Война за чистый воздух в столице: суд обязал недовольную киевлянку выплатить моральную компенсацию... химчистке
«Наша компания вынуждена была подать исковое заявление в суд, чтобы прекратить безосновательные жалобы агрессивной жительницы во всевозможные инстанции, угрозы в адрес сотрудников, скандалы на приемном пункте. Ни одна проверка в парадном дома не обнаружила никаких запахов, связанных со стиркой и глажкой вещей. В Европе и Америке, например, химчистки и прачечные размещаются в жилых домах — так удобно жильцам».
Такое объяснительное письмо генерального директора сети химчисток можно найти в интернете. Однако между прачечной и химчисткой, как говорят в Одессе, две большие разницы. Машины для стирки действительно установлены в жилых домах и Парижа, и Нью-Йорка, и Токио. Химчистки же — совсем другая услуга. Как правило, их цеха вынесены в промышленные зоны, а пункты приема расположены в торговых центрах, но не в жилых домах. Уверена, что многим не хотелось бы жить по соседству с таким заведением.
В поисках «агрессивной жительницы» я отправилась по адресу, указанному в письме генерального директора, но не смогла не обратить внимания на легкий запах то ли чистящего, то ли моющего вещества, который «не выявляют» лабораторные исследования. Еще больше удивилась, когда «обидчица» химчистки,
«Скорее всего, вы постоянно находитесь в контакте с токсичными веществами»
Прежде чем поговорить с Татьяной, я решила услышать мнение жильцов дома об этой ситуации. Все они сказали, что их соседка пострадала ни за что и не устраивала никаких скандалов в самой химчистке. Знакомство с проигравшей суд Татьяной оставило у меня исключительно приятное впечатление: милая, разумная молодая мама двоих детей. Она не произнесла ни одного ругательного слова в адрес химчистки. Таня чисто по-человечески недоумевает по поводу всего происходящего.
*В этом доме уже более 16 лет работает химчистка.Но жалующиеся жильцы, недовольные таким соседством, оказывается, портят репутацию заведения (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ)
— Квартиру в этом доме мы с мужем купили в 2008 году, когда нашему младшему сыну исполнился год, — рассказывает Татьяна. — Я обратила внимание на то, что в цоколе висит табличка об услугах химчистки, но, честно говоря, была уверена: это лишь пункт приема вещей. Вскоре после переезда у младшего сына появились мокнущие ранки на коже. Врачи объяснили: так протекает атопический дерматит. Мы сделали аллергопробы, в том числе и на домашних животных, хотя их не держали, — ничего не вызывало реакцию. Специалисты предположили, что на ребенка плохо влияет хлорированная вода, и муж поставил фильтры на все краны. Мази и лекарства все-таки со временем помогли сыну, раны затянулись, но вскоре стали шершавыми щечки.
Я думала, что это обычный диатез, который быстро пройдет. И вдруг у меня по ночам начались приступы удушья. Обследование показало: в крови огромное количество сильнейшего аллергена. Кто-то из врачей предположил: «Скорее всего, вы постоянно находитесь в контакте с токсическими веществами. Такое возможно?» И тут до меня дошло: в подъезде всегда присутствует неприятный химический запах. Как выяснилось, бывший хозяин нашей квартиры выехал из этого дома именно из-за соседства с химчисткой.
Татьяна позвонила в санэпидстанцию с просьбой провести анализ воздуха в ее квартире, чтобы определить, есть ли в нем вредные вещества. Оказывается, это не совсем просто. Чтобы сделать подобное исследование, заявку должна подать организация, которая может быть источником загрязнения. Сотрудники санэпидстанции связались с работниками химчистки, и заявка была оформлена.
24 февраля 2010 года Татьяна получила письменный ответ по электронной почте, в котором указано, что концентрация тетрахлорэтилена (ІІІ класс опасности) значительно превышает норму. Что такое тетрахлорэтилен? Чтобы быть максимально объективной, я обратилась к Википедии (интернет-энциклопедии). И тут четко сказано: «Препарат используют в качестве растворителя при химической чистке. При длительном контакте тетрахлорэтилен оказывает токсическое действие на центральную нервную систему, печень и почки. Обладает накожным, кожно-резорбтивным и ингаляционным воздействием. При кратковременном воздействии может вызвать раздражение глаз, кожи и дыхательных путей. При вдыхании тетрахлорэтилена в течение коротких промежутков времени наблюдается потеря координации, потливость, возбуждение, головокружение, сонливость, головная боль, тошнота, слабость, потеря сознания. Повторный или длительный контакт с кожей может вызвать дерматит». Более чем исчерпывающий ответ, не правда ли?
«Согласно санитарным нормам, расстояние от химчистки до жилых домов должно быть не менее ста метров!»
— Женщины, которые брали пробы, только почувствовав запах в подъезде, сказали: «Деточка, беги отсюда», — продолжает Татьяна. — Оказывается, при длительном контакте тетрахлор-этилен может привести к развитию онкологических опухолей. Вы знаете, я и рада бы куда-нибудь сбежать, но оказалась в безвыходной ситуации. Квартиру мы с мужем купили в кредит, поэтому не имеем права ни сдавать, ни продавать ее, пока не погасим оставшуюся сумму. Замкнутый круг. Мне остается одно: бороться за то, чтобы в доме, где живет множество людей с детьми, был чистый воздух. Тем более что меня поддержали соседи.
Еще в 2006 году они написали коллективное письмо, в котором говорится о резком запахе химикатов в подъезде, о том, что многие жильцы из-за этого страдают болезнями верхних дыхательных путей, аллергическими реакциями и что это является нарушением всех санитарных норм. Оказывается, в «Государственных санитарных правилах планирования и застройки населенных пунктов» указано: минимальное расстояние от химчистки до жилых домов должно быть не меньше ста(!) метров. Я пыталась отстоять наше право на чистый воздух, за что и поплатилась.
После заключения СЭС химчистку обязали не использовать машину сухой чистки одежды и демонтировать ее. Татьяна посчитала, что вопрос решен.
— Но спустя некоторое время я снова обратилась в СЭС, потому что периодически в подъезде и квартире чувствовался тот же резкий запах, — продолжает моя собеседница. — Представители санэпидстанции пригласили меня и еще нескольких соседей в помещение химчистки, чтобы мы лично удостоверились: машина не работает. Однако мы убедились в обратном. Ее опечатали прямо перед нашим визитом — с пломбы стекал только что нанесенный клей. И, естественно, машина не была демонтирована, как того требовали еще год назад. Вот тогда директриса химчистки начала пугать меня судом... Я разослала письма с просьбой разобраться в ситуации в жэк, Министерство здравоохранения, на телевидение. И вскоре ко мне пришел... участковый — руководство химчистки написало заявление, что я мешаю им работать. Хотя я у них была всего два раза вместе с соседями и представителями СЭС, которые могут сказать, как я себя вела. Вдобавок через несколько недель получаю документы из суда. Признаться, была просто ошарашена! Моя семья страдает от испарений и запахов химического производства, и при этом я еще и виновата в том, что у химчистки уменьшилось количество клиентов! Оказывается, защищая здоровье своих детей, я опорочила доброе имя этой химчистки, деловую репутацию и должна выплатить моральную компенсацию, а также отправить опровержение по тем же адресам, по которым посылала первое письмо. Фантастика!
Год длился этот странный процесс. Судья почему-то не приняла во внимание справку о превышении содержания химического элемента от 2010 года. Но ее устроили результаты анализов, которые были сделаны полгода назад. Химчистку за десять дней (как это предусмотрено законом у нас в стране) предупредили об очередном визите санэпидстанции. И все эти дни сотрудники вымывали наш подъезд до блеска. Думаю, в тот период они не обрабатывали одежду клиентов. Правда, и в этот раз специалисты обнаружили тетрахлорэтилен в помещении химчистки, но его количество было в пределах нормы. Хотя как это вещество могло там оказаться, если, по словам работников химчистки, его не используют? Тетрахлорэтилен уже давно должен был выветриться! Именно этот результат анализа судья взяла как основной. И он, признаюсь, меня тоже устраивал, потому что показывал: химчистка продолжает использовать вредное вещество.
Кроме того, важным аргументом для судьи стало письмо клиентов химчистки. Обращение же жителей дома, в котором указаны диагнозы детей, страдающих аллергическими реакциями, оказалось неинтересным. Свидетельские показания соседей на суде также не были приняты во внимание. Мол, наших подписей в два раза меньше, чем предоставила химчистка. Но, позвольте, нас, жильцов, конечно же, меньше, чем клиентов химчистки, и они не живут рядом с таким цехом! Кроме того, в решении перечислено, о чем говорили явно заинтересованные свидетели со стороны химчистки — ее работники. Слова же моих свидетелей решили не вспоминать, перечислив только фамилии. Причем включили сюда и тех, кто не был на суде и не давал показания... В общем, 4 марта нынешнего года суд принял решение удовлетворить иск химчистки. Правда, сумму моральной компенсации уменьшили с пятидесяти до трех тысяч гривен.
«Я продолжаю верить, что права жильцов все же будут защищены»
Таня даже не возмущена. Она просто удивлена всем случившимся. И не собирается соглашаться с явной несправедливостью.
— Мы с адвокатом подали апелляцию, — продолжает Татьяна. — Я очень переживала, примут ли ее к рассмотрению, ведь решение суда мне выдали почему-то только на девятый день после его вынесения в самом конце рабочего дня, а апелляцию следует подавать в десятидневный срок после оглашения решения... Но мы все успели. Я верю в то, что права жителей дома все-таки будут защищены. Сейчас не могу утверждать, что в химчистке продолжают использовать опасное для людей вещество, но ведь запах в доме присутствует, аллергические реакции у детей не проходят. Хотелось бы, чтобы независимая лаборатория провела анализы воздуха, не ставя об этом в известность химчистку. Причем, чтобы проверили помещения и у лифтов на разных этажах, и не только в моей квартире, но и в соседских. Но все частные лаборатории подчиняются СЭС и боятся ввязываться в нашу ситуацию. Как нам быть? Без анализов мы не докажем, что в воздухе есть вредные вещества. А может, мы неправы — их уже нет. Если это так, мы успокоимся.
Как удалось узнать, один из учредителей сети химчисток, весьма распространенной в Киеве, в
— Иногда вещи обрабатывают прямо в общем холле, — говорит жительница дома Дарья, мама двоих девочек. — Входишь в парадное — и попадаешь в едкое облако. А ведь, согласно законам физики, газообразные вещества поднимаются вверх. Все они проникают в наши квартиры. Я категорически против такого соседства. И поддерживаю Татьяну в ее желании доказать, что химчистки в жилом доме быть не должно. За два года, которые мы здесь живем, не раз пожалела, что польстились на квартиру в центре города...
— Я живу в этом доме с момента его постройки, — добавляет пенсионерка Алевтина Петровна. — Несколько лет мы с мужем были в командировке, а когда вернулись в Киев, в доме уже работала химчистка. Запах стоял ужасающий. Кроме того, сотрудники химчистки работают с открытыми окнами и нам просто невозможно проветривать квартиры, потому что туда попадают все эти «ароматы». Мы с соседями — а большинство недовольны тем, что в доме находится химчистка, — писали письма в разные организации, требуя убрать цех. Однако на наши жалобы никто не обращал внимания. Теперь же вдруг оказалось, что все эти годы мы молчали. Но ведь это неправда! Когда я узнала, что дирекция химчистки подала в суд на нашу соседку, вызвалась быть свидетелем. Однако меня пригласили именно в тот период, когда я находилась на лечении в больнице. Хотя в решении суда указано, что меня суд выслушал! Возмутительно! Я поддержу Таню, которая, считаю, пострадала без вины, в апелляционном суде и буду бороться вместе с ней против химчистки в нашем доме. К тому же на днях выяснилось, что это предприятие приватизировало весь наш огромный холл, хотя такое невозможно сделать без согласия жильцов. Кто дал на это разрешение? Мы хотим все выяснить и добиться того, чтобы химчистки в нашем доме не было!
Во время подготовки этой публикации мне позвонили многие соседи Татьяны, возмущенные всем происходящим. Они готовы бороться с химчисткой.
Все чаще жители жилых домов становятся заложниками опасных соседей. Еще не забылся взрыв газового баллона, который использовали на кухне престижного ресторана, расположенного в центре Киева. Только после этого все громко заговорили, что его категорически нельзя было использовать, да и ресторан в таком помещении не должен был находиться... И «внезапно» оказалось, что жильцы пострадавших квартир не раз жаловались во всевозможные инстанции, но их никто не слышал. Неужели главным аргументом в таких спорах должна стать трагедия, а не здравый смысл и закон?
4658Читайте нас в Facebook