Почему за последние три года не раскрыт ни один из поджогов автомобилей госслужащих в Закарпатье?
Пылающие автомобили в последнее время стали «изюминкой» Закарпатья — столько машин не поджигают ни в одной другой области Украины. Подавляющее большинство потерпевших — представители власти (в том числе народные избранники разных уровней) и правоохранители.
Mersedes Benz ML 350 прокурора Мукачева сожгли аккурат в День прокуратуры
Вот лишь некоторые из наиболее резонансных за последние два с лишним года поджогов автомобилей в Закарпатье.
Ночью 18 мая 2011 года в городе Виноградов неизвестные подожгли ВАЗ-21093 главного редактора независимого еженедельника «Черная гора» Владимира Мочарника. Прибывшие на вызов пожарные не дали огню перекинуться на частный дом, однако автомобиль сгорел практически полностью. В 2003 году преступники уже пытались поквитаться с журналистом — бросили в окно его дома «коктейль Молотова». Однако прикрепленный к бутылке запал потух, и жидкость не воспламенилась.
Через полтора месяца в том же городе, в ночь на 9 июля, запылал Mersedes Benz прокурора Хустского района Ивана Кайло. Автомобиль стоял во дворе частного дома, так что поджигателям пришлось перелезть через забор.
23 февраля 2012 года средь бела дня рядом с Административным судом Закарпатской области вспыхнул ВАЗ-2109 сотрудника отдела по борьбе с торговлей людьми и киберпреступностью облуправления милиции Михаила Данило. Владелец машины в это время был на судебном заседании, рассматривавшем его конфликт с отделом внутренней безопасности УМВД. Рядом со сгоревшей легковушкой милиционеры обнаружили емкости с остатками бензина, кожаный чехол с ключами и... милицейский жетон с печатью для закрывания сейфов.
В ночь на 10 июня 2012 года в Ужгороде сожгли джип Toyota Highlander, принадлежащий члену исполкома Ужгородского горсовета Маргарите Мощак. Интересно, что в течение трех месяцев злоумышленники умудрились шесть раз поджечь собственность бизнес-леди, в том числе два ресторана и два автомобиля. Последний инцидент зафиксировала камера видеонаблюдения, на записи можно различить даже лица двух поджигателей. Потерпевшая сообщила правоохранителям, что подозревает в организации преступлений одного из бывших высокопоставленных чиновников Ужгородской мэрии, однако ни один из поджогов раскрыть не удалось.
Через полторы недели, в ночь на 19 июня, в Ужгороде сожгли Toyota Avensis начальника городского отделения ГАИ Алексея Спивака. Милиционер считает, что преступление связано с его служебной деятельностью и пообещал 10 тысяч гривен за информацию о поджигателях, но...
Ночью 1 декабря 2012 года в Мукачеве сгорел новый внедорожник Mersedes Benz ML 350, которым пользовался прокурор города Руслан Биловар. Автомобиль был зарегистрирован на его мать — пенсионерку. Символически, что поджог совершили аккурат в День прокуратуры. Прокурор области взял расследование преступления под личный контроль, но результатов нет.
Ровно через три недели, в ночь на 22 декабря, в Ужгороде сожгли кроссовер Hyundai Santa Fe заместителя мэра Ужгорода Юрия Белякова. Автомобиль стоял на улице, под окнами дома, где живет Беляков.
Наглость и безнаказанность поджигателей задели правоохранителей за живое. В феврале этого года областной прокурор (теперь уже бывший) Анатолий Петруня резко раскритиковал милицию за профессиональную непригодность. «Криминогенная ситуация в области, особенно, что касается поджогов автомобилей и имущества, в том числе правоохранителей и чиновников, приобретает угрожающий характер, — заявил он. — Ни одно резонансное преступление этой категории не раскрыто, почти во всех уголовных делах следствие приостановлено на основании пункта 3 статьи 206 УПК (не установлена личность преступника). Прокуроры изучили эти уголовные производства и выяснили, что досудебное расследование проводилось на крайне низком профессиональном уровне, а следственные действия бесплановые и эпизодические. В двадцати оперативно-розыскных делах с момента открытия не проводились никакие розыскные мероприятия. Дела лежат без движения, несмотря на то, что уже неоднократно проверялись областной прокуратурой, по ним давались указания об устранении нарушений».
В итоге прокурор потребовал привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников областного управления МВД, которые не справились с выполнением возложенных на них обязанностей по раскрытию резонансных преступлений.
Обезопасить себя от подобного «акта возмездия» не может никто
Жесткое заявление прокурора услышали. Правда, не те, кому оно адресовалось. Через полторы недели, в ночь на 22 февраля 2013 года, в Мукачеве во дворе частного дома подожгли кроссовер Suzuki Grand Vitara начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Ужгородского горотдела милиции Василия Швардака (автомобиль зарегистрирован на его супругу). Милиционер заявил, что связывает преступление со служебной деятельностью.
Дальше — больше. В ночь на 28 апреля в Ужгороде во дворе частного дома загорелся новый внедорожник Mersedes Benz ML 350 проректора Ужгородского национального университета, депутата областного совета Юрия Пересты. А через шесть дней на заднем дворе Ужгородского горсовета загорелся служебный BMW 520 начальника департамента городского хозяйства Алексея Касперова. По соседству находится здание областного управления СБУ, и камеры наблюдения зафиксировали преступников, обливших бензином и поджегших автомобиль, однако найти их не удалось.
Не прошло и двух недель, а в Ужгороде случился новый поджог — двойной. В ночь на 15 мая на охраняемой автостоянке запылали Skoda Octavia и Hyundai Santa Fe. Первая машина принадлежала судье Великоберезнянского районного суда (проживающему в Ужгороде), вторая — частному предпринимателю. Обе практически полностью уничтожены огнем.
В ночь на 11 июля в Ужгороде во дворе многоэтажки неизвестный мужчина с капюшоном на голове, не спеша, облил горючим из бутылки и поджег KIA Ceed активиста «Дорожного контроля».
Ровно через сутки в селе Сторожница возле Ужгорода сожгли внедорожник Honda Pilot начальника областного управления по борьбе с организованной преступностью Николая Кулитки (дорогой джип был зарегистрирован на его жену). Кроме автомобиля огонь повредил также крышу частного дома.
20 августа около 22 часов в Чопе сгорел кроссовер Suzuki Grand Vitara начальника штаба Чопского пограничного отряда Виктора Потетенина. Через неделю, 26 августа, в Ужгороде подожгли BMW 750, принадлежавший частному предпринимателю, депутату горсовета от Партии регионов Михаилу Чурило. Хозяин пытался сбить пламя подручными средствами еще до приезда пожарных, однако огонь полностью уничтожил дорогой автомобиль.
Попытка журналиста «ФАКТОВ» получить комментарий в уголовном розыске закарпатского областного управления внутренних дел, которое занимается расследованием этих преступлений, успехом не увенчалась. Наверное, оперативников можно понять, ведь за последние несколько лет им удалось раскрыть лишь... один автомобильный поджог. В июне этого года в Мукачево
Во-первых, правоохранители стали заложниками и жертвами не только собственного непрофессионализма (на чем акцентировал внимание прокурор области), но и коррупции. Как утверждают неофициальные источники, в большинстве случаев пострадавшие из числа руководителей правоохранительных структур догадываются, кто и за что сжег их машины, но не рассказывают об этом следствию, чтобы избежать неудобных объяснений. При этом многих огорчает не столько поджог застрахованного автомобиля (его стоимость возместят страховые компании), как общественный резонанс и неизбежные вопросы: откуда деньги на такие дорогие «колеса»?
Во-вторых, поджог становится самым популярным в Закарпатье способом неформального выяснения отношений и разрешения конфликтов. И считать такие действия «народных мстителей», как иногда называют поджигателей, адекватными из-за невозможности добиться справедливости в законном порядке вряд ли правильно. То, что от поджогов страдают не только высокопоставленные чиновники и милиционеры, но и предприниматели, активист «Дорожного контроля» или оппозиционный журналист, свидетельствует, что обезопасить себя от подобного «акта возмездия» не может никто. Кто-то поджигает автомобиль недругу, поскольку не может добиться справедливости от государства, а кто-то мстит за невыполненные договоренности или резкую критику.
В-третьих, количество поджогов в будущем, увы, может только расти. Известное правило, что нераскрытые преступления неизбежно влекут рост их количества, подтверждается цифрами. «ФАКТАМ» удалось узнать статистику поджогов за последние три с половиной года. Если в 2010 году в Закарпатье сожгли всего шесть машин, то в
Читайте нас в Facebook