Вдова Борислава Брондукова: «В загс мы с Броней поехали на трамвае, а свадьбу сыграли на одолженные 300 рублей»
Борислав Брондуков сыграл более чем в ста картинах. Почти каждая — кинохит советских времен. Его роли были не главными, но запоминающимися («Каменный крест», «Опасные гастроли», «Афоня», «Зеленый фургон», «Мимино», «Гараж», «Осенний марафон» и, конечно же, «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»). Брондуков стал известен, когда ему было уже почти 30 лет. В то время его жизнь чуть не пошла под откос: неудачная женитьба, пристрастие к алкоголю... Встреча с новой любовью Екатериной была словно уготована Бориславу Николаевичу судьбой. Они прожили вместе долгих 35 лет, вырастили двоих сыновей. Брондуков умер на руках у своей любимой Ласточки, перенеся три инсульта, лишившись возможности двигаться и говорить... Впрочем, Екатерина Петровна не любит вспоминать то тяжелое время. «Давайте лучше расскажу о тех годах, когда мой Бронечка был совершенно здоров...» — говорит она.
— Недавно с удовольствием вновь посмотрела картину «Гараж», где ваш супруг очень трогателен в роли несчастного жениха, опаздывающего на собственную свадьбу.
— Бронечка тоже любил этот фильм. Это было время, когда он активно снимался, мотаясь из Ленинграда в Москву. Говорил, что хорошо выспаться может только в поездках. К сожалению, я не могла быть постоянно рядом с ним — занималась детьми, домом. Но Бронечка все понимал. «Гараж» снимали в большом павильоне на киностудии «Мосфильм». Муж рассказывал, что работа в этой рязановской картине была необычной. Операторы снимали четырьмя камерами, и никто из актеров не знал, когда попадет в кадр. Поэтому приходилось проживать картину, как спектакль.
— Это ведь был не единственный раз, когда Борислав Брондуков работал с Рязановым?
— Буквально на следующий год Эльдар Рязанов приступил к картине «О бедном гусаре замолвите слово» и сразу пригласил Брондукова. У него была небольшая роль тюремщика. Помню, муж вернулся со съемок довольный. Эльдар Рязанов ставил перед Бориславом Николаевичем задачи, а он их не выполнял. Предумышленно. Делал все по-своему, как бы протестуя. Тогда Рязанов остановил съемку и стал довольно активно выяснять отношения с Брондуковым. Но Броня стоял на своем. Рязанов пообещал посмотреть весь отснятый материал и на следующий день перед всей группой произнес: «Борислав Николаевич, извините меня за вчерашнее, я был не прав. Играйте так, как считаете нужным». Бронечка рассказывал, что все просто лишились дара речи.
— Супруг никогда не жаловался на то, что ему доставались не главные роли?
— Его это совершенно не смущало. Бронечка считал, что лучше удачно сыграть маленькую роль, нежели через весь фильм пройти серой мышкой. Он часто отказывался от сценариев, выбирая только тот материал, который его «цеплял». Говорил: «Катюша, вот увидишь, этот эпизод я сделаю блестяще». Знаете, он даже не мечтал о какой-то большой роли. У меня было впечатление, что он торопится все успеть. Увы, не все получилось так, как он хотел... Здоровье дало сбой. А может, столько ему и было отведено — всего 66 лет.
— Борислав Николаевич вспоминал, как ему, сельскому мальчику, пришло в голову стать актером?
— Любил рассказывать, что с шести лет в своем селе Дубовое на всех праздниках читал длинные стихотворения. В школе учился хорошо, получал грамоты. Десять классов закончил лишь с одной четверкой — по химии. Сразу после выпускного вечера принял решение овладеть серьезной профессией и подал документы в Киевский автодорожный институт. Но баллов для поступления у него не хватило. Прошел только в строительный техникум, после окончания которого устроился на работу в ремстройтрест Печерского района. У них была бригада, занимавшаяся ремонтом старых квартир. Бронечка вспоминал, что опыт, полученный тогда, пригодился в жизни. Параллельно с работой он играл в народном театре Дома культуры «Арсенал». Тогда-то ему и сказали друзья: «А почему бы тебе актером не стать?» Это было как раз в призывном возрасте.
Чтобы избежать армии, Бронечка нашел работу на заводе «Арсенал», но большую часть времени проводил в театре. Однажды они выступали на сцене Национальной консерватории. Бронечка играл Голохвастова в спектакле «За двумя зайцами». Посмотреть аматорский спектакль пришел ректор Театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский. Видимо, тогда он и «положил» глаз на начинающего актера. Через некоторое время Бронечка случайно услышал по радио, что впервые в театральном институте набирают студентов на кинофакультет. Недолго думая, он понес свои документы. Правда, сначала кто-то из комиссии, взглянув на его непритязательную внешность, сказал, что актерство не его дорога. Но в комиссии сидел и Николай Заднепровский. Он сказал: «Пусть этот юноша почитает монолог Голохвастова». Боря прочитал, и каждый из преподавателей наперебой стал приглашать его к себе на курс. Был среди них и Виктор Ивченко, заявивший: «Нет, ребята, он пойдет ко мне на кинофакультет». Позже этот курс назвали золотым. Там учились Рая Недашковская, Валерий Бессараб, Боря Брондуков, Иван Миколайчук...
— Рассказывают, что Брондуков был одним из самых близких друзей Ивана Миколайчука.
— Они дружили со студенческой скамьи. Боря на три года был старше всех остальных на курсе. Благодаря открытому характеру считался душой компании. Борислав рассказывал, как Иван сыграл свадьбу со своей любимой Маричкой. В то время он только поступил в театральный, а Маричка была на гастролях. И вот он послал ей телеграмму: «Приезжай, будем жениться». Маричка отложила все свои дела, отказалась от поездки за границу. Приехала в село к Ивану. 29 августа 1962 года они поженились и прожили вместе 25 лет. А мы с Бронечкой — 35.
— В чем секрет семейного счастья?
— Наверное, этот секрет решается на небесах. Как говорят, судьба. Когда я познакомилась с Бронечкой, все вокруг только и говорили, какая мы необычная пара. Мне было 18 лет, ему — 31, но разница в возрасте меня никогда не смущала. Жили душа в душу, скандалы в нашей семье случались крайней редко. Если бы не свекровь, которая очень ревновала сына, у нас вообще не было бы никаких семейных размолвок. Я прожила со свекровью 18 лет.
— Вы познакомились с Брондуковым, когда он уже был известным, состоявшимся артистом.
— Он в то время уже получил премию за картину «Каменный крест». Но, честно говоря, я даже не знала, как выглядит Брондуков. Познакомились случайно в аэропорту «Жуляны». Я провожала свою подругу-режиссера в Черновцы. Вдруг видим, в зал входит Иван Миколайчук, а рядом с ним идет маленький человек и несет огромный чемодан. Думаю, наверное, носильщик. Миколайчука я, конечно, сразу узнала. У меня даже была открытка с его портретом, которую за 8 копеек купила в киоске. Иван был таким красавцем. Я только собиралась поступать в театральный институт, а моя подружка уже училась на первом курсе. Она подбежала к Ивану, разговорилась с ним, а я скромно присела на скамеечке. И тут ко мне подсел Бронечка. Причем, сразу он мне не понравился, думаю: «Боже, какой нахал!» Брондуков был немного подшофе, поэтому вел себя свободно. Позже я узнала, что тогда его душевное состояние было на грани катастрофы. Он только-только по медицинской справке развелся с первой женой.
— По медицинской справке?
— Свою первую супругу Марину Бронечка встретил на съемках фильма «Бурьян». Она была звукооператором. Когда группа отмечала то ли начало работы над картиной, то ли ее завершение, Бронечка и женился на Марине. Буквально через месяц он понял, что у Марины не все в порядке со здоровьем. Она часто оказывалась в больнице. Броня говорил, что это было как страшный сон. У нее диагностировали какое-то психическое заболевание. Брондуков сильно переживал, а потом запил. Супругов развели через суд. По сути, вместе они прожили всего один месяц. В то время ему было 30 лет. А через год он встретил меня. Миколайчук позже говорил: «Как здорово, что ты появилась в его жизни, ты спасла Брондукова».
— Как вам, такой молоденькой девочке, удалось справиться с проблемами взрослого мужчины?
— Мне всегда казалось, что Броня внутренне совсем юный. Даже моложе меня. Я более серьезно относилась к жизни. Бронечка начал открывать для меня совершенно другие ее стороны. Мы каждый день с ним обедали в ресторанах, а я думала, откуда у него деньги? Хотя пяти рублей было достаточно, чтобы неплохо поесть. Но самым удивительным была наша компания. Мы собирались на квартире у Миколайчуков и устраивали творческие вечера. Приходили Осыка, Степанков, иногда бывала Роговцева, Параджанов. Сергей признавался, что после «Каменного креста» буквально влюбился в Борю. Даже позволил Брондукову три дня пожить у него в квартире. Бронечка любил вспоминать этот случай. Квартира была на проспекте Победы, и Боря то и дело бегал в близлежащий гастроном за провизией и напитками. А потом помогал Параджанову разбирать его записи. Рассказывал, что в первую ночь Сергей разбудил его и протянул длинную холщевую сорочку, расшитую в народном грузинском стиле. Сказал: «Вот в этом ты будешь спать».
— Она осталась у Борислава Николаевича на память?
— Нет, Параджанов ее забрал. Он был известен тем, что делал подарки, а потом их забирал. Но это не умаляло гениальности режиссера. Бронечка очень любил Сергея Иосифовича.
— Судя из того, что свою трудовую биографию Брондуков начинал в строительной бригаде, дома у вас бытовых проблем не возникало?
— Никогда! Муж умел столярничать, сапожничать и даже шить. Помню, ему очень хотелось иметь белые джинсы, но купить их в то время было невозможно. И он сам себе их пошил. А позже у фарцовщиков на базаре купил фирменные джинсы за 70 рублей. Бронечка любил модно одеваться. После съемок возвращался домой с большими сумками. Правда, деньги тратил на дефицитные продукты, которые тогда можно было купить в Москве или Ленинграде. И сам любил готовить. Лучше всего у него получались плов и домашняя колбаса. Рецепт достался от бабушки.
— Откуда у него такое необычное имя?
— У Бронечки в роду польские корни. Родители хотели назвать его Болеславом. Но им заявили, что в Украине такого имени нет. «Давайте, он будет Бориславом». Но я и все друзья называли его Броник, Броня, Бронечка.
— Помните, когда он предложил вам руку и сердце?
— Около года мы жили вместе, даже не думая об официальных отношениях. Потом мой папа сказал: «Ребята, давайте же свадьбу сыграем». Мы согласились. Помню, композитор Володя Губа одолжил нам на свадьбу 300 рублей. Вот на них мы и погуляли в моем домике в Быковне. Были Иван и Маричка Миколайчуки, Юрий Ильенко, Кость Степанков. В общем, все наши. Платье в магазине я не смогла купить. Маричка подарила мне кусок гипюра, и моя свекровь пошила скромное беленькое платьице. Голову я украсила цветочками. На Бронечке был праздничный костюм. Правда, он был у них один на двоих с Леней Осыкой. Кто из ребят шел на торжественное мероприятие, тот и надевал костюм. В общем, особых церемоний не было, в загс мы поехали на трамвае.
— Не переживали, что ваша актерская карьера так и не сложилась?
— Поступив в театральный институт, я достаточно быстро осознала, что больших высот в профессии не достигну. К тому же прекрасно понимала, кто такой Брондуков, а кто я. Бронечку тоже устраивало, что не рвусь на сцену. Он всегда говорил: «Говно ты артистка». В общем, я занималась больше семьей. Мне надо было, чтобы Бронечка знал — у него надежный тыл.
*Борислав Брондуков и Екатерина прожили вместе 35 счастливых лет. У них двое замечательных сыновей
— Думаю, он прожил счастливую жизнь.
— Я очень на это надеюсь. Конечно, всякое в ней было. В конце концов, от болезней никто не застрахован. Хочу верить, что моя забота о Бронечке хоть немного продлила его жизнь. Я понимала, что он умирает, но как же жалко было с ним расставаться. Хотелось еще, еще, еще... Недавно мне приснился сон, хотя Бронечка ко мне «приходит» в последнее время редко. Стою я в комнате перед белой дверью, слышу, кто-то тревожно стучит в нее. «Кто там?» — спрашиваю. Молчание. А я будто оцепенела, встать не могу. Снова кричу: «Кто там?» Тишина. Тогда я делаю усилие, подхожу к двери, открываю ее, а передо мной Бронечка. Живой, красивый, здоровый. Боже, мы как бросились друг к другу в объятия, как стали целоваться!.. Проснувшись, говорю: «Спасибо, Боженька, за такой подарок».
4131Читайте нас в Facebook