Игорь Калетник: «Мы хотим, чтобы процедура оформления выплат при рождении ребенка занимала не более десяти дней»
Казалось бы, с детскими выплатами в стране все, слава Богу, наладилось. Помощь назначают вовремя, деньги есть, и их стабильно выплачивают. Ан нет, время от времени возникают проблемы, связанные с оформлением пособий. То новый порядок регистрации места жительства чуть не поставил под угрозу назначение практически всех видов социальной помощи. То объемный пакет документов оттягивает момент получения пособия на долгие месяцы...
Чтобы упростить процедуру назначения помощи при рождении ребенка, народные депутаты разработали законопроект «О внесении дополнений в Закон Украины „О государственной помощи семьям с детьми“ (относительно сокращения количества документов для получения государственной помощи при рождении ребенка)». Что предлагается изменить в существующем порядке и как это поможет упростить жизнь молодым родителям, мы поинтересовались у одного из авторов законопроекта, первого заместителя председателя Верховной Рады, народного депутата Украины Игоря Калетника.
— В чем суть проблемы? И, по вашему мнению, какие изменения нужно внести в действующий Закон «О государственной помощи семьям с детьми»?
— Мы хотим изменить саму философию выдачи помощи. Не родитель обязан ходить и собирать справки, чтобы выпросить у государства и так принадлежащую ему по закону помощь, а, наоборот, государство должно обеспечивать гражданину своевременное получение социальной выплаты. Потому что человек свой вклад уже сделал — родил ребенка. Все остальное — работа специально уполномоченных органов государственной власти.
— Как именно и что предлагается упростить?
— Нам необходимо обеспечить простую и прозрачную процедуру получения выплат при рождении ребенка. Законопроектом предлагается новый порядок: выплаты от государства будут начисляться по заявлению одного из родителей, написанному в произвольной форме, в органах социальной защиты населения. Также родители должны будут предъявить паспорт и свидетельство о рождении ребенка. Это все. В том же заявлении следует указать данные для регистрации места проживания новорожденного. И главное, для родителей данный перечень документов будет исчерпывающим.
— Напомните, как это происходит сейчас?
— Сейчас необходимо предоставить, помимо заявления, выписку из Единого государственного реестра актов гражданского состояния граждан, которая стоит 73 гривни, и справку о составе семьи. А ведь именно из-за наличия в перечне этой справки с начала года возникли проблемы с получением помощи на ребенка у семей, которые становятся родителями не впервые. С 1 января изменилась процедура регистрации места проживания граждан, чем теперь занимается Государственная миграционная служба. Тогда как до Нового года справку о составе семьи выдавали жэки. Родители стали заложниками правовой коллизии.
— Эта проблема на сегодня урегулирована?
— Частично — да. Но Министерство социальной политики вместо того, чтобы усовершенствовать перечень документов, необходимых для получения помощи при рождении ребенка, вернуло ранее действовавший порядок, согласно которому родители вновь и вновь должны обивать пороги чиновничьих кабинетов.
— Как предлагаете регистрировать место проживания ребенка вы?
— Гражданин в своем заявлении, заполняемом в органах социальной защиты населения, указывает, где и с кем будет проживать ребенок. А орган соцобеспечения самостоятельно передаст информацию в Государственную миграционную службу, которая на основе этих данных и проведет регистрацию. То есть не родитель должен ходить по жэкам и паспортным столам, собирая справки о составе семьи. Это вопрос государственных органов — подтвердить или опровергнуть факт регистрации. Кроме того, предлагается исключить из перечня документов, необходимых для получения выплат на ребенка, выписку из Единого государственного реестра актов гражданского состояния граждан. Что это за документ, даже мне как народному депутату тяжело объяснить своим избирателям. По сути, выписка ни смысловой, ни юридической нагрузки не несет. Но стоит 73 гривни и навязывается родителям в обязательном порядке. Вот, например, в 2012 году в Украине родилось около полумиллиона малышей. Если предположить, что родители каждого из них обратились за помощью, получается, что за дублирование информации они заплатили более 36 миллионов гривен.
— То есть ваш законопроект предполагает, что больше никаких документов родителям собирать не придется?
— Не придется. Все другие необходимые данные орган труда и социальной защиты населения получит от органов государственной власти — в порядке обмена информацией. Что еще важно: законопроект написан таким образом, что делает невозможным зарегулирование процесса получения помощи на ребенка подзаконными нормативными актами. Мы указываем, что перечень документов исчерпывающий. Паспорт, свидетельство о рождении и заявление. Больше ничего органы социальной защиты требовать от человека не вправе. Все подзаконные акты, которые, скорее всего, все равно будут выданы Кабмином, должны касаться порядка взаимодействия государственных органов между собой.
— Просто как в Европе!
— Ну, мы надеемся, что все это станет возможным и у нас. В случае принятия законопроекта оформление государственной помощи при рождении ребенка будет осуществляться без дополнительных усилий со стороны родителей, у которых, я скажу, и так немало хлопот после рождения малыша.
— А как быть с оформлением помощи иногородним. Допустим, если ребенок родился в Киеве, а у родителей киевской прописки нет?
— В законопроекте мы предусмотрели, что социальная помощь назначается органом соцзащиты не только по месту проживания одного из родителей, но и по месту рождения ребенка. Эта проблема особенно актуальна для больших городов, столицы. Вы представляете, сколько времени нужно потратить молодой маме? Я знаю не понаслышке, сам недавно стал отцом в четвертый раз. Необходимо поехать по месту прописки, дождаться приемного дня, подать документы для оформления выплат при рождении ребенка.
— И как действовать в этом случае?
— Один из родителей подает заявление на получение помощи по месту рождения ребенка. Если малыш появился на свет в Печерском районе Киева и этим РАГСом зарегистрирован, то семья имеет право подавать документы в орган соцзащиты Печерского района несмотря на то, что родители прописаны, допустим, в Тернополе. Как видите, после принятия законопроекта будет исключена бюрократическая составляющая оформления документов и повышено качество административных услуг. Вся процедура получения помощи на ребенка будет занимать не более десяти дней. Эти сроки указаны в законопроекте. Новый порядок сэкономит родителям время и позволит уделять больше внимания уходу за малышом, вместо того чтобы тратить силы на сбор справок и обивать пороги властных кабинетов.
2413Читайте нас в Facebook