«да разве ж я не крепкий мужик, не десантник? Разве ж не справлюсь с какими-то ожогами ног? « — думал я, уходя из больницы»
Валерий Криволапчук, житель райцентра Калиновка Винницкой области, вместе с приятелями развел костер, чтобы сжечь сухую траву с огорода, а заодно испечь картошку. Доставая обуглившуюся картофелину, Валерий оступился и шагнул в огонь. Пламя тут же перебросилось на обе штанины синтетических спортивных брюк. Немалых усилий стоило отодрать оплавившиеся клочья ткани от ног. Мужчину срочно отвезли в районную больницу.
- Как только пришел в себя и увидел все эти капельницы, мне стало не по себе — никогда еще не попадал в больницу! — вспоминает Валерий. — Медики объяснили, что мне требуется специализированная помощь, и направили в ожоговый центр Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова. Там врачи сообщили о том, что необходима операция. Я удивился: «Неужели обязательно ложиться под нож? Разве ж я, молодой и крепкий мужик, бывший десантник, не справлюсь с какими-то ожогами?» К тому же вспомнил о нашем местном знахаре, который лечит подобные раны мазями. Мне рассказывали, что он вылечил соседку, которая по неосторожности опрокинула на себя кастрюлю с кипятком. В общем, я решил долечиваться дома. Еще и заявление написал: дескать, ответственность за последствия самолечения беру на себя…
В течение двух месяцев Валерий ежедневно смазывал раны приготовленной знахарем «чудодейственной» мазью. Ноги не бинтовал, ведь лекарь говорил, что так раны скорее заживут. Мама Валерия несла целителю смалец, вытопленный из килограмма свиного сала, и пачку сливочного масла. А вот что он еще добавлял к снадобью, так и осталось его «профессиональной тайной». Сыну женщина приносила поллитровые банки мази.
«Раны пришлось закрывать лоскутами кожи пациента. А ведь два месяца назад достаточно было и ксенокожи»
- Спустя месяц после лечения мазями знахаря раны на ногах начали кровоточить и гноиться, издавая ужасный запах, — продолжает Валерий. — Согнуть в колене левую ногу было невозможно — зарубцевавшаяся кожа просто не растягивалась. Вскоре я не мог самостоятельно сделать и несколько шагов. Пропал аппетит, кружилась голова, шалило сердце, я очень похудел и решил вернуться на лечение в больницу. Ох, и отругали меня врачи за «самодеятельность»! Лечение мазями ничего хорошего мне не принесло, а обошлось в три тысячи гривен! А здоровье я загубил…
- Как только Валерий был доставлен в районную больницу для оказания первой медицинской помощи, врачи тут же связались с нами и согласовали тактику лечения, — рассказывает врач-комбустиолог ожогового центра Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова Андрей Поворозник. — Ведь в таких случаях важно правильно провести противошоковую терапию и другие лечебные мероприятия, чтобы затем перевезти больного в ожоговый центр. Уже на следующий день Валерий поступил к нам. Ожоговые раны его левой голени и частично правого бедра были сильно повреждены, ощущалось, что они горячие. Такие раны мы обычно закрываем специально обработанной свиной кожей, под которой через несколько дней появляется собственная кожа человека. Мы с врачом-анестезиологом рассказали об этом пациенту, и он, как нам показалось, согласился на операцию. А спустя час просто ушел из отделения!
Вернулся Валерий к нам примерно через два месяца в тяжелом состоянии — с гнойными ранами, сильно истощенным, с низкими показателями гемоглобина в крови. Если раны долго не заживают, организм больного катастрофически теряет белок и другие питательные вещества. Мази, которыми Валерий пользовался, готовились не в стерильных условиях и неизвестно из чего. Жизнь парня оказалась под угрозой из-за начавшегося бактериального сепсиса! К счастью, молодой крепкий организм выдержал.
- То есть последствия самолечения могли привести к смерти?
- Да, и мы объясняли это Валерию, как только он к нам поступил. В нашем отделении было несколько случаев, когда, отказавшись от лечения, больные вынуждены были вскоре вернуться. Но некоторым из них уже нельзя было помочь — нелеченные ожоговые травмы оказались смертельными.
- Какую операцию сделали Валерию?
- Сначала мы удалили мертвые и кровоточащие ткани, «нафаршированные» гноем и остатками мази. В некоторых местах раны углубились и были сильно воспалены. Язвы, которые в результате неправильного лечения из поверхностных превратились в глубокие, пришлось закрывать лоскутами кожи пациента, взятыми с бедра правой ноги. А вот если бы пациент не сбежал из больницы, достаточно было бы закрыть раны специально обработанной свиной кожей — ксенокожей. Это щадящая операция, которая в два-три раза сокращает срок лечения, да и косметический эффект после нее лучше. Если бы Валерий с самого начала лечился в больнице, то уже и забыл бы о несчастном случае.
После лечения в ожоговом центре Валерию необходимо проконсультироваться у кардиолога, гастроэнтеролога и других специалистов. Ведь внутренние органы и системы страдали из-за ожоговой травмы.
- После ожога человек нередко переживает состояние шока. Может, именно поэтому Валерий не смог оценить грозившую ему опасность?
- Действительно, ожоговая травма сказывается на психике человека. Как-то я с помощью санитарной авиации прибыл к пострадавшему, на которого после взрыва котла на производстве вылилась кипящая жидкость. Так вот, в состоянии шока, «убегая» от боли, мужчина запросто перепрыгнул через трехметровый забор! Что касается Валерия, он адекватно отвечал на все заданные ему вопросы, а значит, и метод лечения выбрал осознанно.
Ожоговые раны нельзя смазывать каким-либо жиром, их следует охладить чистой холодной водой
Примечательно, что знахарь, взявшийся за лечение мужчины, ни разу не навестил его, даже не поинтересовался, как заживают раны у больного. Когда же мать Валерия пожаловалась, что сыну становится все хуже, он посоветовал еще больше «сдабривать» раны мазями. Похоже, «народного умельца» интересовали лишь деньги пострадавшего.
Если бы пациенты стремились привлечь таких целителей к ответственности, многие поостереглись бы «врачевать». К сожалению, на судебную тяжбу у больных, и так уже достаточно настрадавшихся, просто не остается сил.
Видимо, чувствуя полную безнаказанность, некоторые «лекари» приходят время от времени даже в ожоговый центр и предлагают пациентам купить «целебные» мази.
- Ожоги, особенно глубокие, — это тяжелейшая травма для организма, и лечить их необходимо лишь в специализированном лечебном учреждении, — подчеркивает заведующий ожоговым центром Винницкой областной больницы имени Н. Пирогова кандидат медицинских наук Василий Нагайчук. — Знахари обычно не имеют медицинского образования, агрессивно относятся к лечению, проводимому в медицинских учреждениях, и никогда не рассказывают больным правду о результатах своего врачевания. Если пациента не удается исцелить, объясняют это порчей или сглазом.
Так, одна бабушка прикладывала к обожженной руке внука… лягушачьи шкурки. Лишь когда рука перестала сгибаться и обгоревшая кожа превратилась в глубокие рубцы, она привезла ребенка к нам. Другая женщина усаживала сынишку, обварившегося кипятком, в… навозную кучу, потому что была убеждена: навоз вытянет из малыша всю хворь. После столь специфической процедуры раны инфицировались, и состояние ребенка ухудшилось. Но самая распространенная ошибка — смазывание ожоговых ран сметаной или другим жиром. При этом ожоги мгновенно распространяются вглубь и лечить их труднее. Ожоговые раны следует охладить чистой холодной водой и везти пострадавшего в больницу.
517Читайте нас в Facebook