ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер «Бумбараша» Николай Рашеев: «Если Золотухин видел цель, то непременно ее добивался»

8:30 3 апреля 2013
Валерий Золотухин
Вчера в Театре на Таганке состоялось прощание с народным артистом России

Валерий Золотухин всю жизнь гордился своими крестьянскими корнями. Он родился в селе Быстрый Исток Алтайского края, где через 60 лет построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. На его территории 4 апреля и похоронят народного артиста России. Вчера в московском Театре на Таганке состоялось прощание с Валерием Золотухиным. Он прослужил там без малого пятьдесят лет. Золотухин считался любимчиком главного режиссера Юрия Любимова. Два года назад, после ухода Юрия Петровича из театра, именно Золотухин стал его художественным руководителем. Говорят, сам он этого не очень-то и хотел... Вся жизнь Валерия Сергеевича оказалась связана с родным театром. Здесь работает его третья жена — актриса Ирина Линдт. Восемь лет назад она подарила актеру новый смысл его жизни — сына Ивана.

В марте нынешнего года Валерий Золотухин по состоянию здоровья оставил пост худрука Таганки. С декабря 2012 года его мучили головные боли. 5 марта актер попал в отделение реанимации Московского центра рентгенорадиологии. 14 марта врачи ввели актера в искусственную кому. Он прожил после этого всего пятнадцать дней.

В Театре на Таганке Золотухина называли просто — Бумбарашка. В честь главного героя фильма, принесшего ему всесоюзную славу. «Бумбараш» снимался на Киностудии имени Александра Довженко украинским режиссером Николаем Рашеевым (на фото), который до сих пор с любовью и теплотой вспоминает своего молодого протеже...

— Николай Георгиевич, Валерий Золотухин любил вспоминать фразу, которую он вам якобы говорил: «Хотите заглянуть в вечность, возьмите меня на роль Бумбараша». Вы уверены, что эта фраза прозвучала?

РЕКЛАМА

— Надо знать, каким был Валерий Сергеевич. А он был достаточно сложным человеком с определенными комплексами. За всю свою творческую биографию я не встречал актера, который бы что-то подобное мог заявить режиссеру. История с Валерием Золотухиным оказалась гораздо прозаичнее. На роль Бумбараша изначально пробовался Миша Кононов, следует отметить, делал он это очень хорошо. Мишу я знал по учебе во ВГИКе. Он снялся в небольших пяти эпизодах на Киностудии имени Довженко, и вроде бы все остались довольны. Но моя режиссерская интуиция подсказывала, что все получается слишком спокойно, естественно и предсказуемо. А мне хотелось страстей, некоего отклонения от нормы.

— «Отклонением» и стал Валерий Золотухин?

РЕКЛАМА

— Получается, что так. Я хорошо был знаком с актерами Театра на Таганке и дружил с Юрием Любимовым. Накануне съемок «Бумбараша», это было весной, я поехал в Москву. Были как раз пасхальные праздники. Я плохо знал актера Валерия Золотухина, но слышал его пение в хоре при одной из московских церквей. И дело было даже не в том, что он хорошо пел, просто каждый раз в устах Золотухина песня звучала как исповедь. А мне как режиссеру во время работы над фильмом очень важна основа, на которой могу выстраивать роли. Можно сказать, я начал работать с Валерой из евангельских соображений. Так сказать, «житие» Бумбараша. Кстати, оттуда появилась и рубаха Бумбараша, которая была больше похожа на рубище. А что касается проб, то актерская техника здесь не главное. Пробы Золотухина на роль Бумбараша, по сравнению с Кононовым, были гораздо слабее.

— Это по мнению худсовета?

РЕКЛАМА

— Фильм снимался по заказу Центрального телевидения и, конечно, контролировался художественными советами в Москве и Киеве. Золотухин не понравился худсовету Киностудии имени Довженко. Все были в ступоре. Валера и сам очень расстроился, я отвел его в сторонку. Говорю: «Даст Бог, еще повидаемся...» А потом спрашиваю: «Валера, не мог бы ты для съемочной группы еще раз что-нибудь спеть? Что тебе дать, гармошку или гитару?» Он говорит: «Давай гармонь». Сел на стульчик перед всеми, кто был в комнате, и спел русскую народную песню. В этот момент я увидел настоящего Бумбараша. Потому что актер Валерий Золотухин пробы проиграл, но, с другой стороны, было видно, что он не сдается. Для фильма нужен был именно такой герой. В общем, мне дорогого стоило таки убедить худсовет утвердить Валерия Золотухина. Но я это сделал.

— Валерий Сергеевич любил вспоминать, какими непростыми стали для него съемки «Бумбараша» — ему и в болоте пришлось сидеть, и с воздушного шара свалиться...

— С воздушным шаром вообще получилась интересная история. Эту сцену мы должны были снимать летом, в жару, а героя Золотухина посадить в корзину босиком. Но так вышло, что начали работу над этим эпизодом, когда пошел уже первый снег. Я говорю: «Валера, давай, может, ты оденешь ботинки?» А он уперся — и ни в какую. Так и снимался босиком. Эпизод с болотом, к счастью, снимали летом. Валере пришлось несколько часов просидеть в настоящем болоте по горло. Но он не жаловался.

— Вы хоть рюмку водки ему налили после съемки?

— В то время Валера пил аккуратно, но это не влияло на рабочий процесс. Каждый раз, приходя утром на съемочную площадку, он был в полном порядке. Конечно, не пропускал ни одной актерской посиделки, которые я устраивал в своем номере-люксе каневской гостиницы. Я называл это застольной работой актеров. Мы сидели, перекусывали, выпивали по рюмочке и общались. Иногда случались забавные моменты. Актера Золотухина тогда особо никто не знал, а вот Романа Ткачука, известного по «Кабачку 13 стульев», любили абсолютно все. Поэтому, если в поздний час нам надо было что-то срочно достать, мы брали с собой Ткачука — он быстро решал все вопросы.

— Правда, что в середине съемок картины ее чуть не закрыли?

— Это случилось уже ближе к концу, когда было снято около 90 процентов материала. Нас застопорили и приняли постановление о закрытии картины. Пятым пунктом там шло «глумление над идеалами революции». Понятно, что моя судьба в этой картине висела на волоске. Уже начались разговоры о том, кто будет новым режиссером. Тогда, помню, одним из первых меня поддержал Валера Золотухин. Вы знаете, у него были проблемы с ногой (в детстве ему поставили диагноз туберкулез кости), он ходил с палочкой и, стуча ею, призывал актеров бастовать, чтобы им не навязали какого-то другого режиссера. В конце концов, в ситуацию пришлось вмешаться сыну Аркадия Гайдара Тимуру. Дело дошло до Центрального телевидения, о нас сняли материал в «Кинопанораме», и мне разрешили закончить работу над картиной.

— «Кинопанорама» тогда была одной из самых влиятельных передач о кино.

— Это единственная программа! Ее ведущим был Каплер. Золотухин, оказавшись у него в гостях, признавался, что ему все время казалось, словно он снимается в каком-то странном кино... Результат он увидел только в конце. Поверьте, я нисколько не педалирую свою роль в этой картине. Надо признать, Золотухин снимался беззаветно, понимая, что это его шанс обрести известность. Честно сказать, до Бумбараша он был малоизвестным актером театра на Таганке. А уж после того, как к нему пришла популярность, появилось и выражение о том, что, дескать, если я не возьму его в картину, она не станет вечной...

— Юрий Любимов легко отпустил Валерия Золотухина из театра?

— Нам в каком-то смысле повезло. «Бумбараш» был двухсерийным телевизионным фильмом. У всех картин, снимающихся для Центрального телевидения, существовали нормы выработки. Снимать надо было очень быстро, вложившись в три месяца. Понятно, что на все это время мне нужен был Валерий Золотухин, он был занят практически в каждом эпизоде. Чтобы договориться с Юрием Любимовым, я поехал в Москву. Это был своего рода ритуала- получить благословение у режиссера. Для меня никакой сложности в этом не было, я хорошо знал Любимова и проводил за кулисами Театра на Таганке достаточно много времени.

Любимов сценарий «Бумбараша» не читал, но отпустить Золотухина согласился. Съемки совпали с двумя месяцами отпуска в театре. А в сентябре 1971 года Театру на Таганке разрешили выехать на гастроли в Киев. Сыграло положительную роль то, что супруга Владимира Щербицкого была большой поклонницей труппы. Любимов поставил мне лишь одно условие: перед началом гастролей отпустить Золотухина на два дня, чтобы «погонять» спектакль. Я пошел на это без проблем. Бумбараша мы снимали в Каневе, и Валера успевал после съемок вечером съездить в Киев, отыграть спектакль и вернуться.

— Деньги Валерий Золотухин получил приличные? Все-таки главная роль...

— Гонорар актера определялся по двум критериям: его ставка и количество съемочных дней. Ставка у Золотухина была небольшая, но мне удалось несколько ее увеличить. Уже не помню точную сумму его гонорара, но, поверьте, он работал не за деньги. Ему просто нравилась роль. К тому же мне удалось найти к Золотухину подход. Мы часто говорили с ним на религиозные темы — Валерий был верующим человеком. Правда, тогда подобные разговоры не очень приветствовались, поэтому мы беседовали намеками и шепотом. У нас с ним была какая-то особая энергетическая связь. Мне было достаточно на съемочной площадке что-то промычать, а Золотухин уже понимал, как надо играть.

У Валеры как у актера был лишь один недостаток, правда, его можно отнести и к достоинствам: он был жадным к работе. Ему хотелось все больше и больше. Помните, песню из «Бумбараша» «Журавль по небу летит»? Изначально предполагалось, что ее будет петь Александр Хочинский. По вечерам, перед тем как снимать, мы непременно репетировали сцены и песни в гостинице. Золотухин сказал, что он тоже хочет петь, и в результате вышел номер на двоих. Кстати, получилось очень органично.

Помню, два года назад в Питере организовали вечер памяти Александра Хочинского, который так и назвали: «Журавль по небу летит». Приехал и Золотухин. Это был последний раз, когда мы с ним виделись. Тогда Валера поднялся на сцену и спел: «Как за меня матушка все просила Бога, все поклоны била, целовала крест...» Зал просто рыдал. После концерта мы с Валерой немного посидели в гримерке — он спешил на поезд в Москву. Поговорили о житье-бытье, вспомнили прошлое и разбежались. Конечно, мы оба изменились, ведь со времени съемок «Бумбараша» прошло более сорока лет. Знаете, у меня было всегда ощущение, что Золотухин человек очень сильного характера. Я ему так и говорил: «Валера, ты танк». Если он видел цель, то непременно ее добивался. Это касалось всего: работы в кино, театра, музыки, литературы, женщин... Впрочем, все что касается его личной жизни, его жен, я бы оставил сейчас в стороне.

*На следующее утро после премьеры фильма «Бумбараш» Валерий Золотухин проснулся знаменитым (кадр из фильма)

— Помните громкую премьеру «Бумбараша»?

— Конечно, она состоялась в московском Доме кино. Собрались все актеры. Золотухин попросил дать ему слово, вышел на сцену. Это было начало 1972 года, сложные времена в Советском Союзе, борьба с диссидентами. Валера высказался достаточно резко, но ему все простилось. Успех картины был оглушительным. Можно сказать, что на следующее утро Валерий Золотухин проснулся знаменитым.

3801

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров