«Настя быстро сориентировалась, не паниковала и сама вытащила из-под завала младшую сестру»
Взрыв в луганской многоэтажке, произошедший 11 августа, унес жизни двоих людей и покалечил судьбы десятков семей. Пострадавшие жильцы постепенно приходят в себя от шока. Уже озвучены предварительные причины трагедии: взрыв газовой смеси из-за прохудившегося газового котла индивидуального отопления.
*При взрыве были разрушены перекрытия на шестом и седьмом этажах, взрывной волной выбило окна и балконные рамы в двух подъездах дома и даже в соседних зданиях
У Натальи Богушевой мать погибла под завалами и только чудом остались живы две ее дочки — Настя и Ульяна.
Шестилетняя Уля крепко держит маму за руку и лишь изредка бросает взгляд на балкон их квартиры, от которой не осталось и следа. «Как у тебя дела?» — спрашиваю малышку. «Хорошо, — отвечает. — А у Насти еще ручка болит».
Девочка очень гордится своей сестрой, которая, несмотря на серьезные травмы и болевой шок, вытащила ее из-под обломков.
Семья Богушевых, состоящая из пяти человек, жила на пятом этаже, в квартире № 312 по улице Шевченко, 4. Квартиру только-только отремонтировали, приобрели новую мебель, заготовили на зиму консервацию, собрали детей к школе: купили и портфели, и ноутбук, и канцелярские товары. Осталось увезти старую мебель на дачу и отдохнуть, набраться сил перед новым учебным годом. Настенька перешла в седьмой класс, а младшая Ульяна готовилась идти первый раз в первый класс. Их бабушка Светлана Федоровна всю жизнь проработала в детском саду. Она научила Улечку читать и писать, ждала того дня, когда поведет свою младшую внучку в школу.
Утром 11 августа за завтраком бабушка рассказывала внучкам об их дедушке Михаиле Федоровиче Зубрицком — полковнике, прошедшем Афганистан. Потом они отправились на прогулку. Зашли в часовню и вернулись домой. Пока Светлана Федоровна готовила обед, девочки были в своей комнате — изучали новый ноутбук, который накануне учебного года им подарила родная тетя. А в 12.20 произошел взрыв...
Квартира Богушевых находилась прямо под эпицентром взрыва, и плиты перекрытия двух верхних этажей обрушились именно сюда. Когда после оглушительного удара Настя пришла в себя, она почувствовала боль и услышала крик младшей сестры. Рухнувшая сверху плита перекрытия сложилась над девочками «домиком». Между уцелевшей стеной и рухнувшей плитой они и оказались зажаты. Хотя у Насти была сломана рука и сместились позвонки, боль отошла на второй план — она торопилась спасти младшую сестричку. Путь к дверям оказался закрыт, выбраться можно было только через небольшую щель выбитой оконной рамы. Настя среагировала мгновенно: выбила остатки стекла, схватила Ульяну и протиснула сестру на общий балкон, куда выходит окно, а после этого сама вылезла наружу. Там девочек увидели спасатели и поспешили им на выручку.
— То, что девочки, оказавшись прямо под эпицентром взрыва, остались живы, — настоящее чудо, — говорят теперь спасатели МЧС. — А Настя вообще герой: не испугалась, быстро сориентировалась, не паниковала и вытащила из-под завала младшую сестру.
Сама девочка признается: ей пригодились школьные занятия по основам безопасности жизнедеятельности, на которых рассказывали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
*Несмотря на сломанную руку, семиклассница Настя спасла свою шестилетнюю сестру Ульяну, которая после взрыва оказалась под рухнувшей плитой (фото автора)
— Накануне, в субботу, мы с женой поехали на дачу, чтобы освободить место под старую мебель, — вспоминает отец девочек Владислав Богушев. — Дочек решили с собой не брать. Тут они с бабушкой под присмотром, а там надо было вещи таскать. Удивительно, но мы еле уговорили их остаться, Настя и Уля расхныкались, мол, хотим с вами. Хотя раньше такого никогда не было. Да и нас по пути на дачу не покидало чувство тревоги. К нам несколько раз бросались под колеса собаки. А тут еще ГАИ остановила для проверки документов, с чем я не сталкивался уже очень давно. Прямо не дорога, а путь с препятствиями, поймал я себя тогда на мысли.
В 12.30 Настя взяла телефон у кого-то из соседей и позвонила маме: «Мама, у нас дом взорвался! Все разрушено». Владислав вспоминает, что с трудом взял себя в руки, чтобы сесть за руль. В висках стучало одно: «Дети живы, дети живы».
— Нам позвонила невестка Наташа — она плакала в трубку и умоляла поскорее приехать, — рассказывает мама Владислава. — Уже возле дома мы увидели оцепление. Жуткая картина: выбитые стекла в шестом подъезде, «скорые», пожарные, плач... Подбежали к дому, встретили сына, на нем лица не было... На месте их квартиры зияла огромная дыра. Детей мы не увидели, их увезли в больницу. Наташа отправила нас к девочкам, а сама осталась ждать. Ведь под завалами еще оставалась ее мать. Теплилась надежда: вдруг произошло чудо, как с девочками? Всю ночь Владислав и Наталья просидели у подъезда в надежде на чудо. Увы... Тело Светланы Федоровны нашли только утром...
В детской больнице из операционной доносился крик Насти. Слава Богу, что у нас есть такие специалисты, как Юрий Иванович Гайдамакин. Он настоящий профессионал и прирожденный детский врач. Меня поразило, как он умело общался с девочками. Их, еще не оправившихся от шока, он сумел не только успокоить, но и рассмешить. Хотя Настя все время звала бабушку и приговаривала: «Бабулечка, я не смогу без тебя жить!»
Меня тронуло доброе отношение всего медицинского персонала
Хочется поблагодарить весь коллектив больницы — завотделением травмотологии Геннадия Анатольевича Григорьева, медсестер Анжелику Анатольевну Бородинец, Любовь Иосифовну Киселеву, Оксану Евгеньевну Волкову, старшую медсестру Ольгу Евгеньевну Климанову, всех нянечек, санитарок, уборщиц. Эти люди действительно относятся к своей работе с любовью. Они сделали все, чтобы девочки поскорее забыли этот ужас.
— От квартиры практически ничего не осталось, зато теперь у нас высота потолков девять метров, — с грустью улыбается Владислав Богушев.
Сейчас семья живет на даче. Городские власти предлагали Богушевым поселиться в профилактории университета, но они отказались. Младшенькая Ульяна практически не вспоминает о случившемся. Она отделалась лишь ушибами и ссадинами. Первые дни плакала из-за пропажи своего плюшевого мишки, с которым привыкла засыпать. К счастью, любимую игрушку удалось найти. Отыскали под обломками и кое-какие документы Богушевых. А еще Ульяна переживала, что все приготовленное для первого класса потеряно. Однако побывавший в гостях у девочек мэр Луганска Сергей Кравченко успокоил будущую первоклассницу и заверил, что все необходимое для учебы у нее непременно будет.
У Насти перелом руки и пальцев, смещение шейных позвонков, но ее уже выписали из больницы. Постепенно девочка выздоравливает, правда, постоянно ездит на перевязки.
— Конечно, она еще вздрагивает и вскрикивает по ночам, но держится молодцом, — рассказывает мама девочек. — Она у нас маленькая героиня, я ей так и говорю. Сейчас главное поправить ее здоровье и вылечить руку, а все остальное — дело наживное.
— Вы знаете, мне так приятно, что столько людей, знакомых и незнакомых, откликнулись на нашу беду, — говорит Владислав. — Честно говоря, до случившегося считал, что мир стал жестоким. Слава Богу, я ошибался. Нам принесли много вещей, одежды, люди звонят, предлагают помощь.
Одноклассники и друзья Насти тоже не остались безучастными.
— После взрыва нам позвонила одноклассница дочери, тоже Настя: «Я буду донором, сдам кровь для Насти, вы только скажите», — едва сдерживая слезы, вспоминает Наталья Богушева. — Спасибо всем, кто отозвался на нашу беду.
Удивительно, но во время нашего разговора Наталья и Владислав неоднократно повторяли: «Да у нас уже все в порядке. Вы лучше Меркуловым помогите. У них мама и папа в больнице, дедушка погиб, а дочь Лера до сих пор в тяжелом состоянии в больнице. Им помощь нужнее».
Семья Меркуловых жила на седьмом этаже. Их квартиры тоже нет. Лера Меркулова и Настя Богушева выросли вместе — ходили в один детсад, потом в школу.
— Мы и раньше дружили, а горе объединило нас еще больше, — говорит Наталья. — Слава Богу, Лерочка начала самостоятельно дышать и постепенно выходит из комы.
По мнению городских властей, в трагедии, скорее всего, виноват хозяин квартиры № 318, где произошел взрыв. Он сделал несанкционированную перепланировку, и якобы был неправильно установлен газовый котел.
Информацию о ремонте в этой квартире подтверждает и найденный в эпицентре взрыва пропановый баллон: горелки используют при установке натяжных потолков.
— То, что я видел в квартире, — просто ужас, — делится впечатлениями председатель Луганской облгосадминистрации Владимир Пристюк. — Собственник жилья снес несущие стены, и об этом никто не знал.
Побывавший в Луганске сразу после трагедии первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Григорий Семчук также говорил о несанкционированной перепланировке:
— Хозяин снес стены, хотя перед планировкой должен был составить проект. Разве этот человек — инженер? Нет! А проект должен быть разработан инженером, а затем его надо согласовать с рядом инстанций. Тогда мы могли бы предъявить претензии проектировщику.
Другая возможная причина взрыва — утечка газа. И именно она, по предварительным данным, называется как основная версия трагедии.
— На данный момент комиссия продолжает работать, — говорит Владимир Пристюк. — Но в любом случае мы знаем, что это был взрыв газовой смеси, а источник — двухконтурная колонка, которая пропускала газ.
И это при том, что по всем правилам
С другой стороны, в случае взрыва бытового газа есть огонь. Причем очень высокой температуры. Тут же ничего подобного не было.
— Мы отстаиваем версию, что это не взрыв бытового газа, не было характерного для таких случаев последующего горения, — в свою очередь утверждает гендиректор «Луганскгаза» Сергей Кузьменко. — В пользу нашей версии говорят конструктивные особенности газового оборудования в квартире, которая стала эпицентром взрыва: колонка находилась близко к лоджии и открытым окнам, то есть газ не мог скопиться в достаточном количестве для такого взрыва.
— Я тоже не верю, что взорвался газ, — говорит Владислав Богушев. — У нас нет обгоревших вещей. Дочь говорит, что был сильный хлопок, а потом все рухнуло.
В конце минувшей недели прокурор Луганской области Анатолий Мельник заявил, что, хотя работа комиссии и экспертов все еще продолжается, у следователей осталась одна версия причины произошедшего — нарушение правил эксплуатации и обслуживания бытового газа. Особенности и характер разрушений здания, стен, плит перекрытий позволяют допустить, что причиной был взрыв газовоздушной смеси, который стал следствием нарушения правил эксплуатации и обслуживания газовых приборов. А это уже могло произойти как из-за небрежности самих жителей дома, так и по вине газовиков.
— По закону на расследование дела отводится месяц, — сказал Анатолий Мельник. — Но в данном случае нам предстоит еще много поработать, дождаться заключений всех экспертиз и выводов привлеченных специалистов, ученых. Окончательные результаты будут оглашены лишь после завершения полного комплекса мероприятий.
Побывавший в Луганске премьер-министр Украины Николай Азаров пообещал оказать финансовую поддержку для проведения ремонтных работ в пострадавшем доме и дал поручение завершить восстановительные работы и вселить людей в пострадавшие квартиры до начала отопительного сезона.
P.S. В Луганске открыт специальный счет, на который можно перечислить благотворительные взносы в помощь пострадавшим в результате взрыва.
Одержувач: Виконавчий комітет Луганської міської ради
Реквізити: ЄДРПОУ 04052040 ГУДКСУ у Луганській області
МФО 804013
Р/Р35424035001132
Призначення платежу: «На ліквідацію надзвичайної ситуації, що сталася 11.08.2013 внаслідок вибуху в квартирі багатоповерхового житлового будинку по вул. Шевченко Т. Г., 4, її наслідків та на надання матеріальної допомоги»
3999Читайте нас в Facebook