«Благодаря операции по поводу косоглазия и призменным очкам зрение у внучки повысилось на 70(!) процентов»
Девочке трудно скрыть свою радость: ей наконец разрешили снять призменные очки, которые она носила почти два года.
— Сначала в школе надо мной посмеивались, но учительница объяснила ребятам, что дразниться не надо, и они перестали, — говорит восьмилетняя Наташа. — Зато теперь я все вижу без очков, глаза больше не косят. Правда, пока надо ходить на занятия в кабинет охраны зрения — тренироваться на специальных аппаратах. Но я все согласна делать, чтобы стать здоровой.
— Внучка с рождения сильно косила, один глазик забегал к носу и со временем, как говорят врачи, почти полностью отключился, а острота зрения осталась лишь два процента, — рассказывает бабушка девочки Наталья Леонидовна. — Родители дочкой не занимались, и когда ребенку было пять лет, их лишили родительских прав. Я оформила опекунство. Понимала, что время упущено и надо срочно исправлять ситуацию. Из Славянска, где мы живем, нас направили в областную больницу в Донецк. Там предложили сначала улучшить зрение, а уж затем устранять косоглазие, объяснив, что понадобится несколько операций. Тогда мы с Наташей поехали в Киев, в Центр микрохирургии глаза. Здесь ей сразу рассчитали угол косоглазия, успешно прооперировали и выписали особые очки — с призмами. Теперь, спустя три года, могу признаться: на такой результат я даже не рассчитывала. Глазки у внучки смотрят ровно, а зрение вернулось: стало уже не два, а 70 процентов!
— Особенность новой технологии, разработанной авторским коллективом, в который входят специалисты нашего центра и Института проблем регистрации информации Национальной академии наук Украины, в том, что, проводя диагностику, мы очень точно, до одного градуса, можем рассчитать угол косоглазия, а также подобрать специальные призменные очки, — говорит главный врач Центра микрохирургии глаза, глава Ассоциации детских офтальмологов Украины профессор Сергей Рыков (на фото). — Теперь избавить от косоглазия без операции удается почти 30 процентов детей. Остальным необходимо хирургическое вмешательство, но не в два-три этапа, как было раньше. В ходе одной операции полностью устраняется дефект. Самое главное — чтобы новой методикой овладели офтальмологи всей Украины. С этой задачей мы успешно справимся, так как у нас есть профессиональное объединение — Ассоциация детских офтальмологов. Благодаря научно-практическим конференциям, семинарам, в которых участвуют члены ассоциации, думаю, в ближайшее время все дети, страдающие косоглазием (а их в Украине почти 400 тысяч), будут получать высококвалифицированную помощь.
«30 процентов детей, страдающих косоглазием, можно вылечить без хирургического вмешательства»
— Ты любишь читать? — спрашиваю Наташу.
— Очень, — говорит девочка. — Особенно сказки. И оценки у меня хорошие — 10, 11 баллов.
— Внучка еще в пять лет научилась читать, а в конце первого класса у нее был рекорд — 135 слов в минуту при норме 40, — с гордостью сообщает Наталья Леонидовна, которая всю душу вкладывает в Наташу и ее старшего брата. — Я сейчас на пенсии, занимаюсь детьми. Ведь чтобы получить такой замечательный результат, как у Наташи, надо было водить ее на аппаратное лечение, делать упражнения, закрывать глазик.
— Чтобы вылечить ребенка, нужно и врачу, и родным приложить большие усилия,- говорит врач-офтальмолог столичного Центра микрохирургии глаза кандидат медицинских наук Марина Шевколенко (на фото). — То, как все сложилось у Наташи Гришиной, меня очень порадовало. И подобный результат вижу у очень многих детей.
Врачи Центра микрохирургии глаза вспоминают: чтобы избавить ребенка от косоглазия, приходилось иногда проводить до шести операций. Все это из-за того, что ошибка в расчетах угла косоглазия могла достигать 20(!) градусов. Оборудование было недостаточно точным, но именно таким пользовались во всех поликлиниках и стационарах Украины и других стран бывшего Союза. Теперь, когда используются новые призмы, неточность сведена к минимуму — не превышает одного градуса.
— Как сейчас действуют врачи после определения степени косоглазия у ребенка? — спрашиваю у профессора Сергея Рыкова.
— Если косоглазие, например, 15 градусов, в нашем центре маленькому пациенту выписывают микропризменные очки, которые он должен носить в течение шести месяцев.
Затем врач смотрит, насколько это эффективно, и решает, что делать дальше. Мы получили очень хорошие результаты: до 30 процентов детей удается вылечить без оперативного вмешательства, только благодаря микропризменным очкам.
— То есть получается, каждый третий ребенок, страдающий косоглазием, может избежать операции?
— Да. Но если показано оперативное вмешательство, мы, используя призмы, точно рассчитываем угол косоглазия и технологию операции. То, что ее можно провести в один этап, — большое достижение. Существуют разные виды призм, однако таких качественных до сих пор не было. Ведь трудно переоценить то, что сокращается число операций по поводу косоглазия. Дело не только в экономии государственных средств. Дети переживают гораздо меньше потрясений, связанных с операциями, у родителей сохраняются нервные клетки. Раньше в Украине выполнялось 15 тысяч операций в год, теперь — 12 тысяч. Когда метод будет внедрен повсеместно, операций станет еще меньше.
*Наталья Леонидовна: «Операцию по устранению косоглазия внучке провели три года назад, а теперь, когда зрение восстановилось, разрешили снять очки»
Проблема косоглазия касается очень многих людей. По статистике, в мире число детей в возрасте до 14 лет, страдающих косоглазием, -почти 183 миллиона, в Европе — свыше семи миллионов, а в странах бывшего Союза — около пяти миллионов. Так что работа, которую провели специалисты-офтальмологи Киевского центра микрохирургии глаза под руководством профессора Сергея Рыкова и ученые Института проблем регистрации информации, которым руководит академик НАН Украины Вячеслав Петров, скорее всего, будет востребована коллегами в разных странах. Сейчас авторский коллектив подал заявку под названием «Научная разработка современных компенсаторных механизмов оптической коррекции заболеваний органов зрения, разработка новой технологии и организация серийного производства оптических элементов с микропризмовой структурой для их применения в офтальмологической практике» («Косоглазие») соискание премии по инновационным технологиям Кабинета министров Украины.
«Детям с шести месяцев прописывают мягкие очки»
У детей с врожденным косоглазием изображение может двоиться. В этом случае организм обычно «выключает» один глаз из работы — и невостребованный орган видит все хуже. Вот почему важно как можно раньше начать лечение ребенка, имеющего такой дефект.
— С какого возраста применяется диагностика с помощью призм?
— С самого раннего, — говорит Сергей Рыков. — Точнее, с трех месяцев, когда малыш начинает фиксировать взгляд.
— Значит, до трех месяцев у ребенка могут «бегать» глаза, но это не говорит о проблемах со зрением?
— Бывают неврологические причины косоглазия, если малыш, например, получил родовую травму. Тогда его лечат неврологи. А уже после трех месяцев мы определяем угол косоглазия. Есть много деток, которым назначаем очки в шесть месяцев. Эти очки мягкие, на завязочках. Они тоже бывают призменными, изготовленными по новой технологии.
*С помощью таких микропризменных очков многих детей удается избавить от косоглазия без операции
Таким образом мы заставляем организм развивать зрение. Месяц-два нужно очень активно поработать родителям, чтобы добиться результата. Когда малыш носит очки, ему надо закрывать то один глаз, то второй. Детям постарше мы даже разрешаем нагружать глаза — смотреть телевизор. Например, рекомендуем мультики, видеоролики, в которых есть движение, насыщенные цвета, чтобы у ребенка развивалось и фиксированное, и цветное зрение.
— Подходят ли призменные очки взрослым?
— Да. Но выписать их может только врач, который прошел специальное обучение. У нас есть
— Родителям иногда приходится слышать от врачей: «Ваш ребенок „запущенный“, где же вы были раньше?» Часто ли такое случается сейчас?
— К сожалению, такое бывает. Но не всегда виноваты родители. Опасно, если косоглазие лечили неправильно либо недолечили. Хорошо, если ребенку все же удается помочь. В офтальмологии мы стараемся внедрять так называемые скрининговые обследования — проверки зрения в детском саду, в школе. Кстати, провести точную диагностику врачам помогают специальные призменные линейки. Тех детей, у которых есть проблемы, направляем на углубленную диагностику с помощью наборов микропризм. Если врач определит, что ребенку нужны специальные очки, он выписывает рецепт и родители заказывают корригирующие призменные очки в лаборатории Института проблем регистрации информации.
— Выглядят такие очки непривычно...
— Потому что на увеличивающие стекла наклеиваются еще так называемые призмы. В этом большая технологическая сложность. Надо, чтобы очки не потеряли прозрачность. Раньше тоже изготавливались призменные очки, но их прозрачность была
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
13423Читайте нас в Facebook