«Никакого снабжения экипаж „Этель“ не получал, люди питаются тем, что было на судне раньше»
«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что в ливийском порту неизвестные вооруженные люди задержали 19 украинских моряков — членов экипажа судна «Этель», потребовав за их освобождение выкуп. Однако, по словам полномочного представителя департамента информационной политики МИДа Украины, которые приводит ряд информационных агентств, «никакого выкупа за них не требуют».
По мнению авторитетного эксперта в области мореплавания и морского права, главного редактора издания «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, представитель МИД Украины поторопился с заявлением о том, что захватчики не требуют выкупа.
— По словам Аль-Абара, главы администрации ливийского порта Бенгази, удерживающей судно, торговцы требуют либо возврата автомобилей, которые везло судно «Этель», либо возмещения их стоимости, — прокомментировал «ФАКТАМ» Михаил Войтенко. — Судно будет удерживаться до тех пор, пока не выполнят эти требования, или же Украина и Ливия до чего-то не договорятся. Правда, в своем послании на мое имя ливийцы попросили меня сообщить родственникам экипажа «Этель», что морякам ничего и никто не угрожает, а также о том, что капитана судна отвезли на рынок для покупки необходимых экипажу продуктов и товаров. Причем все покупки были оплачены ливийской стороной.
Сами же моряки, пребывающие в плену уже одиннадцатые сутки, напрочь опровергают эти «утешительные» новости от ливийской стороны.
— Капитан «Этель» Михаил Кононов от имени экипажа направил в адрес «Морского бюллетеня» телекс, в котором содержится недоумение относительно новости о снабжении экипажа продуктами, — продолжает Михаил Войтенко. — Далее цитирую это послание: «Никакого снабжения экипаж „Этель“ не получал, люди питаются тем, что было на судне ранее, до прибытия в Бенгази. Единственное, что капитан смог получить через агента, это немного сигарет для экипажа. Для многих моряков в сложившейся ситуации сигареты важнее еды.
Не соответствуют действительности и заверения ливийской стороны о мирном характере захвата судна и отсутствии угрозы по отношению к экипажу с ливийской стороны. Особое беспокойство у экипажа вызывает присутствие на борту так называемых охранников, которые согласно информации ливийской стороны должны обеспечить безопасность людей».
На мой взгляд, экипаж обоснованно опасается, что часть людей может быть свезена (не добровольно, понятное дело) на берег для удержания их в каком-то месте в качестве заложников. Ливийской стороне важен именно экипаж. Само судно, по сравнению с предъявленной ливийской стороной суммой претензий, стоит очень мало.
Нынешний захват «Этель» — не первый, — говорит Михаил Войтенко. — Все началось в сентябре минувшего года, когда «Этель» была захвачена в ливийском порту Тобрук. Редактируемый мною «Морской бюллетень» получил следующую информацию по инциденту с «Этель»: 20 сентября 2012 года судно зашло в порт Тобрук (Ливия) для выгрузки легковых автомобилей, доставленных из порта Акаба. По окончании выгрузки в 22.00 тех же суток агент «Tobruk Gulf Shipping Co» сообщил, что судно находится под арестом. После ряда официальных запросов удалось выяснить: никакого официального решения об аресте от ливийских властей не существует. Судно удерживалось посредством преступного сговора властей порта Тобрук, агента и ливийских бизнесменов, которые, по сути, совершили пиратский акт и потребовали выкуп.
После длительных переговоров судовладелец достиг приемлемой суммы выкупа, после выплаты которого «Этель» выпустили из порта Тобрук 10 октября 2012 года. Никакой помощи в освобождении судна от государственных органов Украины и Ливии не было. Информацию о задержании «Этель» в порту Тобрук в сентябре прошлого года может подтвердить МИД Украины.
Выкуп наличными, которые были получены в сирийском банке, передан представителям ливийских торговцев в Сирии.
— О чем это свидетельствует?
— Исходя из имеющейся информации, разработана и реализуется преступная схема продажи автомобилей нескольким покупателям из свободной зоны Акаба с изготовлением подложных коносаментов (документы, выдаваемые перевозчиком грузовладельцу. Они удостовереяют право собственности на отгруженный товар. — Авт.). Попутно была разработана еще одна схема захвата судов в портах Ливии с последующим вымогательством выкупа. В обоих схемах задействованы граждане Ливии и Сирии. Кто эти сирийцы, неизвестно. Кому перепадает часть преступно полученных средств, также неизвестно. Возможно, эти сирийцы не имеют отношения к политике. Они могут быть связаны с властями либо с повстанцами. Не исключено, что они связаны и с террористами, тем более что сейчас крайне трудно понять, кто в Сирии кем является, на чьей он стороне и кому помогает. Поэтому есть большая вероятность того, что деньги, полученные от владельца «Этель» преступным путем, идут на поддержку терроризма. В настоящее время от судовладельца требуют того же — денег.
— Как вы полагаете, почему отсутствуют официальные комментарии судовладельца «Этель»?
— Владельцы «Этель» демонстрируют, как не следует работать со СМИ в чрезвычайных ситуациях. Они сделали все возможное для того, чтобы выглядеть в глазах СМИ по меньшей мере недалекими людьми, и теперь на кого-то обижаются.
На днях мне позвонили из офиса владельца «Этель» и выразили свое недоумение. Дескать, вся информация из каких-то там «источников», которая ко мне поступила и продолжает поступать, является ложной от начала до конца, а вот единственная правдивая может поступать только от них — владельцев «Этель».
1799Читайте нас в Facebook