Антон Феденко: «Даже если бы я знал, что умру после первого удара, поступил бы так же»
В минувшую субботу телеканал СТБ транслировал телевизионную версию десятой церемонии награждения победителей акции «Гордiсть країни». Смотреть без слез было невозможно. Истории лауреатов — это истории невероятного мужества, силы духа и самопожертвования. Обо всех необычайных поступках обычных людей, ставших лауреатами этой акции, наша газета уже рассказывала. Напомним, что «Гордiсть країни» — совместный проект Фонда Виктора Пинчука, телеканала СТБ и редакции газеты «ФАКТЫ».
Одной из самых запоминающихся стала номинация «Мужской поступок». Увидев, как хулиган избивает девушку, киевлянин Антон Феденко встал на защиту незнакомки. Это происходило в студенческом общежитии, куда парень пришел праздновать день рождения однокурсника. Через несколько часов, когда Антон покидал общежитие, хулиган Максим Раков подловил его в коридоре и ударил чем-то тяжелым. Чудовищный удар снес полголовы, размозжив кости черепа и буквально превратив мозг Антона в кашу.
«Главное — не опустить руки. Слабость и малодушие — это грех»
Трагедия случилась в декабре 2008 года. Врачи Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи констатировали у Антона несовместимую с жизнью открытую черепно-мозговую травму: двойной перелом основания черепа с переходом на правую височную кость. В больнице Антон Феденко пережил клиническую смерть и впал в кому. Невозможно представить, что почувствовали родители Антона, когда врач отделения интенсивной терапии, бросив на них сочувственный взгляд, спросил: «У вас есть еще дети? Две дочери-близняшки? Это хорошо... Ваш сын в коме, у него нет ни единого шанса».
*Вместе с Антоном Феденко на сцену поднялась и его мама Татьяна Валентиновна. Она стала для сына настоящим ангелом-хранителем (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Я закричала, ноги подкосились, и я упала, — вспоминает мама Антона Татьяна Валентиновна. — Помню, муж закрывал меня от людей, а я кричала, кричала... Но потом словно осенило: что будет, если я сломаюсь? Каково придется мужу? А сын, а дочки, что станет с ними? И я взяла себя в руки. Сказала мужу: «Я никому не верю. С Антоном все будет хорошо».
В реанимацию нас не пускали, но однажды я увидела, как сына вывозили из отделения на обследование. У Антона отсутствовала половина черепа. Его голова распухла до невероятных размеров, у него была огромная гематома мозга... Я носилась по врачам и спрашивала: «Что можно сделать?» Они поднимали глаза к небу: «Молитесь. У вас надежда только на чудо». Раньше я не верила в Бога. Теперь же с утра привозила в больницу пакеты с медикаментами, а потом ехала в церковь. Стояла на коленях перед иконами, неумело крестилась и просила Господа: «Забери у меня все, только сохрани жизнь моему сыну!» Однажды подошла к священнику, спросила: «Батюшка, что делать в такой ситуации?» Он сказал: «Главное — не опустить руки. Слабость и малодушие — это грех».
Татьяна Валентиновна отчаянно боролась за каждый день жизни сына. Ее не пускали в реанимацию — она часами на морозе стояла напротив окна палаты, где лежал Антон. Мысленно разговаривала с ним: «Сыночек, я рядом! Ты только живи. Ты только держись...» По совету врачей женщина надиктовывала аудиописьма для сына, которые потом ему давали слушать при помощи плеера. Несмотря на запреты медиков, Татьяна Валентиновна прорывалась в реанимацию и постоянно разговаривала с Антоном, умоляя его открыть глаза. Однажды сквозь слезы сказала Антону: «Сыночек, помнишь, в детстве ты мечтал о лабрадоре? Я куплю тебе собачку. Я куплю тебе пятнадцать лабрадоров, только открой глазки!» Именно эта фраза, как объясняют теперь врачи, зацепила сознание парня.
— Находясь в коме, я слышал только голос мамы, — признался потом Антон «ФАКТАМ». — Она говорила без умолку. Меня это ужасно раздражало. Я ведь не понимал своего положения. Думал: «Что это она все комментирует?» Когда мама пообещала купить мне собаку, страшно обрадовался.
Татьяна Валентиновна первой поняла, что сын вышел из комы. Но врачи не поверили женщине, ведь показания медицинских приборов говорили об обратном. Однако мать стояла на своем: «Я знаю своего ребенка лучше вас! Он слышит меня!» И смогла доказать это, заставив Антона перевести взгляд на нее. Антон Феденко пробыл в глубокой коме ровно 60 дней. И стал первым и единственным в независимой Украине пациентом, выжившим после такой травмы. Однако страшная травма и длительная кома превратили Антона в беспомощного инвалида: при росте 190 сантиметров он весил всего 40 килограммов. Поврежденный мозг развернул ноги наружу так, что пятки оказались в паху. Крупные суставы ног обросли костной тканью (оссификатами). Антон все время лежал в позе лягушонка. Надеть штаны было невозможно. Кроме того, он не мог разговаривать и двигать руками.
«О нашей беде рассказали почти все СМИ. Но деньги приходили только от читателей «ФАКТОВ»
— В больнице я заметила, как Антон водит глазами по бейджикам врачей, — говорит Татьяна Валентиновна. — Боже, неужели он может читать? Сказала врачам. Они написали на листке бумаги: «Антон, закрой глаза и лежи так, пока мы не разрешим их открыть». Он в точности выполнил команду! Когда рассказала об этом друзьям сына, они изготовили для него специальный алфавит на дощечке. Антон тыкал непослушным пальцем в буквы, а я читала его предложения.
Однажды он написал: «Помнишь, ты обещала мне купить собаку?» Я обмерла, но виду не подала. «Конечно, помню, — говорю, — давай вставай, учись ходить. Кто же будет собачку выгуливать?» Потом спрашиваю: «Ты уже придумал имя?» Антон написал: «Эллис». Так у нас появился шестой член семьи — лабрадор Эллис. Собака безумно любит Антона, облизывает его с ног до головы. Сын светится от счастья.
Антон пытался говорить, но ничего не получалось. Тогда он написал: «Мама, я забыл, как говорить. Помоги». Он думал, что произносить звуки нужно на вдохе. Я подсказывала — на выдохе. На переучивание ушло полгода. Как-то убирала в его комнате и вдруг слышу: «Ма...» Посмотрела на телевизор — выключен. Перевела взгляд на Антошу, а он старательно тянет: «Ма-а-ма-а». Это было его первое слово...
Невероятным с точки зрения медицины стало и то, что Антон полностью сохранил интеллект: он не только научился разговаривать заново, но и вспомнил три иностранных языка, которые знал до травмы! Правда, на это ушло почти два года интенсивных занятий с логопедом. И, конечно, помощь мамы. Татьяна Валентиновна оставила престижную работу и полностью посвятила себя выхаживанию сына.
Впервые мы рассказали об истории Антона Феденко в июле 2010 года. В тот момент никто не надеялся, что однажды парень сможет встать на ноги. Врачи заявили родителям: «Ваш сын выжил, и большего чуда Бог сотворить не мог. Смиритесь: Антон никогда не будет ходить».
— Я должна найти способ поставить сына на ноги, — говорила с дрожью в голосе мама Антона. — И пусть официальная медицина твердит, что он никогда не сможет ходить. Но ведь прежде нам говорили, что Антон и жить не будет!
В том же году знакомый семьи Феденко отыскал одного из лучших ортопедов Западной Европы Кристофа Ранггера. Профессору Ранггеру переслали историю болезни Антона. И он ответил: «Для меня дело профессиональной чести прооперировать такой тяжелый случай». Немецкий специалист отказался от своего гонорара за операции, клиника сделала максимальные скидки, но даже тогда общая стоимость операций составила 40 тысяч евро. Для семьи Феденко, истощенной двухгодичным лечением сына, эта сумма была неподъемной. На больницы, операции, медикаменты, услуги массажистов и логопедов они истратили более двух с половиной миллионов гривен, продав почти все, что у них было.
На выручку пришли читатели «ФАКТОВ»: в течение недели после выхода публикации с просьбой о помощи люди прислали более ста тысяч гривен! Недостающую сумму для операции передал народный депутат Украины. Он же помог срочно получить визу и даже организовал вылет в Германию. Кристоф Ранггер провел три сложнейшие операции, однако этого оказалось недостаточно. Как признался профессор, он впервые столкнулся с такой чудовищной оссификацией. Потребовались новые хирургические вмешательства. Деньги на последующие операции тоже собрали наши читатели.
— О нашей беде рассказали почти все украинские и многие российские СМИ, — вспоминает Татьяна Валентиновна. — И везде мы просили о помощи. Однако деньги приходили только от читателей «ФАКТОВ». Я задумалась: почему? И поняла: ваши коллеги просто заполняли эфир нашей трагедией. А «ФАКТЫ» написали о ней так, что я сама, читая статью, плакала...
Изначально организаторы акции «Гордiсть країни» присудили Антону Феденко победу в номинации «Всем миром». Ведь благодаря усилиям врачей и пожертвованиям сотен, тысяч людей свершилось, казалось бы, невозможное. Однако накануне церемонии награждения Общественный совет акции принял решение отметить мужество группы киевлян, спасавших детей и рожениц во время снежной бури, на несколько дней парализовавшей движение в Киеве и на подъездах к столице. Поэтому победу в номинации «Всем миром» отдали волонтерам, которые при помощи лопат и джипов вызволяли людей из многокилометровых пробок на дорогах. Антону Феденко досталась не менее почетная номинация — «Мужской поступок».
«Будь моя воля, я вручил бы награду всем людям, причастным к спасению моего сына»
Неожиданная смена номинаций позволила по-настоящему оценить благородный поступок Антона, за который парень едва не поплатился жизнью. К слову, Антон Феденко даже не знает имени спасенной им девушки. В тот вечер она была случайной гостьей в общежитии... Чтобы привлечь к уголовной ответственности хулигана, искалечившего их сына, родителям Антона пришлось приложить немало усилий. После того как против Максима Ракова возбудили уголовное дело, он подался в бега. Его задержали в 2011 году в России. По странному стечению обстоятельств, это случилось сразу, как только принявший участие в судьбе Антона Феденко народный депутат Украины отправил в милицию депутатский запрос: мол, а почему никто не ищет преступника?
В декабре 2012 года Святошинский районный суд Киева признал
Тем временем Антон демонстрировал редкое мужество, пытаясь изо всех сил встать на ноги. Первые шаги он сделал в прошлом,
Организаторы акции «Гордiсть країни» предложили Антону подняться на сцену Театра имена Ивана Франко, где проходила церемония награждения, в инвалидной коляске (планировалось, что коляску с Антоном вынесут на сцену двое крепких мужчин). Однако парень решительно заявил: «Я поднимусь сам». И этим еще раз доказал, что он настоящий мужчина. Проблема была в том, что ступени узкие и места для костылей, служащих Антону опорой, почти не оставалось.
Несколько минут, пока Антон мужественно преодолевал одну за другой девять ступеней, зрители стоя(!) аплодировали ему. Вместе с парнем на сцену поднялась мама, его ангел-хранитель. Женщина шла позади сына, намереваясь подхватить, если он вдруг оступится. Статуэтку «Гордiсть країни» Антону Феденко вручил вице-премьер-министр Украины Константин Грищенко. «Твой выбор принес тебе множество страданий, — сказал Константин Грищенко. — Но заставил других задуматься: «А как поступил бы я на месте этого парня?»
Антон был явно смущен такими словами. «Даже если бы я знал, что умру после первого удара, поступил бы так же, — сказал он зрителям. — Я не считаю, что совершил что-то значимое, вступившись за девушку. Намного сложнее было выстоять после удара... Хочу сказать спасибо своей семье, друзьям, врачам и всем, кто мне помогал. Только благодаря вам я стою здесь».
— Будь моя воля, я вручил бы награду всем людям, причастным к спасению моего сына, — говорит отец Антона Виталий Валентинович. — На сцене рядом с Антоном могли бы стоять три хирурга. Заведующий отделением нейрохирургии Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Сергей Комарницкий удалил из мозга Антона множество мельчайших осколков кости. После удара на черепе сына образовалась дыра размером 10 на 16 сантиметров. Чтобы заместить отсутствующую кость, хирург установил специальную пластину, сверху прикрыв ее кожей. Эта операция требовала высочайшего профессионализма.
Из-за того, что Антон был подключен к аппарату искусственного дыхания целых шесть месяцев, дыхательная трубка повредила трахею. Известный киевский хирург, профессор Мамед Багиров провел уникальную операцию, удалив Антону две трети трахеи. Благодаря Мамеду Мансуровичу мой сын может дышать и разговаривать. А благодаря немецкому ортопеду Кристоферу Ранггеру Антон сумел встать на ноги. Все эти операции были крайне рискованными, но каждый из хирургов совершил мужской поступок, взяв на себя ответственность за жизнь нашего сына.
А еще на этой же сцене должны присутствовать читатели «ФАКТОВ», принявшие участие в судьбе Антона. Например, там могла быть семейная пара из Донецка, которая прислала нам огромную сумму. И супруги-пенсионеры, пожертвовавшие своими пенсиями ради нашего сына... Помню, мужчина из российского города Уфа перечислил на счет 17 долларов. Потом позвонил, извинялся: мол, больше не смог, потому что три месяца сидит без работы. Что это, если не мужской поступок?
Поэтому врученная Антону статуэтка «Гордiсть країни» принадлежит всем, кто нам помогал. И финансово, и морально. Многие присылали sms-сообщения со словами поддержки, звонили, молились за нашего сына. В комнате Антона стоит удивительной красоты икона Святого Антония. Это подарок читательницы «ФАКТОВ» Любови Никифоровны из Симферополя: женщина вышила ее своими руками.
Читатели «ФАКТОВ» до сих пор продолжают помогать семье Феденко. Директор частного предприятия из Киева, которая передала Антону часть денег на последнюю операцию, иногда дает ему работу на дом. Вместе с отцом Антон выполняет технические переводы с английского на русский язык. Гонорары за переводы позволяют семье кое-как держаться на плаву. Два года назад отец Антона уволился, чтобы выхаживать сына-инвалида, а Татьяна Валентиновна снова вышла на работу. Но, к сожалению, недавно женщина попала под сокращение штатов.
Сейчас семья Феденко отказывает себе во всем, пытаясь собрать деньги на путевку в Центральный военный клинический санаторий имени Пирогова в Саках, где работают лучшие в Украине реабилитологи. К сожалению, бороться с последствиями травмы придется еще долгие годы.
Если у вас есть возможность поддержать Антона Феденко, позвоните его маме:
Читайте нас в Facebook