«Многие уманчане не выдерживают соседства с шумными хасидами, вот и продают им жилье»
И снова сентябрь, и снова брацлавские хасиды «взяли» Умань. Около 30 тысяч паломников из многих стран мира заполонили маленький городок на Черкасчине, чтобы в 5774-й раз встретить Рош Ашана, иудейский Новый год, на могиле своего цадика Рабби Нахмана. Молясь, они просят у святого отпущения грехов, а также удачи и благополучия в наступающем году. Ведь, как завещал великий Рабби, если в Рош Ашана ученики зажгут свечу на его могиле, прочитают молитву Божьего откровения «Тикун Аклали» и пожертвуют на «удоко» (благотворительность) хотя бы несколько копеек, и они сами, и их дети и внуки будут удостоены большой милости.
— Подготовка к празднику праздников, Рош Ашана, в Умани начинается примерно за три месяца до его начала, — рассказывает вице-президент Международного благотворительного фонда брацлавских хасидов имени Рабби Нахмана Шимон Бускила. — Разбиваем палаточные городки, проводим легкие ремонты в синагоге и могильном комплексе, заключаем договора со всеми городскими службами, чтобы во время праздника не было никаких проблем с водо- и газоснабжением, электричеством. А в это время готовятся к поездке в Умань и наши единоверцы в Израиле и других странах. Налаживают сотрудничество с турагентствами, занимающимися религиозным паломничеством, заказывают чартерные авиарейсы. Большинство паломников приезжает в Умань каждый год, а примерно пятая их часть — «новобранцы», то есть те, кто впервые отправился в Умань праздновать Рош Ашана. Для брацлавских хасидов поездка в Умань, к Рабби Нахману, — очень важное событие. Паломники летят к цадику самолетом, плывут морем, едут автомобилями...
*Каждый сентябрь население небольшой Умани за счет прибывающих на праздник хасидов увеличивается на треть (фото автора)
За долгие годы паломничества хасиды привыкли к тому, что путь в Умань не из легких и что за поездку придется выложить немалые средства. Многие вынуждены одалживать деньги или брать кредиты в банке. Ведь большинство хасидов всю жизнь лишь молятся и нигде не работают, а все их образование — это религиозная школа. Живут же они на пособия, которые им выплачивают в Израиле и США за «пейсы», то есть за религиозность. С гордостью заявляют, что они люди духовные и предпочитают посвятить себя Господу и молитве, а не зарабатыванию денег. Впрочем, есть среди хасидов также известные политики, предприниматели, юристы, банкиры, артисты. Многие из них в эти праздничные дни тоже в Умани.
Некоторые едут в Умань семьями, даже с грудными детьми. Паломники считают, что чем раньше их дети узнают о цадике и его учении, тем лучше и содержательнее будет их жизнь. Во время паломничества малышей и мальчиков постарше собирают в группы на зеленых лужайках и преподают своеобразные уроки по изучению Торы.
Паломники понимают, что создают неудобства уманчанам в дни праздника. Ведь в «хасидской Мекке», как называют городской квартал с мемориальным комплексом цадика, в эти несколько дней население
— Мы постоянно напоминаем паломникам, что они в Умани гости, что следует дружелюбно относиться к местным жителям, уважать законы Украины, — продолжает Шимон Бускила. — И разъяснительная работа принесла свои результаты — в прошлом году никто из приехавших на Рош Ашана в Умань наших единоверцев не был депортирован за нарушение правопорядка. С уважением относимся и к символам других религий. Но появление православного креста с распятием на берегу пруда, где мы вот уже на протяжении многих лет молимся в праздничные дни, удивило. Мы встретились с архиепископом Умани и представителями общественных организаций, установившими крест, чтобы попросить перенести его в другое место. Объяснили, что молиться рядом с православным крестом не сможем. К тому же опасаемся разного рода провокаций во время праздника и не исключаем, что провокаторы могут быть и среди наших. Нам непонятно поведение людей, которые таким образом пытаются разжечь межнациональные конфликты. Впрочем, христианские активисты уверенно заявили, что никаких провокаций не будет, и отказались переносить крест. Поэтому пришлось уйти нам. Будем молиться в другом месте, а в каком именно, объявим паломникам перед самой молитвой.
Как и в предыдущие годы, за несколько дней до праздника «хасидский микрорайон» полностью «окольцован» милицейскими патрулями. Правопорядок им помогают поддерживать 12 полицейских из Израиля. Движение транспорта ограничено, кроме легковушек и автобусов с паломниками, спецтранспорта и автомобилей водителей, которые здесь проживают. Местных жителей пропускают по спецпропускам и регистрации в паспортах.
Непосредственно у места поклонения — мемориала Рабби Нахмана дежурят бойцы спецподразделения «Беркут». Милицейские патрули поддерживают правопорядок в двух палаточных городках на улицах Челюскинцев и Щорса. Здесь поселяются малоимущие паломники. За приют и угощения на протяжении нескольких праздничных дней они платят, кто сколько может. Цены на жилье для более состоятельных приезжих в дни праздника колеблются от 300 до 450 долларов для одного за несколько дней проживания в центре городка и до 100 долларов на отдаленных улицах. Многие постояльцы, которые на протяжении долгих лет останавливаются у одних и тех же хозяев и успели даже подружиться с ними, просят пересмотреть «ценовую политику», иначе грозятся съехать. А еще рассказывают, что их боссы обещают построить в Умани огромный жилищный центр, в котором могли бы разместиться все паломники. И уманчане вынуждены уступать...
Еще несколько лет назад хасиды старались поселиться поближе к мемориалу, чтобы цадик «услышал» их, когда они будут молиться на съемных квартирах и в домах. Теперь же те, кому жилье здесь не по карману, начинают активно осваивать другие микрорайоны города, подешевле, и даже пригородные села.
В Рош Ашана у хасидов не принято говорить о делах. Они беседуют только о Рабби и верят, что цадик замолвит за них словечко перед Всевышним. «Не забывай, что Господь — твой добрый друг. Он любит тебя, просто поговори с ним, он придет и поможет», — напоминают паломники друг другу. Также они проводят обряд омовения в микве (ритуальной ванне), чтобы смыть старые грехи. А еще передают Рабби записки от родственников, друзей и знакомых с просьбами излечить от болезни, помочь преодолеть какие-то житейские трудности. Эти записки хасиды оставляют в специальных деревянных ящичках. Трогателен момент праздника, когда верующие бережно несут свиток, данный евреям Господом. А затем прислушиваются к звукам шофара — бараньего рога, провозглашающего, что Новый год наступил и необходимо совершить как можно больше добрых дел, тогда Всевышний простит им все прегрешения и запишет в Книгу Жизни.
Веселые песни и танцы звучат повсюду. И, конечно же, хасиды любят вкусно поесть. Главный праздничный стол, за которым одновременно могут поместиться 16 тысяч гостей, накрыт в огромной столовой на улице Пушкина, 21б. Кроме этой столовой, есть еще и другие, поменьше. Уманские санитарные врачи постоянно проверяют состояние пищеблоков. Интересно, что овощи, фрукты, мясо, крупы и некоторые другие продукты для праздничного стола хасиды закупают в хозяйствах и на предприятиях Черкасской и соседних областей. В этом году сертифицированной продукции для праздничного стола заготовлено на 15 миллионов гривен. А ведь раньше все необходимое привозили из Израиля. Теперь оттуда везут лишь форель, кошерные сладости и вино. Водку и другие горячительные напитки, отмечают хасиды, везти с собой нет смысла, ведь в Украине ее и так много — больше, чем у них на родине. К слову, потреблять спиртное религия им не запрещает.
Все блюда на праздничном столе имеют особый смысл. К примеру, булочки-халы и яблоки с медом символизируют, что наступивший год будет сладким, гранат — это знак «умножения заслуг», тыквенные семечки — к богатству и прибыли, а рыбья или баранья голова обозначают, что надо быть «в голове» — то есть впереди, а не в хвосте.
Более состоятельные паломники, прибывающие в Умань целыми компаниями, везут с собой поваров и готовят праздничный стол прямо в арендованных жилищах. А перед отъездом складывают кухонную утварь с огромными кастрюлями в большие дорожные сумки и вместе с духовыми шкафами и микроволновками оставляют хозяевам на хранение.
— Да у нас в Умани во время Рош Ашана куда ни глянь — одни «веселые картинки», — улыбается Валентина с улицы Софьи Перовской. — Я, например, однажды наблюдала, как несколько разгуливавших на рынке гостей набросились на... свиную голову, выставленную на прилавке, и, энергично жестикулируя, стали объяснять продавцу, дескать, надо убрать. Сами свинину не едят и, видимо, не хотят, чтобы ее покупал еще кто-то. Впрочем, как только торговец взялся воспитывать их, тут же удалились... По рынку хасиды пройтись любят и все выискивают подарки для оставшихся на родине родственников. Приобретают детские игрушки, деревянные матрешки, шкатулки, меховые шапки и всегда торгуются. Загадкой остается, почему рыбу они предпочитают покупать с чешуей, а куриные яйца — только белые.
— Я вот специально для хасидов изготовил деревянные подсвечники — ручная работа, они такое любят, а мне говорят, что торговать у «хасидского городка» не положено, — жалуется мужчина, отказавшийся представиться. — Оказывается, выносную торговлю запретили в связи с возможностью терактов.
— И в Рош Ашана, и в субботу — шабат по-ихнему — хасидам нельзя выполнять никакую работу, — добавляет уманчанин Юрий. — Им запрещено говорить по телефону, смотреть телевизор, управлять автомобилем. Даже включать и выключать свет в комнате, зажигать газовую конфорку, покупать что-либо, ведь держать деньги в руках нельзя — это, оказывается, тоже работа! Как-то поинтересовался у своих постояльцев, кто же все это делает за них в субботу там, дома. Оказывается, и электричество, и даже сливной бачок унитаза у них включаются автоматически. И со всем остальным тоже справляются.
— К хасидам, за тысячи километров приехавшим на несколько дней праздновать в Умань, мы никаких претензий не имеем, пусть молятся на здоровье, — присоединяется к разговору Лидия Михайловна. — А вот те, которые живут в Умани постоянно, ведут себя уж слишком вольготно и открыто заявляют, что выживут нас с родной земли. Им уже принадлежит более 400 квартир и домовладений в нашем микрорайоне, это на добрую сотню больше, чем в прошлом году. Наши люди просто не выдерживают соседства с ними, вот и продают им жилье, а сами переселяются туда, где поспокойнее. Тем временем новые хозяева рубят вековые деревья, перекрывают дороги, обставляют наши дома торговыми киосками и супермаркетами. Мы жалуемся в горсовет...
Хасиды тоже жалуются. Примерно за месяц до праздника злоумышленники, жестоко избив охранника, украли сейф с 50 тысячами долларов (по другим данным — 40 тысяч), предназначавшимися для строительства палаточного городка. К сожалению, это преступление остается нераскрытым.
Тем временем местные власти работают над тем, чтобы увеличить поступления в бюджет города.
— Огромные резервы для наполнения городского бюджета кроются в арендной плате за жилье во время паломничества хасидов в Умань, в предоставлении им транспортных и других услуг, — уверяет заместитель городского головы Петр Паевский. — Десять групп из налоговой службы во время праздника заглянут в каждый двор, в каждую квартиру, где проживают зарубежные гости. Количество постояльцев налоговики уточнят не только у владельцев жилья, но и у хасидов. Ведь многие предприимчивые уманчане, да и иностранцы, построили мини-отели, в которых во время праздника проживает по
Читайте нас в Facebook