В США продолжается расследование дела братьев Царнаевых, устроивших теракт в Бостоне во время проведения международного марафона 15 апреля. В субботу стало известно, что российские спецслужбы еще в 2011 году записали телефонный разговор матери Тамерлана и Джохара Зубейдат с одним из сыновей, в котором они «в расплывчатых выражениях» говорили о джихаде. Представители американских властей, сообщившие об этом на условиях анонимности агентству Ассошиэйтед пресс, подчеркнули, что российские спецслужбы предоставили запись американским коллегам несколько дней назад. Они выразили сожаление, что ФБР не располагало данной информацией раньше, поскольку это дало бы основание внимательнее приглядеться к Царнаевым.
Детали записанной беседы не раскрываются. Неизвестно также, кто являлся собеседником Зубейдат Царнаевой: убитый при задержании Тамерлан или его младший брат Джохар, находящийся сейчас в тюремной больнице. По словам чиновников, Москва передала запись еще одного разговора между Зубейдат Царнаевой и неназванным лицом, проживающим на юге России и находящимся на подозрении у ФБР.
Ее муж Анзор ранее заявил агентству РИА Новости, что вылетит в США в четверг, однако задержался в России. По словам Зубейдат, которая в пятницу дала интервью Си-эн-эн, у мужа проблемы со здоровьем. Поэтому они сначала приедут из Махачкалы в Москву, где Анзор, возможно, ляжет в клинику.
Анзор и Зубейдат неоднократно выражали уверенность в невиновности сыновей, которых, по их мнению, «подставили спецслужбы США». Даже после того, как
После бостонских взрывов в поле зрения американских спецслужб и полиции попали и другие выходцы из бывших советских республик, которые могут быть причастны к этому теракту или как-то связаны с Царнаевыми.
15 апреля в Джерси-Сити (штат Нью-Джерси) был арестован
Полиция сообщила, что в ходе обыска в квартире Панасенко были обнаружены «взрывные компоненты», но не готовые взрывные устройства. «Однако, расследование выявило, что однажды подозреваемый транспортировал готовые устройства из своего дома», — подчеркивается в пресс-релизе.
По словам полиции, «на данном этапе расследования нет доказательств, что Панасенко намеревался взорвать какое-то устройство в здании или в общественном транспорте». Недаром суд быстро отпустил Никиту не под залог, а под честное слово.
Первое заседание суда состоялось 24 апреля. Первым о деле Панасенко сообщил присутствовавший на слушаниях судебный репортер местной газеты Jersey Journal.
Никите свалившаяся на него «слава» не нравится. На сайте nj.com появился пост за подписью Панасенко, в котором он жалуется, что ему пришлось познать «отрицательную сторону того, что такое быть знаменитостью или членом королевской семьи, которым приходится постоянно сталкиваться с вторжениями в свою частную жизнь и сфабрикованными материалами в таких низкопробных СМИ, как Jersey Journal. Судебный репортер выбрал человека с иностранным именем и довольно необычными обвинениями, чтобы создать сенсацию на фоне бостонских терактов», — говорится дальше. Автор поста жалуется, что газета просто пересказала в своем репортаже предъявленные Панасенко обвинения и этим ограничилась.
«На самом деле, я сделал из пиродекса (черный или дымный порох — Ред.) импровизированные взрывные фейерверки, отвез их на поезде (это был неудачный поступок, за который я уже извинился) на север в Нью-Йорк, посмотрел, как они подняли в воздух землю и мусор, и вернулся назад», — сообщается в посте.
Как стало известно, 7 апреля Панасенко ездил с этой целью на поезде из Хобокена (штат Нью-Джерси) в нью-йоркский городок Сафферн. По словам Никиты, сосед, с которым они вместе снимают квартиру, «психанул из-за этой поездки и донес через третье лицо» правоохранительным органам. Насколько можно понять, этим третьим лицом был кто-то из коллег Панасенко.
С полицией Джерси-Сити связались нью-йоркские коллеги и ФБР, и она нагрянула к Панасенко с обыском. «Правоохранительные органы приехали и задавали вопросы. Я ничего не скрывал. Они обыскали квартиру, конфисковали пиродекс, через неделю предъявили мне обвинения, приказали мне явиться для того, чтобы меня официально арестовали, и отпустили без залога под честное слово», — утверждает Никита.
В западной прессе сразу появились ошибочные сообщения о том, что Панасенко, который, по его словам, приехал в США в
Серьезной проблемой для защиты Никиты Панасенко является тот факт, что следователи, занимающиеся бостонскими взрывами, утверждают, что Царнаевы изготовили свои бомбы, используя черный порох. А получили они его, купив мощные пиротехнические устройста. 6 февраля Тамерлан приобрел у фирмы Phantom Fireworks две пиротехнические мортиры марки Lock and Load. К ним прилагалось по 24 заряда, в каждом из которых содержалось менее 60 г пиродекса. Тамерлан заплатил за каждую мортиру 199.99 доллара. Как только власти обнародовали имена подозреваемых во взрывах, компания проверила списки своих покупателей и связалась с ФБР. Ее вице-президент Уильям Уаймер заявил газете Wall Street Journal, что пороха, содержавшегося в покупке Тамерлана, вряд ли хватило бы для изготовления бомб, взорванных на бостонском марафоне.
Джохар Царнаев, у которого пока нет адвоката, рассказал следователям, что они с братом почерпнули сведения о том, как изготовить бомбу, в англоязычном онлайновом журнале Inspire, который издает филиал «Аль-Каиды» в Йемене. Его глава, гражданин США Анвар Авлаки, был убит ракетой американского беспилотника вместе с редактором этого издания, но оно продолжает публиковать информацию об изготовлении бомб.
После бостонских взрывов повышенный интерес ФБР вызвал не только Панасенко, но и два других выходца из бывшего СССР — казахи
На автомобиле BMW, которым вместе пользовались молодые казахи, были шуточные номера TERRORISTA № 1. По данным Los Angeles Times, ФБР подозревало их в том, что после того, как имя Джохара прозвучало в новостях, Диас и Азамат пытались вынести какие-то предметы из его комнаты в университетском общежитии. Кадырбаева и Тажаякова арестовали 20 апреля. Официальный повод — визовые нарушения. Их держит в Бостоне под стражей иммиграционная служба. Уголовных обвинений им пока не предъявляли.
2743Читайте нас в Facebook