ПОИСК
Клуб потребителей

Коллекторы, преследующие 75-летнюю киевлянку, обвинили пожилую женщину в... мошенничестве

6:00 20 февраля 2013
коллекторы выбивание долга
Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»
Все чаще пенсионеры оказываются обманутыми после того, как отвечают на письма с заманчивыми предложениями выиграть дорогую иномарку, бытовую технику или крупную сумму денег

Пожилую киевлянку уже четвертый месяц терроризируют телефонными звонками коллекторы от имени книжного клуба «Ридерз дайджест» и требуют, чтобы она заплатила за книгу, которую даже не заказывала. Женщину уже довели до гипертонического криза.

В редакции накопилась целая стопка жалоб от пожилых людей, которых забрасывают письмами с обещаниями золотых гор. Достаточно один раз ответить на такое послание, и человек не застрахован от того, что спустя лет пять ему позвонят псевдоколлекторы и нагло заявят: он должник. Как быть в такой ситуации, «ФАКТЫ» узнали у экспертов.

«В ноябре начались навязчивые звонки на мой домашний телефон. Требовали, чтобы погасила долг»

— 20 августа 2012 года мне пришло письмо от клуба «Ридерз дайджест», — рассказала пенсионерка Светлана Максимовна Годун. — В письме шла речь о том, что в издательстве поменялось руководство и после каких-то внутренних проверок выяснилось, что я... должна им деньги. Я так расстроилась. Сразу же позвонив по указанному номеру, выяснила: в ноябре 2006-го якобы заказывала книжку и не оплатила ее. Даже не вспомню название. Какая-то «Удивительная история». Долг был 47 гривен 90 копеек. Как объяснили по телефону, если не заплачу, пришлют какого-то исполнителя и тогда уже придется платить 274 гривни. Угрожали, что подадут в суд. Это было так неожиданно.

Мне, 75-летней пенсионерке, вдруг заявляют, что я воровка. После этого известия у меня разболелось сердце, поднялось давление. Вы бы видели, какие до этого приходили письма от издательства: обещали, что выиграю машину, если буду заказывать их литературу. И там же были интересные предложения туристических поездок, бытовой техники... И вот, оказывается, я «приховую їхнє майно»! В ноябре прошлого года начались навязчивые звонки на мой домашний телефон. От меня в нагловатой форме требовали, чтобы погасила долг.

РЕКЛАМА

«ФАКТЫ» позвонили коллекторам, которым издательство передало «дело» Светланы Максимовны. И вот какой произошел диалог с одним из коллекторов, которая взяла трубку и не пожелала представиться.

— Светлана Максимовна просила связаться с вами и выяснить, когда вы прекратите терроризировать ее своими звонками с требованием оплатить несуществующий долг?

РЕКЛАМА

— Вы будете за нее платить?

— Нет, платить не будет никто.

РЕКЛАМА

— Но она забрала книгу на почте и не оплатила!

— Женщина утверждает, что никакой книги она не заказывала. К тому же как бы Светлана Максимовна забрала книгу на почте, не заплатив за пересылку? Ей бы просто не выдали товар.

— А, так она жива? Ее муж утверждал, что умерла. Видимо там такая семья... Сразу видно, что скрываются (от уплаты долга. — Авт.). Женщина получила книгу ценной бандеролью 22 ноября 2006 года на своем почтовом отделении и не оплатила. Были три квитанции на частичную оплату и одна квитанция — на общую. Она ни разу не платила.

— Еще раз повторяю, пенсионерка не смогла бы забрать книгу на почте, не оплатив ее.

— Такие правила действуют, если посылка пришла наложенным платежом. А в данном случае — ценная бандероль. Это как с посылкой: вы за нее не платите, а получаете, предъявив паспорт. Пусть рассказывает что хочет. У нас есть документы, подтверждающие, что она действительно забрала книгу.

— То есть вы будете продолжать ей звонить, требовать деньги, угрожать судом?

— Никто ей не угрожает. Вы что, слышали разговор? Если она вам порассказывала, то мы не виноваты. Ее могут уведомлять по законодательству. По статьям закона, которые она нарушила!

— По какому законодательству? По каким статьям?

— Она забрала товар и не оплатила его, значит, нарушила обязательство перед издательством. За неуплату начисляют штрафные санкции. Женщина присвоила чужое имущество, это мошенничество с ее стороны.

— Разве можно говорить об обязательстве перед издательством, если никакого договора между ним и пенсионеркой не заключалось? Таким договором мог бы быть чек об оплате либо квитанция из банка. О каком договоре идет речь?

— Когда она первый раз заказывала товар в «Ридерз дайджесте» с ней заключили публический договор (так коллектор называла публичный договор. — Авт.). У женщины даже его номер есть, по которому она всегда платила за другие книги. Издательство книгу назад не получило. Значит, ее забрала Светлана Максимовна по своему паспорту или кому-то поручила забрать.

— За такие действия несет ответственность сотрудник почты. Вот и привлекайте сотрудника почты, зачем вы пенсионерку дергаете?

— Почта отдала книгу по паспорту этой пенсионерки.

— Выходит, пожилой человек вступил в сговор с сотрудниками почты, чтобы завладеть особо ценной книгой?

— Просто вы с этим не работаете и не видите, какие у нас люди.

— Вы утверждаете, что Светлана Максимовна заключила публичный договор. А каким числом датирован документ и сколько книг она приобрела за это время?

— У Светланы Максимовны и спрашивайте. Или пишите нам на электронную почту запрос, и мы вам предоставим информацию.

«Это же какую наглость надо иметь, чтобы такие деньги с людей требовать!»

Мы связались с пенсионеркой, но на этот раз к телефону подошел ее муж и с подозрением спросил, кому понадобилась супруга.

— Анатолий Александрович, с какого года Светлана Максимовна является подписчиком в клубе «Ридерз дайджест» и сколько книг купила?

— Она вообще не была подписчиком! — возмутился пенсионер. — Один раз по почте заказала книжку. Ей принесли уведомление, что пришла бандероль. Я взял на почте квитанции, уплатил в сберкассе. Это был «Атлас мира» за 120 гривен. А когда вернулся с оплаченной квитанцией, сотрудница почты грустно улыбнулась и сказала: «Зачем вы их обогащаете? Поезжайте на книжный рынок, там такая же книга намного дешевле! Вы не одни обманутые». Что я мог сказать? Если бы меня предупредили до того, как оплатил. Я тогда не поленился, съездил на книжный рынок и убедился, что там атлас стоил на 30 гривен дешевле! И это шесть лет назад. Получается, в издательстве рассчитывали на то, что пенсионеры не ходят по магазинам, в ценах не ориентируются, поэтому им можно продавать втридорога. Это ж какую наглость надо иметь, чтобы такие деньги требовать!

Мало им накручивания цен, так еще и подключают каких-то людей, те названивают и требуют деньги за книгу, которую мы не заказывали. И даже если бы мы имели долг, где были их глаза с 2006 года? Шесть с половиной лет прошло. Нам звонили каждый день, пока я им не ответил резко. На неделю телефонный террор прекратился. Потом опять вспомнили о нас. Однажды я не сдержался и сказал, что для них Светлана Максимовна умерла. А сколько раз просил: «Дайте ваш адрес, я приеду и все растолкую, а заодно и посмотрю вам в глаза!» Но они не дают. Зато «долг» уже увеличился до 267 гривен. И угрожают направить к нам судебных исполнителей, удержать задолженность из пенсии.

Жена им сказала, чтобы прислали повестку в суд. Пусть в суд вызовут работников почты, и будем выяснять, как все было. Но нет, они этого не хотят, а просто давят на психику. Так же можно довести человека до инфаркта. Мы старые люди, каждый такой звонок выводит из себя. У супруги сердце начало болеть, она ходит на уколы, принимает кучу лекарств. И это зафиксировано в ее карточке в поликлинике. После очередного звонка у жены был приступ, поднялось давление выше 200, она потеряла сознание. Пришлось вызывать «скорую». У меня и подтверждение есть. Если они не оставят нас в покое, я намерен подать на них в суд.

«ФАКТЫ» неоднократно писали о подобных ситуациях, когда человек выписывал по почте товары, либо пользовался услугами теле- или интернет-провайдера, а отказавшись, спустя много лет «вдруг» оказывался должником. В подобных случаях так называемые коллекторы рассчитывают на то, что редко кто хранит квитанции об оплате дольше трех лет. Ведь дубликаты квитанций на почте не возьмешь, поскольку по истечении срока хранения их уничтожают. Между тем псевдоколлекторы каким-то образом получают базу данных (номера телефонов, иногда вместе с адресами) бывших клиентов подобных фирм и начинают требовать оплатить товар или услугу, которой человек и не пользовался. Некоторые безропотно погашают «долг», поскольку, не имея квитанции, не уверены, а вдруг и правда пропустили оплату. Многие предпочитают заплатить, лишь бы не ввязываться в скандал. Ведь суммы «долга» обычно небольшие. Кому захочется идти в суд из-за каких-то 50 гривен? А в случае с пенсионерами стараются задеть за больное: обвиняют в воровстве, непорядочности и желании нажиться за чужой счет.

«Я понимал, что это лохотрон, особенно насчет иномарки, но ведь меня поздравили с днем рождения и обещали подарок!»

Есть еще один способ выманивать у доверчивых пенсионеров деньги. В последнее время пожилые люди стали получать целыми пачками письма с радостными сообщениями о том, что именно многоуважаемый Иван Иванович выиграл дорогую иномарку или 150 тысяч гривен. И для получения выигрыша ему надо всего лишь выписать два-три недорогих товара из вложенного в письмо каталога. Как правило, к посланию прилагаются красочные проспекты, обещания, снимки дешевых товаров. И чем дольше пенсионер читает, вклеивает какие-то наклейки, стирает защитную фольгу с квадратиков, чтобы выяснить, сколько же сотен тысяч гривен он выиграл, тем больше запутывается.

Так, 71-летний пенсионер Михаил Григорьевич Будяк из Барышевки рассказал, как получил в подарок на день рождения (24 января) письмо от компании «Пошта.ua». Его поздравляли с днем рождения и предлагали заказать два товара из каталога, после чего перед пенсионером открывались безграничные горизонты: вероятность выигрыша 60 тысяч гривен (мол, призовой фонд у фирмы в 2013 году составляет 730 тысяч гривен, так что могут себе позволить!), внедорожника, путешествия в жаркие страны, ноутбука, холодильника... Всего и не перечислишь. Главное, чтобы пенсионер разборчиво указал в заявке свой почтовый адрес.

— Я понимал: это лохотрон, особенно насчет иномарки, но, во-первых, подкупило то, что меня поздравили с днем рождения и обещали подарок! — рассказал Михаил Григорьевич. — Во-вторых, когда перебирал эти проспекты, появилась надежда на что-то светлое и прекрасное в жизни. В-третьих, подумал: «Ну почему бы не заказать парочку товаров?» И заказал — калькулятор и настольный светильник. Прислали мне в подарок пачку травяного чая и крем от морщин. Правда, я побоялся пользоваться кремом, потому что в его составе столько химии! А по поводу заказа... Такой же калькулятор на любом рынке стоит в два раза дешевле, светильник же оказался бракованным. Понимаю, что юридически у подобных фирмочек все правильно. Их так просто не возьмешь! Но и молчать нельзя. Если в стране больше 10 миллионов пенсионеров и каждый второй что-то закажет, представляете, какие суммы набегут? Обманывают нас, стариков, а государство ничего не делает, чтобы «закрыть» этих негодяев.

Кстати, в «Пошта.ua» «ФАКТАМ» пообещали, что больше не будут высылать Михаилу Григорьевичу свои предложения. Но не будут они, найдутся другие. Ведь сейчас в интернете можно купить любые базы данных и рассылать по адресам свои «умопомрачительные» предложения. А спустя три года начинать выставлять людям счета за несуществующие долги. Что же делать, если досаждают навязчивые коллекторы?

— Принуждать человека вернуть долг имеет право только исполнительная служба на основании решения суда, — объясняет киевский адвокат Марина Лебедева. — У коллекторов этого решения нет и вряд ли будет, потому что им невыгодно обращаться в суд. Если коллекторы требуют долг более чем трехлетней давности, в суде они ничего не добьются. Однако даже когда ответчик не может доказать, что у него нет никакой задолженности, поскольку отсутствуют соответствующие документы, ему обязательно нужно подать заявление о применении срока исковой давности, ведь суд не может использовать это правило автоматически.

Собирайте все доказательства общения с коллекторами. Можно написать жалобу в милицию и прокурору с просьбой защитить от незаконного принуждения к исполнению гражданско-правовых обязательств, от морального давления и угроз, нанесения урона репутации (в случае, если коллекторы звонят на работу или знакомым). Необходимо описать, каким образом осуществляется давление, и приложить имеющиеся доказательства, например, письма с угрозами обратиться в суд. Причем жалобы желательно отправлять с уведомлением.

И помните, что даже если к вам в дом действительно придет судебный исполнитель, он обязан вручить постановление суда и ждать десять суток, пока вы не подадите апелляцию, если о решении суда вам не было известно. В случае силового нападения сразу же вызывайте наряд милиции.

Советы потребителям

  • Худшее, что могут делать коллекторы, — это отправлять угрожающие письма, присылать на мобильный телефон смс-сообщения, часто звонить должнику, родственникам. Следует их просто игнорировать.
  • Не соглашайтесь на частичное погашение долга. Выманив у вас 10-30 процентов от требуемого, коллекторы выждут полгода и снова позвонят, но потребуют уже большую сумму.
  • Сохраняйте доказательства общения с коллекторами: письма, записи телефонных разговоров, распечатки текстов смс-сообщений.
  • Пишите жалобы в милицию и прокурору с просьбой защитить от незаконного принуждения к исполнению гражданско-правовых обязательств, от морального давления, угроз и нанесения урона репутации.

3606

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров