«Хто на Спаса допоможе сиротi та убогому, той нiколи не буде голодувати»
В августе верующие люди отмечают три праздника Спаса. Сегодня, 14 августа, первый Спас — Медовый. Второй — Яблочный, Великий — будет 19 августа. А завершит торжества Ореховый, его называют также Спас нерукотворный образ, или на полотне. С этими праздниками связано множество народных верований, традиций и обрядов.
Кроме того, с сегодняшнего дня начинается строгий двухнедельный Успенский пост, который продлится до 28 августа (дня Успения Пресвятой Богородицы). Несмотря на его суровость, верующие всегда считали Успенский пост легким и питательным. Ведь в конце августа огороды и сады радуют хозяев изобилием овощей и фруктов. В это время созревают яблоки и груши, кукуруза и баклажаны, арбузы и дыни... Вот почему люди ласково называют Успенский пост «Спасiвка-ласiвка».
Если загадать желание, первый раз пробуя свежевыкачанный мед, оно обязательно сбудется
Медовый Спас — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня — начинается с праздничной службы в церкви. Накануне на середину храма выносят украшенный цветами крест, поклониться которому спешат все верующие. Свое народное название, Маковея (или Маккавея), Медовый Спас получил не только из-за того, что обычно в это время созревает мак. По православному календарю 14 августа — еще и день памяти семи мучеников Маккавеев. И, как часто бывает в фольклоре, произошло слияние церковного и народного преданий. Так, старинная украинская легенда рассказывает, что мак был дан людям в память о семи братьях, пострадавших от язычников. Якобы на том месте, где пролилась их кровь, распустились алые маки. Наши предки с большим уважением относились к этим цветам. Прежде чем освятить в церкви сухие головки мака, для них готовили достойное обрамление. Девушки на рассвете срезали цветы подсолнечника, добавляли к ним георгины, мяту, васильки и другие полевые растения, а также пшеничные колоски, щоб цiлий рiк господарство квiтло. «Нехай в дворi у батька буде стiльки тварин, як у макiвцi зернин», — говорили девчата. Кстати, нести в храм букет-маковiйчик полагалось только девушкам и детям. Стоит ли говорить, что в честь праздника мамы старались принарядить своих ребятишек. А уж как тщательно девчата выбирали вышиванки и плахты!..
Взрослые люди тоже готовились к выходу «в свет». Глава семьи нес в церковь свежевыкачанный мед, пчелиные соты и толстые восковые свечи. По окончании праздничной службы, после освящения букетов и меда, мужчины не спешили уходить из храма. Они собирались перед иконой святых Зосимы и Савватия (покровителей пчеловодов), вместе молились, после чего медом и сотами одаривали церковь, сирот, вдов и убогих. Вообще, забота о нуждающихся считалась главным правилом всех трех Спасов. Одаривали не только маком и медом, но и всем, що на городi вродило. Даже если семья собирала скудный урожай и видела, что этого не хватит и на ползимы, все равно часть плодов несла бедным: «Хто на Спаса допоможе сиротi та убогому, той нiколи не буде голодувати».
После церковной службы садились за праздничный стол. Пировать начинали с пробы меда нового сбора. В старину существовал обычай загадывать желание «на первую ложку». Оно обязательно сбудется, если до этого не пробовать мед нынешнего года. Что касается остальной еды, то на Маккавея трапеза была довольно скромной: без мясных, рыбных и молочных угощений. Ведь это первый день Успенского поста. Подавались в основном овощные блюда. Так, хозяйки готовили вареники с капустой, картошкой и грибами, а также жарили деруны и блинчики. Горячительных напитков даже пробовать не разрешалось, поэтому за столом налегали на квас и узвар с медом. Главным праздничным блюдом были шулики — пресные коржики, залитые медом с перетертым маком. Готовили шулики так: замешивали на соде постное тесто, тонко его раскатывали и ставили в печь. Готовый корж ломали на мелкие кусочки, которые в большой миске смешивали с медом и перетертым маком. Такое лакомство больше всего нравилось детям.
Молодежь долго за столом не сидела. Девчата и парубки отправлялись на луг или в лес, чтобы играть и веселиться. Юноши подшучивали над девушками, называя их макодзюбками или маковiйками. А люди семейные наблюдали за погодой, чтобы определить, какими будут осень и зима. Так, в старину знали: какая погода на Степана (15 августа), таким и сентябрь будет. А если на Антония Римлянина (16 августа) ветрено — жди снежную зиму. Заметив в эти дни много желтых листьев на деревьях, люди знали: осень наступит рано.
Освященные яблоки и груши сушили и сберегали до самого Рождества
Второй Спас — Яблочный, или Великий. Это один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе считалось, что с этого дня начинается осень: «Прийшов Спас пiшло лiто вiд нас». На Яблочный Спас в храмах освящают плоды нового урожая: виноград, груши, сливы и, конечно же, яблоки. С надеждой на удачу наши предки, надкусывая первое яблочко, опять загадывали желание.
И снова большими семьями собирались на праздничный обед, стол для которого накрывали в саду под яблонями. Расписную глиняную тарелку с освященными фруктами ставили в центре стола. С яблок, груш и винограда и начинали трапезу, запивая вином и приговаривая: «Щоб садовина родила». Угощения были постными, но в честь большого торжества хозяйки подавали рыбу и вино. Обязательно варили борщ, тушили овощи, пекли пироги с яблоками и сливами.
Великий Спас считался еще и праздником земледелия, поэтому в этот день начинали сеять озимые. Священник окроплял ниву святой водой, и лучший землепашец первым бросал зерна. С Великого Спаса начиналась также заготовка яблок и груш на зиму: «В саду — рясного, в полi — буйного», приговаривали наши предки, срывая с веток спелые фрукты и надеясь, что и в следующем году Бог пошлет им богатый урожай. Традиционно на деревьях оставляли несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє. Селяне верили: если сорвут все яблоки, то Бог покарає i наступного року нiчого не вродить. Кстати, яблоки и груши, собранные и освященные в праздник, сушили и сберегали до самого Рождества. Сухофрукты добавляли в узвар. Также старались сохранить со Спаса мак и пшеницу, без которых не обойтись при приготовлении кутьи — главного блюда Святого вечера.
Большим грехом считалось забыть в этот день о душах покойных родственников. Полагалось сходить на кладбище и справить поминки: помолиться, раздать нуждающимся освященные фрукты. Молодежь заранее, как и перед Родительской субботой после Пасхи, приводила в порядок могилы близких и незнакомых людей. К крестам привязывали букеты цветов и колоски пшеницы.
Ну и конечно же, по погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей зиме. Так, в старину говорили: «Якщо на свято йде дощ, то січень наступного року буде сніжний, якщо спекотно — морозяний. Якщо на Спаса нема дощу, то буде гарна суха осінь».
Пост заканчивается 28 августа — на Успение Пресвятой Богородицы. В этот день старались вести себя тихо и степенно. Нельзя было тяжело работать, устраивать праздники и даже громко разговаривать. Зато после Успения начиналось веселое время сватовства и свадеб. Большой удачей считалось сыграть свадьбу 29 августа, на Ореховый Спас: «На Спаса весiлля гуляти — бути подружжю багатим».
Успенский пост
Успенский пост хоть и короткий, но такой же строгий, как и Великий. Не зря в народе его называют осколком Великого поста. В течение двух недель верующим запрещается есть все продукты животного происхождения: мясо, яйца, сыр, творог... Не позволяется также рыба, а в некоторые дни — и растительное масло.
Понедельник, вторник, четверг — горячая пища без растительного масла.
Среда и пятница — холодная пища без растительного масла, сухоядение.
В субботу и воскресенье — горячая пища с растительным маслом, вино.
Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа).
Основу постного стола составляют картофель, каши, грибы, бобовые, овощи, фрукты и мед.
Ореховым этот праздник назвали потому, что как раз к этому дню созревают орехи и начинается их сбор. Третий Спас именуют еще и Хлебным. Ведь после Праздника Успения Богородицы заканчивалась жатва. Хлеб был главным на столе в этот день, его выпекали из муки нового урожая и освящали в церкви — «Третiй Спас хлiба припас».
А еще праздник называли Спасом на полотне. Во многих городах устраивались большие ярмарки, главным товаром на которых были одежда и ткани. Видимо, эта традиция возникла в память о чуде появления на полотне нерукотворного образа Спасителя. Согласно церковному преданию, на холсте, которым Христос отер свое лицо, осталось его изображение. Каждый человек, даже если у него не было лишней копейки, старался приобрести на ярмарке хотя бы безделушку, чтобы весь год водились деньги на любые покупки.
9039Рулет с укропом
Для приготовления постного теста потребуется:
1,0–1,2 кг муки, 2 стакана теплой воды, 1 стакан растительного масла, 50 г дрожжей, 1 чайная ложка соли.Для начинки: свежий укроп, растительное масло, соль.
Дрожжи растворить в 1/2 стакана теплой воды. Замесить тесто из муки и теплой воды, добавить распущенные дрожжи, всыпать чайную ложку соли, добавить подсолнечное масло и хорошо вымесить. Прикрыть холщовой салфеткой, поставить в теплое место для брожения, дважды сделать обминку.
Затем раскатать тесто в виде прямоугольника слоем в один сантиметр или чуть тоньше, поверхность обильно и равномерно смазать растительным маслом, посыпать мелко нарезанным укропом, слегка приправить солью, свернуть рулетом, осторожно перенести на смазанный маслом противень, наколоть вилкой поверхность и бока рулета, дать подойти
(15–20 минут), смазать крепким чаем. Можно посыпать рулет тмином. Выпекать до готовности при температуре180–200 градусов.
Читайте нас в Facebook