ПОИСК
Происшествия

«Из-за сильного тумана почти ничего не было видно. Мы уходили на второй круг. Последний момент я не помню»

19:00 14 февраля 2013
капитан экипажа АН-24
Капитан экипажа Ан-24 — о причинах авиакатастрофы в Донецке

В среду, 13 февраля, в 18.09 самолет Ан-24 компании «Южные авиалинии», производивший чартерный рейс Одесса-Донецк, потерпел крушение возле взлетно-посадочной полосы международного Донецкого аэропорта имени Прокофьева. Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Донецкой области, Ан-24 выполнил некорректную посадку: во время приземления вылетел за границы взлетно-посадочной полосы. От удара корпус воздушного судна раскололся, возникло возгорание. В 18.45 огонь (по словам очевидцев, загорелся правый двигатель) был локализован. На борту находились 52 человека, из них восемь членов экипажа (вместимость самолета — 48 человек). В результате катастрофы погибли пять пассажиров. На место ЧП срочно прибыли сотрудники милиции, МЧС, руководители прокуратуры области и органов власти. Сейчас на месте происшествия работает следственно-оперативная группа. Сведения о факте авиакатастрофы внесены в Единый реестр досудебных расследований с квалификацией «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее гибель людей», которая предусматривает наказание сроком от пяти до десяти лет лишения свободы. Расследование находится на контроле прокуратуры Донецкой и Одесской областей.

«Когда я вернулся за вещами в перевернувшийся самолет, увидел людей, которых зажало креслами»

— Большая часть пассажиров спасена, погибли пять человек, — заявил губернатор Донетчины Андрей Шишацкий, побывавший на месте происшествия.

По данным заместителя начальника главного управления здравоохранения Донецкой области Тамары Цыганок, всех пострадавших доставили машинами скорой помощи в областную травматологическую больницу. Состояние госпитализированных — средней тяжести и удовлетворительное. С пассажирами, которые не нуждаются в медицинской помощи, работает группа психологов.

*Следствие рассматривает несколько причин катастрофы: ошибка в действиях экипажа или наземных служб, техническое состояние приборов. Фото Франс Пресс

РЕКЛАМА

Этим чартерным рейсом в Донецк летели футбольные болельщики, направлявшиеся на матч 1/8 Лиги чемпионов между донецким «Шахтером» и дортмундской «Боруссией» (Германия), который начался на стадионе «Донбасс Арена» в 21.45. Матч предварила минута молчания — в память о жертвах аварийной посадки. Соответствующее решение было принято УЕФА.

По словам спасшихся, весь полет происходил в нормальном режиме, но что-то не заладилось при посадке. Стоит отметить, что в Донецке в тот вечер был сильный туман.

РЕКЛАМА

— Уже на подлете к Донецку я почувствовал, что скорость самолета стремительно увеличивается, затем лайнер начало кренить влево, а после этого, по всей видимости, произошло столкновение с землей, — говорит спасшийся болельщик Олег Ошека (на фото). — При ударе о землю самолет перевернулся, и его буквально смяло, как консервную банку. От удара в корпусе образовалась трещина — мы сидели по левой стороне борта и увидели ее вверху. Благодаря трещине мы и выбрались из самолета еще до того, как началось возгорание.

Впрочем, по словам собеседника, мгновенно прибывшие на место происшествия спасатели потушили огонь.

РЕКЛАМА

— Я очень благодарен тем, кто сидел позади меня: они помогли освободиться от ремня безопасности, который заклинило, — продолжает Олег Ошека. — После того как возгорание локализовали, я вернулся за вещами в самолет. Увидел людей, которых зажало креслами. Пассажиры, пристегнутые ремнями безопасности, были в синяках, на некоторых я видел кровь…

«У мальчика лет десяти не было ни царапины. Сверху на ребенке лежал его отец»

— Все произошло очень быстро, — взволнованно рассказывает пассажир Дмитрий Вербицкий. — Неожиданно самолет перевернулся и проехался по земле метров десять. Очень хорошо, что образовалась трещина в корпусе, а то мы бы оттуда не выбрались!

По словам Дмитрия, ничего подозрительного до самой посадки никто не замечал. Месяц назад болельщики уже летали именно этой машиной, и все прошло нормально. Причиной произошедшего парень считает ошибку экипажа.

— В момент ЧП я находился в кабине, но в процессе управления самолетом не участвовал, лишь наблюдал за работой пилотов, — рассказывает летчик-стажер Клим (фамилию собеседник назвать не пожелал. — Авт.), которого доставили в травматологическую больницу. — При приземлении было принято решение заходить на второй круг. Затем машину перевернуло, началось возгорание правого двигателя, левый задымился… Когда мы выбирались из кабины, то начали вытаскивать людей, которые были зажаты в своих креслах. У двоих я не смог нащупать пульс. В салоне увидел мальчика лет десяти, это был единственный ребенок в самолете. На нем не было ни царапины. А сверху на мальчике лежал один из пассажиров, как я понял, то был его отец. Я вытащил паренька и передал его дяде, который летел этим же рейсом.

На стажере брюки сильно разорваны, будто изрезаны, однако парень утверждает, что ран на ногах у него нет, лишь несколько царапин на голове.

— Мы летели на матч, — рассказывает 52-летний одессит Игорь, отказавшийся назвать свою фамилию. — При приземлении почувствовал сильный удар. Никакой паники не было — она просто не успела начаться. Мне очень повезло: я находился в хвосте самолета, где и образовался разлом. Меня сразу вытащили, я только немного оттолкнулся ногами. В больнице сделали рентгеновские снимки и сказали, что травмированную руку нужно будет оперировать.

По словам Игоря, на борту было много депутатов и бизнесменов, а также представителей одесской власти. Они также пострадали.

Главврач Донецкой областной травматологической больницы Владимир Климовицкий сообщил, что на данный момент в их больнице находятся восемь пассажиров самолета, из них четыре члена экипажа. У пациентов в основном легкие травмы: разрывы связок, вывихи, ушибы. У одного мужчины повреждение позвоночника. Двум пациентам необходимы операции, но не срочные. Еще двое находятся в реанимации с травмой легких. Вместе с тем все пострадавшие пережили психологический шок. Вчера пассажиры, которым не потребовалась госпитализация, покинули Донецк.

Командир экипажа самолета 34-летний Сергей Мелашенко тоже получил травмы и находится в больнице, чувствует себя удовлетворительно.

*Фото Елены Смирновой, «ФАКТЫ»

— Из-за сильного тумана почти ничего не было видно, — говорит он. — Мы уходили на второй круг. Последний момент я не помню.

Разбившийся Ан-24 был выпущен в 1973 году (с 1979 года такие самолеты в Украине не производят).

— У самолета технических проблем не было, он проходил все регламентные работы в срок, у членов экипажа имелись необходимые допуски, разрешения и летные книжки, — сказал глава правительственной комиссии по расследованию причин крушения вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул на брифинге в Донецке.

По его словам, на борту было 52 человека. В то же время различные ведомства приводили иные сведения о численности пассажиров. Как сообщили в прокуратуре Одесской области, пять человек не были зарегистрированы. По этому факту сейчас проводится проверка.

Генеральный директор компании «Южные авиалинии» Юрий Молод уверяет, что потерпевший крушение самолет Ан-24 был исправен, а наиболее вероятная причина аварии — густой туман и решение пилота, несмотря на непогоду, совершить посадку.

— Вылет проходил из аэропорта «Одесса» в штатном режиме, никаких замечаний не было, — говорит Юрий Молод.

По его словам, самолет имел достаточный запас топлива для того, чтобы в случае неблагоприятных условий уйти на другой аэродром — в Запорожье, Харьков — или даже вернуться обратно в Одессу. Однако пилот решил осуществить посадку именно в Донецке, чтобы не расстраивать пассажиров. При этом командира экипажа Ан-24 гендиректор «Южных авиалиний» характеризует исключительно положительно.

Юрий Молод сообщил, что футбольных болельщиков они обслуживали не впервые. Подобные рейсы иногда организовывались на матчи Еврокубков «Шахтера» за рубежом, а также на поединки Евро-2012. Костяк клиентов составляли одни и те же люди, поэтому версия о том, что на борт мог попасть террорист, исключена.

Как стало известно «ФАКТАМ», стоимость перелета в Донецк и обратно составляла 420 долларов с человека.

Тем временем вице-премьер-министр Александр Вилкул заявил, что Госавиаслужба остановила полеты всех самолетов «Южных авиалиний».

— Компания проводила только чартерные авиарейсы, — сказал он. — Причина аварии будет названа только после того, как расшифруют черные ящики.

Как стало известно «ФАКТАМ», в катастрофе пострадали начальник управления капитального строительства депутат горсовета Одессы Анатолий Рагулин, начальник областного автодора Вадим Гордиевский. На борту самолета находились также начальник одесского МРЭО Владислав Богомолов, транспортный прокурор Ростислав Крикливый и старший прокурор областной прокуратуры Михаил Черный. Депутат облсовета Андрей Андрусенко госпитализирован с травмой позвоночника. Погибли пятеро человек, в том числе помощник председателя Одесского облсовета Валерий Бобков и директор крупной реставрационной фирмы Александр Грушевич (21 марта он планировал отпраздновать 60-летний юбилей). Установлены имена еще троих, чьи жизни забрала трагедия: Виктор Горбатенко, Дмитрий Песня, Сергей Бутенко.

— Будет принято решение правительства о выплате помощи семьям погибших и оказана вся необходимая помощь пострадавшим, — сообщил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул.

P. S. По поручению председателя Одесской облгосадминистрации Эдуарда Матвийчука в Одесской облгосадминистрации создан штаб помощи пострадавшим в авиакатастрофе самолета Ан-24 в Донецке. Штаб возглавил заместитель председателя Одесской облгосадминистрации Валерий Матковский. Получить информацию можно по телефонам: (048) 718−93−36, (048) 705−13−99.

Телефон горячей линии в Донецком аэропорту 062−312−05−04.

4479

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров