В Житомирской области на месте скотомогильника хотят построить... туристический комплекс
Первым неладное в своем селе заметил председатель Ставищенского сельсовета Юрий Герасименко и тут же забил тревогу.
— По стечению обстоятельств я был свидетелем ЧП с сибирской язвой в 1967 году, а сейчас столкнулся с его продолжением, — рассказывает Юрий Николаевич. — Дело в том, что я родился в селе Ставище, все мое детство здесь прошло. Сейчас вернулся на свою родину.
Когда-то наш колхоз считался самым крупным по численности скота в Брусиловском районе. Хоронили скот на специально отведенном участке, в двух километрах от села. Первые захоронения были произведены еще в
«Практически в двух шагах от скотомогильника вырыт огромный котлован площадью... два гектара!»
— Когда я был ребенком, — вспоминает председатель Ставищенского сельсовета Юрий Герасименко, — в нашем селе произошло ЧП. В 1967 году у коров была обнаружена сибирская язва. Помню, столько высокого начальства тогда понаехало! Гораздо позже я видел акт о захоронении погибших животных на территории скотомогильника. Само захоронение и санитарная зона вокруг него считаются неприкасаемыми. Когда делили земельные паи, местные селяне не получили в том месте ни клочка земли. Все понимали, что там нельзя ни пахать, ни сеять, а только высаживать лес, поэтому отнеслись с пониманием.
Но несколько лет назад, к всеобщему удивлению, районные власти выделили в аренду некоему предпринимателю 20 гектаров земли со скотомогильником в центре. Я видел договор аренды, в котором даже не упоминается о каких-либо ограничениях в использовании этого участка. Согласно генплану, на территории арендованного участка, где размещен скотомогильник, предприниматель намерен построить... целый туристический комплекс. Здесь планируется соорудить несколько зарыбленных прудов, а также ресторан, гостиницу и автозаправку.
*«Когда делили земельные паи, — говорит председатель Ставищенского сельсовета Юрий Герасименко, — местные селяне отнеслись с пониманием к тому, что не получили в районе скотомогильника ни клочка земли»
Сама по себе идея хорошая, но только не для этого места. Ведь существуют определенные ограничения, из-за которых территорию санитарных мест вообще запрещено использовать. Что уж говорить о скотомогильнике, где захоронены животные, павшие от сибирской язвы. Обо всем этом я напомнил арендатору. А он заметил, что если ему удалось эти места арендовать на законных основаниях, то и вопрос со строительством он также как-нибудь уладит.
Работы на участке начались одновременно со строительством трассы Киев — Чоп. На подсыпку нужно было использовать песок, а его в здешних местах очень много — залежи до двух метров в глубину. Председатель сельсовета уверяет, что песок брали несанкционированно из санитарной зоны.
— Вижу, грузовики с песком один за другим едут через наше село, — продолжает Юрий Герасименко. — Остановил одну машину и спросил, откуда песок. Мне ответили, что, мол, из местного песчаного карьера. Я тут же отправился в указанное место. И остолбенел от ужаса: практически в двух шагах от скотомогильника вырыт огромный котлован площадью... два гектара! Обратился к парням, работавшим на экскаваторе: «Посмотрите, здесь же стоят предупреждающие таблички. На них отчетливо написано: «Захоронення трупiв тварин, що загинули вiд сибiрки в 1967 роцi». Потребовал предъявить разрешение на вывоз песка. Конечно, мне ничего не показали, потому что такого разрешения попросту никто не выдавал. Я обо всем немедленно доложил в экологическую инспекцию. Их сотрудники с представителями природоохранной прокуратуры прибыли сразу. Составили акт, взяли объяснения...
Сибирская язва — опасная инфекционная болезнь. Заражение может наступить при уходе за больными животными, убое скота, обработке мяса, а также при контакте с продуктами животноводства (шкуры, кожи, шерсти, щетины). Заразиться также можно через почву, в которой возбудитель сибирской язвы сохраняется в течение многих лет. Бактерия при доступе кислорода образует споры, вследствие чего обладает большой устойчивостью к высокой температуре, высушиванию и дезинфицирующим веществам. Сибирская язва трудноизлечима, летальный исход возможен даже при своевременном лечении. Интересно, на каких основаниях Брусиловская районная государственная администрация разрешила аренду неблагополучного места? Сам арендатор утверждает, что впервые слышит о скотомогильнике.
— На моем участке нет ничего подобного, — утверждает мужчина. — Песчаного котлована тоже нет, есть только карьер для хозяйственных нужд. Из моего карьера для трассы Киев — Чоп песок не брали.
«Все туши зараженных животных должны сжигаться, а останки — обрабатываться дезинфицирующим раствором»
Кто, куда и сколько вывез потенциально опасного песка, теперь выясняют соответствующие органы.
— Прокуратурой Брусиловского района начато уголовное производство по факту добычи песка на арендованном земельном участке по признакам преступления, предусмотренного статьей «Злоупотребление полномочиями должностным лицом», — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе житомирской областной прокуратуры. — Установлено, что на земельном участке, взятом в аренду фермерским хозяйством для ведения сельскохозяйственных работ, незаконно добыт песок в пределах санитарно-защитной зоны скотомогильника, где 45 лет назад были захоронены останки сожженных животных, павших от сибирской язвы. Кроме этого, прокуратурой в суд будет подан иск с требованием о признании противоправным и отмене распоряжения председателя Брусиловской райгосадминистрации «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду», а также расторжении договора с фермерским хозяйством о предоставлении ему в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью почти 22 гектара. Прокуратура требует от фермерского хозяйства возместить причиненные убытки и привести земельный участок в прежнее состояние.
Возобновить прежний вид территории непросто, для этого нужны немалые средства. Сейчас подсчитываются убытки. Тем временем селяне утверждают, что видели, как на обочину автотрассы песок вываливали вместе с костями.
— Когда снег растает, — говорят местные жители, — животные и птицы начнут копошиться в песке, разносить его по округе.
С места добычи песка специалисты взяли пробы почвы и воды для проведения лабораторных анализов на установление вероятных возбудителей инфекции. Местные ветеринары заверяют: добытчики песка сам могильник не тронули, а разрыли только его санитарную зону. Однако это тоже очень опасно.
— Споры возбудителя сибирской язвы отличаются исключительной устойчивостью, — сообщил начальник управления ветеринарной медицины Брусиловского района Василий Тарасюк. — Поэтому все туши животных, зараженных сибирской язвой, должны сжигаться, после чего дополнительно обрабатываться дезинфицирующим раствором. Затем остатки нужно сложить в специальный контейнер и закопать на глубине не менее 2,5 метра. Дно ямы предварительно засыпается толстым слоем сухой хлорной извести. Думаю, именно так сделали в 1967 году ветеринары, когда обнаружили здесь очаг болезни.
— Теоретически можно предположить, что трупы по каким-то причинам просто закопали?
— Это чрезвычайно опасно, поэтому не думаю, что так могли поступить. К сожалению, я не владею более детальной информацией. На всякий случай мы взяли 34 пробы грунта, песка и воды.
2640Читайте нас в Facebook