Из-за счетчиков, которые «врут», страдают жильцы, у которых такие приборы не установлены
Недавно в некоторых киевских домах появились объявления о том, что все жильцы, имеющие в квартирах счетчики воды, должны в сжатые сроки (обычно в течение месяца) обеспечить поверку этих приборов. Такие требования застают врасплох граждан, которые слабо себе представляют, зачем нужна поверка и как ее можно произвести.
Для того чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «ФАКТОВ» встретился с директором расчетного департамента «Киевводоканала» Станиславом Каплуненко.
«Со временем точность измерений снижается и накапливается погрешность»
— Что такое поверка счетчиков?
— Измерительный прибор, как и любой механизм, со временем изнашивается и начинает хуже работать. Это происходит и со счетчиками. И для того чтобы удостовериться, что они обеспечивают необходимую точность показаний, специально уполномоченные органы должны время от времени проверять их и сравнивать данные с показаниями эталонных приборов. Эта процедура и называется поверкой.
— По чьей инициативе потребителям воды предписывается обеспечить срочную поверку счетчиков воды?
— Кампания началась с подачи «Киевводоканала». Дело в том, что установка этих приборов в квартирах граждан началась довольно давно. Некоторые счетчики работают уже восемь-десять лет. Между тем, как показывает опыт, со временем точность измерений снижается и накапливается погрешность. Разница между суммой показаний квартирных счетчиков воды и общедомовым прибором увеличивается. А оплачивают разницу жители, у которых счетчиков нет. Получается, если квартирные приборы учета начинают показывать меньший расход воды, чем на самом деле, то убытки покрывают жильцы, не имеющие счетчиков. Часто на них приходятся очень большие объемы воды и, соответственно, получается высокая плата.
Некоторые жэки раньше ограничивали нормы потребления для таких жильцов объемом 5,5 кубометра на человека, а остальную воду списывали на убытки. Таким образом, часть воды вообще не оплачивалась.
Однако в настоящее время мы запретили жэкам так поступать, поскольку отпущенную воду в любом случае надо оплачивать. Одновременно жэкам рекомендовано заняться разъяснительной работой среди населения для того, чтобы обеспечить поверку счетчиков, которые уже давно находятся в эксплуатации.
— Все ли счетчики требуют поверки?
— В мире уже существуют счетчики воды, не имеющие движущихся частей, благодаря чему их точность с течением времени не снижается и производить поверку не нужно. Однако в Украине они пока не сертифицированы, поэтому не применяются. Так что все приборы, которые эксплуатируются в нашей стране, должны время от времени проходить поверку.
— Из-за чего счетчики начинают давать погрешность?
— В приборах, которые используются в Украине для замера расходов воды, есть вращающаяся часть — колесо с лопастями, которое крутится под действием напора воды. Измеряя скорость вращения колеса, прибор определяет расход воды. Недостаток подобных счетчиков заключается в том, что в процессе работы движущиеся части изнашиваются.
— Насколько часто нужно производить поверку?
— Это зависит от технических характеристик конкретного устройства. Поверка большинства счетчиков, применяемых в Украине, должна производиться один раз в три или четыре года.
— Как обычный потребитель может узнать, когда ему поверять счетчик?
— У каждого прибора есть паспорт, в котором указан срок поверки. Покупая и устанавливая счетчик у себя дома, его владелец должен изучить документы и в положенный срок производить поверку.
— Но люди, как правило, не запоминают день, когда установили в квартире счетчик, и не отслеживают время его работы. Должен им кто-то напомнить о необходимости поверки?
— У нас все законы и нормативные акты составлены в расчете на честных людей, которые сами помнят свои обязанности и добросовестно их исполняют. Так что, в общем-то, помнить о необходимости поверки должны потребители.
Но, конечно, с учетом того, что не все они на должном уровне разбираются в приборах, разъяснительную работу следует проводить жэкам. Напомнить людям о необходимости поверки — их задача. К сожалению, жэки этим практически не занимаются.
«Представитель жэка обязательно должен присутствовать при демонтаже прибора для того, чтобы убедиться в целостности пломб»
— Как должен поступить человек, решивший поверить свой счетчик или получивший соответствующее предписание из жэка?
— В первую очередь необходимо написать заявление в жэк. Дело в том, что на гайки, которыми прикручены к трубе квартирные счетчики, при монтаже ставится пломба жэка. Это нужно для того, чтобы потребитель не мог самостоятельно демонтировать счетчик. Поэтому представитель жэка обязательно должен присутствовать при демонтаже прибора для того, чтобы убедиться в целостности пломб и в том, что счетчик не имеет внешних неисправностей.
Если все оказывается нормально, то сотрудник жэка составляет акт о целостности пломб и отсутствии видимых неисправностей. Показания счетчика передаются в бухгалтерию жэка, которая при помощи специальной компьютерной программы проверяет, исправно ли пользователь платил за воду.
— А собственно демонтаж счетчика тоже производит сотрудник жэка?
— Вообще-то, можно договориться с жэком, чтобы это сделали его работники. Однако жэк выставит отдельный счет, поскольку обслуживание внутриквартирных приборов не входит в его прямые обязанности.
— Кто и за какие деньги должен производить поверку счетчиков?
— Многие считают, что этим обязан заниматься жэк.
— Логично.
— Однако на самом деле это не так. В 2011 году были приняты новые тарифы на содержание домов и придомовых территорий. В тарифах расписано, какие именно услуги входят в счет квартплаты. И легко убедиться, что поверка счетчиков воды там не указана. Таким образом, деньги за данную услугу с граждан жэки не берут, поэтому и оказывать ее не должны.
В то же время в нормативных актах есть положение о том, что эксплуатационные организации могут включить поверку счетчиков в число оказываемых жильцам услуг. Плата в данном случае будет составлять 50 копеек с квадратного метра жилья.
При этом в квитанции должна появиться новая строка — «Поверка счетчиков воды». Насколько мне известно, в Киеве практически нет эксплуатационных организаций, которые так бы поступили. Основная причина: потребителям услуга кажется слишком дорогой.
— Да, в общем, не кажется. Предположим, площадь квартиры составляет 60 квадратных метров. Значит, за поверку счетчиков ее жильцам ежемесячно пришлось бы платить 30 гривен. За год получалось бы 360 гривен. Допустим, счетчик нужно поверять раз в три года. За это время при таком тарифе набегает 1080 гривен. Это действительно очень дорого.
— Вот поэтому поверка счетчиков предоставлена самим жильцам. Они могут обойтись меньшей суммой, но им придется потратить на это какое-то время.
— Сколько продолжается поверка счетчика?
— Не дольше недели.
— Но человек более трех суток без воды прожить не может. Кроме того, есть бытовые нужды — туалет, стирка, мытье посуды...
— Естественно, оставлять людей на длительный срок без воды нельзя. Поэтому предусмотрено, что на время поверки на место счетчика устанавливаются переходники — вставки трубы, которые дают возможность нормально пользоваться водой.
— А как оплачивается вода в этот период?
— Учитывается средний расход данного жильца. Предполагается, что во время поверки он использует приблизительно столько же воды, сколько и в другое время.
— Но если демонтаж счетчиков — забота самого жильца, то кто ему поставит такие переходники?
— Об этом ему нужно договариваться с организацией, демонтировавшей прибор.
— То есть все проблемы, связанные с поверкой счетчиков, должен решать сам жилец?
— Если квартира приватизирована, то да. Ответственность жэка заканчивается на входе в квартиру.
— Но сейчас складывается такая ситуация: некий жэк вдруг объявляет жильцам, что они должны в сжатые сроки произвести поверку своих счетчиков. Если все побегут в разные стороны искать слесарей, то возникнет неразбериха. Такие акции трудно осуществлять без определенной организации.
— Часто жэки помогают жильцам справиться с этим, беря на себя какую-то часть работы. Некоторые, например, обеспечивают полный цикл: сами демонтируют счетчики, сами отвозят их на поверку и затем устанавливают обратно. Естественно, такое обслуживание стоит дороже. Другие помогают жильцам только демонтировать и установить счетчики. Соответственно, это дешевле. Но тогда гражданам придется самостоятельно отвезти счетчик в организацию, осуществляющую поверку, и потом забрать его.
«Можно не поверять счетчики, а просто их менять. Это получается довольно удобно и выгодно»
— Где происходит поверка счетчиков?
— Линия поверки есть у нас в «Киевводоканале». В столице существуют еще несколько предприятий, имеющих право предоставлять такую услугу. Их контакты жэки обычно предоставляют гражданам, которые должны поверить счетчики.
— Судя по всему, поверка счетчиков — довольно затратное и утомительное занятие.
— Есть еще такой путь: не поверять счетчики, а просто их менять. Тогда нужно только один раз нанять слесаря или договориться с жэком и просто снять старые счетчики и сразу поставить на их место новые. Это получается удобно и выгодно. Поверка счетчика у нас стоит 48 гривен. Новый счетчик обойдется примерно в 100 гривен. То есть получается, что вы заплатите приблизительно на 100 гривен дороже за два счетчика. Но зато сэкономите на монтаже переходников и на втором вызове мастера для установки поверенных счетчиков, а также сотрудника жэка, который должен их опечатать.
Кроме того, для поверки счетчики нужно отвезти на предприятие, а через некоторое время снова съездить туда, чтобы забрать их. При замене счетчиков этого делать не нужно. Или можно уже после замены не спеша произвести поверку и, когда придет время поверять новые счетчики, заменить их старыми.
К тому же нет гарантии, что счетчик пройдет поверку.
— А что делают в этом случае?
— Если оказалось, что счетчик не обеспечивает необходимой точности, то его уже никак нельзя вернуть в эксплуатацию. Прибор просто заменяют новым.
— Часто такое бывает?
— Первую поверку большинство счетчиков выдерживают. А вот после второй от большинства из них приходится отказываться. Таким образом, срок жизни счетчика, как правило, не превышает двух «межповерочных» периодов — от шести до восьми лет.
Поговорив с представителем водоканала, я пришел к убеждению, что лучше поверять домашние счетчики воды, не дожидаясь момента, когда это предпишут сделать всем жильцам дома одновременно. Чтобы выяснить, как производится поверка, я обратился в различные предприятия, которые теоретически могли мне помочь. Реакция всюду была похожей. Все, с кем мне пришлось разговаривать, в первую очередь высказывали изумление и задавали один и тот же вопрос: «Зачем вам это нужно?»
— Так ведь срок пришел, — ответил я инженеру жэка.
Оказалось, что ей вообще неизвестно, что приборы нужно поверять. Кроме того, по словам инженера, это все равно невозможно, поскольку у жэка и без меня полно хлопот с установкой новых счетчиков. Так что на поверку старых вовсе времени не остается.
— Но, если хотите, я вас запишу, — предложила инженер. — Как только слесари освободятся, они вам помогут.
— А когда ориентировочно это может произойти?
— Месяца через два, не раньше. А если вы торопитесь, то ищите фирму, которая занимается сантехническими работами.
Найти такую фирму не составило труда. Там тоже удивились столь необычному заказу, но сказали, что готовы выполнить демонтаж двух счетчиков за 300 гривен. Правда, с установкой переходников на время поверки вышла заминка. За это фирма не взялась. Много работы, а заработка мало.
Наконец слесарь-частник посоветовал мне не возиться с поверкой, а просто купить новые счетчики и поменять. Дешевле выйдет.
— А сколько будет стоить?
— Ну, где-то гривен по 200 за счетчик... А знаете, что я вам посоветую, — собеседник перешел на задушевный тон. — Вы пойдите лучше на рынок, купите гаечный ключ за 30 гривен и сами раскрутите эти гайки. Так и вам дешевле будет, и мне мороки меньше.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
9791Читайте нас в Facebook