немецких фотоаппаратов предшествовала такая история. До революции дед печатался в одном из крупных издательств Германии. Как-то его попросили прислать что-то из нового. Он выслал несколько рассказов, ранее опубликованных в отечественных журналах. В том числе «Гон», который в немецкой интерпретации получил название «12 мужиков на одного зайца».
Довольно скоро пришло извещение из банка, что на счет писателя перечислена определенная сумма. Но между СССР и Германией не была подписана конвенция об авторских правах, поэтому получить деньги оказалось невозможным. Тогда Михаил Пришвин попросил сотрудников издательства в счет гонорара прислать два фотоаппарата. Получить их из таможни помог нарком Луначарский. Дед с отцом пошли забирать посылку, рассчитывая получить портативные камеры. Но в таможенном зале стоял... огромный ящик, который с трудом могли сдвинуть с места два человека. Фирма предусмотрела все для двух-трех лет бесперебойной работы фотографа! В ящике были пленки, реактивы для их проявки и многое другое.
— Какова история знакомства вашей бабушки с дедом? Многих удивляло, что он сошелся с простой крестьянкой.
— Ефросинья Павловна была очень интересной женщиной, мастерица на все руки: замечательно ткала холсты, кружева... Обладая отличной памятью, знала наизусть много песен, пословиц, поговорок, сказок. В 17 лет была выдана замуж за нелюбимого человека, от которого сбежала сначала к родителям, потом в Петербург, где научилась читать, писать и стала искусной портнихой. Там и познакомилась с дедом. Бабушка хорошо готовила. Особенно удавалась ей дичь, которую очень любили в семье Пришвиных. Женившись на склоне лет на Валерии Дмитриевне, которая была его секретарем, Михаил Михайлович продолжал поддерживать бабушку материально и отзывался о ней очень уважительно.
— От чего умер Михаил Пришвин?
— У него был рак желудка. Отец вспоминал последнюю встречу с Михаилом Михайловичем в его московской квартире. Дед сидел в уголке дивана, закутанный шерстяным пледом — как звереныш, загнанный в угол клетки. Превозмогая боль, все же умудрялся шутить. Вечером к Михаилу Михайловичу пришли Капицы. А утром Михаила Пришвина не стало...
5302Читайте нас в Facebook