Во Львове армейского офицера обвинили в коррупции за то, что служил в одной воинской части вместе с женой
Как известно, борьба с коррупцией — одна из приоритетных задач, поставленных перед правоохранителями. Однако зачастую пойманные на горячем коррупционеры-чиновники отделываются условными сроками наказания, а то и вовсе остаются на своих должностях. В то же время законопослушного человека иногда подгоняют под эту статью. Правоохранители ставят галочку в отчетности, получают звездочку на погоны, а у человека рушится судьба. Лес рубят — щепки летят... Так и произошло с
«Начальник отряда ушел в отпуск и временно назначил меня исполняющим обязанности командира части. Я не мог не выполнить приказ»
— Вооруженным силам я отдал 28 лет, — рассказывает «ФАКТАМ» Сергей Кармазин. — Являюсь участником боевых действий — в 2004 году был в Ираке. Служил, как говорится, верой и правдой. За все годы не имел ни одного замечания или взыскания, одни только награды и благодарности от Министерства обороны. Так же честно 16 лет служила в армии и моя жена — старший сержант-контрактник Людмила (у нас с ней шестилетний ребенок). В нашей воинской части она занимает должность оператора-дезинфектора эпидемиологического отделения. На то, что мы с супругой служили вместе, все эти годы никто внимания не обращал. К тому же я не был непосредственным начальником Людмилы — у нее другие командиры, которым она напрямую подчиняется. Они отдают ей приказы, требуют отчета, оценивают работу.
Наши неприятности начались летом прошлого года. Начальник отряда ушел в отпуск и своим приказом назначил меня на месяц временно исполняющим обязанности командира части. Это был приказ, и не выполнить его я не мог. Когда же командир вернулся из отпуска, он вызвал меня к себе: «Сергей Анатольевич, против вас в СБУ возбуждено административное дело». Я в полном недоумении: «За что?» Оказалось, меня обвинили в коррупции, потому что мы с женой... вместе служили.
«Преступлениями» военного медика занялось спецподразделение по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Управления СБУ во Львовской области. Там и был составлен «Протокол о совершении административного коррупционного правонарушения».
— Подполковник Сергей Кармазин, находясь на должности временно исполняющего обязанности начальника отряда, вопреки интересам службы и государства не принял мер для недопущения любой возможности возникновения конфликта интересов (так на юридическом языке именуется служба с женой в одной воинской части. — Авт.) и не сообщил непосредственному начальнику о наличии конфликта интересов, что предусмотрено Законом «О мерах предупреждения и противодействия коррупции», — информирует оперуполномоченный спецподразделения по борьбе с коррупцией Управления СБУ во Львовской области (законодательство не позволяет предавать гласности фамилии сотрудников спецслужбы. — Авт.). — Исполняя служебные обязанности, действуя в соответствии с предоставленными ему правами о принятии решений и издании обязательных приказов, он утверждал и выдавал приказы о премированиях, выплатах надбавок и поощрениях военнослужащим, в том числе своей жене. Так, согласно его приказу из 49 военнослужащих этой части премированы 19 человек (в том числе его жена — на сумму 662 гривни 50 копеек). Кроме того, была выплачена надбавка 19 военнослужащим за выполнение особо важных заданий, среди которых 337 гривен получила и Людмила Кармазина. Нахождение в браке повлияло на объективность принятия этих решений. В соответствии с письмом руководства санитарно-эпидемиологического управления Министерства обороны Украины, которое было непосредственным начальством Кармазина на время выполнения им временных обязанностей начальника отряда, сообщений от него о наличии конфликта интересов не поступало.
— Действительно, были установлены надбавки за выполнение особо важных заданий и премированы 19 из 25 военнослужащих отряда (а не 49!), в том числе и моя супруга, — поясняет «ФАКТАМ» Сергей Кармазин. — Но все делалось законно, и это входило в круг моих служебных обязанностей. Люди поощрялись за свою добросовестную службу, при этом Людмила Кармазина не получила сумму больше других.
«Либо министр обороны, разобравшись в деле, восстановит офицера в Вооруженных силах, либо Сергей Кармазин обратится в Европейский суд»
— Согласно Уставу внутренней службы, не я решал вопрос о премировании жены, — продолжает Сергей Кармазин. — Это уполномочен решать ее непосредственный начальник, которым я не являлся. По инструкции о выплате денежного обеспечения военнослужащим начисление премий и их размер оформляется на основании приказов непосредственных начальников, которые подаются в конце месяца. То есть до того, как меня назначали исполняющим обязанности командира! Командир нашей части знал, что у него проходит службу семья военнослужащих, но, назначая меня исполняющим его обязанности, не сообщил об этом высшему руководству. Тогда в чем же моя вина? Я решил объяснить все это следователю СБУ, однако меня к нему не пустили. Позвонил по телефону, но он мне ответил: «Разговаривать с вами нет оснований!» — и положил трубку. Я отправился в военную прокуратуру округа. Там меня успокоили: «Не паникуйте! В ваших действиях реального состава преступления нет». Но спецслужба, видно, узнав о таком мнении, направила мое дело в гражданскую прокуратуру.
Дело рассматривалось в Лычаковском районном суде Львова. Там я пытался подать документы, подтверждающие мою невиновность, привести свои доводы, но судья отказался приобщить их к делу. Его не интересовали моя защита и объективное рассмотрение дела. Процесс длился 20 минут, практически сразу было принято постановление: «Признать виновным в совершении административного правонарушения, взыскать штраф в размере 850 гривен».
Апелляционный суд Львовской области оставил решение без изменений, Кармазину на заседании не дали возможности даже слово сказать. Безрезультатным было и заявление в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Суд пришел к заключению: «Постановление апелляционного суда вступает в законную силу сразу после его вынесения, является окончательным и обжалованию не подлежит».
— Но и это еще не все, — сетует собеседник. — За то, что я вместе с женой проходил службу в одной воинской части, меня не только обвинили в коррупции, но и... уволили из армии. Без пенсии и квартиры. Сейчас решается вопрос об увольнении из армии и Людмилы. Она переживает и слегла в госпиталь с сильнейшим гипертоническим кризом. Наша семья осталась практически без средств к существованию. Устроиться на работу в какое-либо другое гражданское медицинское учреждение не позволяет статья «коррупция». А куда еще может пойти человек, который всю жизнь занимался медициной? За столько лет выслуги я даже квартиры не получил, наша семья жила в гостинице. Теперь и оттуда вышвырнут — платить-то нечем!
— Этот случай является классическим примером несправедливости закона, — комментирует «ФАКТАМ» ситуацию львовский адвокат Олег Мыцык. — Наказание за действие, которое не несет никакой общественной опасности. Иллюстрация к пословице «Был бы человек, а статья найдется». Следователь в этом надуманном деле, не став разбираться до конца, обнаружил признаки коррупции. Даже не подумав, какими тяжелыми последствиями обернется это для человека. К сожалению, офицер не позаботился своевременно о защите от таких обвинений, так как просто не знал законодательство. Тем более что столько лет его командование не обращало никакого внимания на то, что он служит в одной части со своей женой. Парадокс, но произошедшее сейчас уже невозможно исправить. Решение апелляционного суда не предусматривает обжалования в кассационном порядке. Тут, как мне кажется, существуют только две возможности исправить несправедливость: либо министр обороны, разобравшись в деле, восстановит Сергея Кармазина в Вооруженных силах, либо уволенный офицер обратится в Европейский суд по правам человека.
P. S. В течение недели «ФАКТЫ» пытались связаться с командиром
Фото из семейного альбома
8971Читайте нас в Facebook