Почему водоканалам не выгодно наличие счетчиков у населения?
Публикация в «ФАКТАХ» от 5 июня о порядке поверки квартирных счетчиков воды вызвала большой резонанс у жителей не только Киева, но и других городов Украины.
Напомним, что в интервью нашей газете представитель «Киевводоканала» заявил, что все потребители в положенный срок обязаны проводить поверку счетчиков воды. Причем должны это делать своими силами и за собственный счет.
Вопреки закону поставщики воды перекладывают свои обязанности по поверке счетчиков на потребителей
В редакцию поступили отклики многих читателей, в том числе специалистов-метрологов. Они обратили внимание на то, что позиция поставщиков воды прямо противоречит Закону Украины «О метрологии и метрологической деятельности», который устанавливает, что «периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж)» счетчиков осуществляются за счет предприятий и организаций, предоставляющих услуги по поставке воды.
То же утверждают и Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотвода, утвержденные постановлением Кабинета министров Украины (№ 630 от 21 июля 2005 года).
Однако, невзирая на то, что документы, в том числе и закон Украины, возлагают обязанности по поверке и обслуживанию счетчиков воды на ее поставщиков, водоканалы во многих городах проводят совершенно противоположную политику, перекладывая все хлопоты и затраты, связанные с такой поверкой, на плечи потребителей.
Практикуют коммунальщики и другие злоупотребления. Так, многие потребители, отдав счетчики на поверку, вдруг обнаруживают, что за период, пока приборов нет, их счета за воду многократно возрастают. Происходит это потому, что водоканал за этот период насчитывает плату по нормативам — как тем потребителям, у которых нет счетчиков.
Некоторые коммунальщики пошли еще дальше. Так, в одном из районов Киева потребителей воды заставляют самостоятельно обеспечить поверку счетчиков. Но при этом людей ставят перед фактом, что произвести все необходимые работы может только одна-единственная фирма, якобы имеющая специальную лицензию на проведение таких работ. Обратившись в эту фирму, граждане обнаруживают, что ее услуги не только очень дороги, но и обставлены множеством различных условий.
В частности, потребители обязаны согласовать с фирмой модель счетчика, которую они желают установить. Пломбирует счетчики тоже только эта фирма. Кроме того, что эта услуга платная, она выполняется только при условии, что жилец предоставит копию лицензии фирмы, устанавливающей счетчик. Естественно, такая лицензия имеется только у фирмы-монополиста. И она не ограничивает себя, устанавливая цены на собственные услуги.
О том, насколько законны подобные действия коммунальщиков и как на самом деле должна производиться поверка счетчиков воды, «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя директора департамента жилищной политики Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Юрия Юсипца.
— Достаточно часто коммунальные службы занимают такую позицию: по закону счетчики положено поверять, но все проблемы, связанные с этой процедурой, ложатся на плечи граждан. Тем временем закон и постановления правительства устанавливают совершенно другой порядок, обязывая заниматься этим исполнителей услуги водоснабжения.
— Законодательством урегулированы вопросы по поверке приборов. Действительно, все действия, связанные с ней, должны производиться организацией, которая оказывает услуги водоснабжения, и за ее счет.
Но посмотрим теперь на эту ситуацию глазами поставщика воды. Поверка стоит денег. Поэтому если затраты на нее включены в тариф на воду, то поставщик выполняет в положенный срок поверку всех счетчиков, которые являются его собственностью.
Именно так обстоят дела с другими счетчиками, которые имеются в наших квартирах, — электрическими или газовыми. Затраты на обслуживание этих приборов включены в тарифы на электроэнергию или газ. Поэтому гражданам не приходится поверять счетчики газа и электроэнергии самостоятельно.
— Но люди искренне не понимают, почему они должны выполнять работу исполнителя услуги водоснабжения, да еще и платить деньги. Часто граждане отказываются это делать, и тогда возникают конфликты.
— Действительно, вокруг этой проблемы сложилась довольно напряженная ситуация. Вопрос о том, кто же все-таки обязан производить поверку счетчиков воды и теплоэнергии, рассматривал даже Высший административный суд Украины. И в феврале нынешнего года он вынес решение о том, что поверка, обслуживание и ремонт приборов учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки, осуществляются за счет исполнителя услуг. А затраты на это должны включаться в тариф на услуги по содержанию домов и придомовых территорий и оплачиваться потребителем ежемесячно.
В министерство обращаются граждане по поводу того, что по прошествии трех лет со дня установки счетчиков водоканал просто начинает начислять потребителям плату не по счетчику, а по нормативам. И только бросившись выяснять, откуда такие огромные счета, потребитель узнает, что ему, оказывается, нужно было поверить счетчик. Причем никто и не подумал его об этом предупредить.
Причина такого положения в том, что водоканалам не выгодно наличие счетчиков у населения. По закону, если у гражданина нет счетчика, он платит за воду по нормативам. И эти нормативы очень высоки. В некоторых городах они достигают 9 кубометров на человека в месяц. Это невероятное количество воды, которое одному человеку почти невозможно использовать.
Чтобы сократить свои затраты, люди сами устанавливают в квартирах счетчики воды. Естественно, расход по счетчику получается намного меньше и, соответственно, плата за воду намного ниже. Поскольку объемы потребления воды существенно снижаются, доходы предприятия водоснабжения уменьшаются. Поэтому водоканалы материально не заинтересованы в наличии счетчиков во всех квартирах.
С электричеством и газом ситуация иная. У граждан теоретически всегда существует возможность использования газа или электричества больше любой нормы. Поэтому поставщики этих ресурсов заинтересованы в установке счетчиков и в том, чтобы люди платили за то, что они реально потребили.
«Демонтаж и установка счетчиков воды в Украине не лицензируются»
— Закон не допускает двойных толкований. Поверка — обязанность поставщика. В общем, это и логично: каждым делом должны заниматься специалисты. В стране рухнет коммунальное хозяйство, если любой жилец начнет на свой страх и риск лезть в электрические щитки, раскручивать газовые и водопроводные трубы...
— Да, но положения закона должны быть подтверждены. В первую очередь тарифами на содержание домов и придомовых территорий, где предусмотрены затраты на проведение поверок. Во вторую — договорными отношениями между исполнителями услуг и потребителем. Ведь поставщики воды заключают с потребителями договоры на оказание услуг. И там должны быть прописаны в том числе и вопросы, связанные с поверкой.
— В разработке текстов этих договоров никогда не участвуют сами потребители. Договоры составляют коммунальщики, и жильцам остается весьма ограниченный выбор: либо они подписывают договор, либо отказываются это сделать, теряя в таком случае право на услуги водопровода вообще. Получается, что если положений о поверке счетчиков в договоре нет, то это нарушение закона. И совершают это нарушение отнюдь не граждане, просто подписывающие то, что им дали, а коммунальщики, которые составили документ, прямо нарушающий закон.
— Правительство разрабатывает, а Верховная Рада принимает законодательную базу. И такая база в Украине существует. Есть необходимые законы. Во исполнение этих законов созданы и приняты постановления правительства. То есть нормативно эти вопросы урегулированы.
А уже на местах городские власти должны контролировать выполнение этих правил. (Надо сказать, что в договорах, которые коммунальные предприятия заключают с жителями Киева, часто содержится пункт о том, что коммунальщики обязаны «контролировать установленные межповерочные интервалы, проводить периодическую поверку квартирных средств учета воды и тепловой энергии, обеспечивать их обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировку и монтаж)». Впрочем, это не мешает коммунальщикам во многих случаях игнорировать не только законы и постановления правительства, но и ими же самими разработанный договор. — Авт.)
— Организации, которые сегодня занимаются поверкой и заменой счетчиков, выставляют собственные условия к моделям приборов. Одни заявляют, что устанавливают только те счетчики, которые сами закупают. Другие требуют согласовать с ними модель приобретаемого прибора, да еще и берут за такую услугу деньги. Законно ли это?
— Разрешение на использование измерительных приборов в Украине выдают органы метрологии. Это указывается в паспорте прибора. И никаких дополнительных согласований для того, чтобы установить счетчик в квартире, не нужно.
Другое дело, что намного удобнее с точки зрения, например, той же поверки, чтобы во всем доме стояли одинаковые счетчики. Имея дело с одной моделью, работники быстрее и лучше выполнят свои функции. Поэтому понятно стремление некоторых организаций поставить однотипные приборы.
Однако, если кто-то из жильцов имеет принципиальную позицию и хочет установить у себя дома счетчик какой-то конкретной модели, разрешенной к использованию в Украине, то нет ни одного закона или другого документа, который запрещал бы ему это сделать.
— Законны ли требования заказывать демонтаж и монтаж счетчиков только в фирме, имеющей лицензию? Лицензируется ли вообще подобная деятельность?
— Нет, такая деятельность не лицензируется. Этим может заниматься любая специализированная организация, исполнитель или производитель соответствующих коммунальных услуг. Так что подобные требования, если они выдвигаются, незаконны и их можно обжаловать в суде. Человек волен сам выбирать организацию, которая будет выполнять эту работу.
— У людей также возникают проблемы с оплатой воды в период, пока идет поверка. Их заставляют оплачивать воду по нормативам. А это намного больше, чем они обычно платят за воду.
— Постановление правительства регламентирует, что во время проведения поверки вода должна оплачиваться исходя из среднего расхода за последние три месяца.
К сожалению, это не всегда выполняется, и людям насчитывают суммы по нормативам.
К нам обращается очень много людей из разных городов Украины. Мы даем им разъяснения, с которыми они могут обратиться в водоканал, чтобы он пересчитал им плату в соответствии с правилами. Если же не удается добиться взаимопонимания, то люди могут обратиться в суд.
11753Читайте нас в Facebook